Возврат НДС, отказ в возврате по выявленным нарушениям по аналитическому отчету «Пирамида»

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК,  о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.04.2022г. по 30.06.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК в сумме 10 806,8 тыс.тенге,  о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 99 794,1 тыс.тенге.

Компании «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части неподтверждения к возврату суммы НДС в размере 72 952,8 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога нарушение подпункта1) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не подтвержден возврат НДС за 2 квартал 2022г. в сумме 72 952,8 тыс.тенге, в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

С данными выводами налогового органа Компания «А» не согласна в части отказа в возврате НДС в сумме 72 952,8 тыс.тенге по итогам направления запросов об устранении нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида» незаконным и подлежащим отмене.

Компания «А» в жалобе отмечает, что по результатам проверки сформирован отчет «Пирамида» по сверке облагаемых оборотов по НДС каждого из поставщиков по выписанным ЭСФ, при этом, разница у поставщиков между отраженной ими суммой НДС по налоговой декларации и суммой по всем выписанным поставщиками электронных счетов-фактур (далее - ЭСФ) не является нарушением, препятствующим возврату превышения НДС.

По мнению Компании «А», подобный подход является ошибочным, так как перечень нарушений, указанных в пунктах 46, 52 Правил возврата превышение НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее - Правила от 19.03.2018г. №391) противоречит положениям статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., регулирующим порядок проведения тематической проверки и применения отчета «Пирамида». При этом, пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса предусмотрено, что при формировании отчета «Пирамида» анализируется налоговая отчетность по НДС, представленная налогоплательщиком, и сведения информационных систем, а не налоговая отчетность по НДС, представленная поставщиком и сведения информационных систем.

Также не учтено, что Компания «А» имеет право на применение упрощенного порядка, так как состоит на мониторинге крупных налогоплательщиков.

Кроме того, в жалобе Компания «А» указывает, что акт налоговой проверки не содержит подробного описания выявленных нарушений и не приложены документы, явившиеся основанием для отказа в возврате превышения НДС (запросы, ответы и аналитический отчет «Пирамида»).

В жалобе Компании «А» указано, что по результатам проверки поставщику Компании «А» Компания «Т» (который в акте налоговой проверки признан взаимосвязанной стороной, находящийся под контролем Компании «А»), также сформирован отчет «Пирамида» и по поставщикам, которого выявлены нарушения и Компании «А» отказано в возврате сумм НДС.

Также по мнению Компании «А» по результатам налоговой проверки дважды отказано в возврате превышения НДС по причине суммирования нарушений на сумму 2 968,2 тыс.тенге по поставщикам Компании «Н», Компании «К», Компании «L», Компании «К», Компании «Е» по отчету «Пирамида» сформированному по Компании «А» и по Компании «Т»  и допущена арифметическая ошибка в сумме 37,9 тыс.тенге.

При этом, Компании «А» отказано в возврате превышения НДС по нарушениям третьих лиц, с которыми проведена работа по выяснению фактических обстоятельств по нарушениям и установлено, что поставщики свои обязательства исполняют надлежащим образом и в сроки, установленные законодательством.

Из акта налоговой проверки следует, что согласно подпункту 1) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не подтвержден возврат НДС за 2 квартал 2022г. в сумме 72 952,8 тыс.тенге, в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 429 Налогового кодекса превышение налога на добавленную стоимость, указанное в пункте 1 настоящей статьи, сложившееся у плательщика налога на добавленную стоимость, имеющего право на упрощенный порядок возврата налога на добавленную стоимость, подлежит возврату.

Превышение налога на добавленную стоимость, установленное настоящим пунктом, возвращается по выбору налогоплательщика порядка и сроков, которые установлены статьями 431, и (или) 433, и (или) 434 настоящего Кодекса.

В случае выбора статьи 434 настоящего Кодекса на оставшуюся часть превышения налога на добавленную стоимость налогоплательщик вправе применить статьи 431 и (или) 433 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 434 Налогового кодекса, упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость заключается в осуществлении возврата превышения налога на добавленную стоимость без проведения налоговой проверки.

Право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость имеют плательщики налога на добавленную стоимость, представившие декларации по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, состоящие не менее двенадцати последовательных месяцев на налоговом мониторинге и не имеющие неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности на дату представления декларации по налогу на добавленную стоимость.

При этом возврату в упрощенном порядке подлежит превышение налога на добавленную стоимость:

для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, – в размере не более 70 процентов от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период;

для налогоплательщиков, состоящих на горизонтальном мониторинге, – в размере не более 90 процентов от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период.

Согласно пункту 2 статьи 431 Налогового кодекса основанием для возврата превышения НДС является акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы НДС, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком).

В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28.12.2020г. №1241, Компании «А» состоит в перечне крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка Компании «А» произведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 2 квартал 2022г.

Сумма НДС, указанная Компанией «А» в требовании о возврате превышения НДС за период с 01.04.2022г. по 30.06.2022г., составляет             4 805 611,6 тыс.тенге, в том числе:

 - 3 363 928,1 тыс.тенге в связи с применением упрощенного порядка возврата в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса;

- 1 441 683,4 тыс.тенге в связи с применением пункта 5 статьи 429 Налогового кодекса.

По результатам налоговой проверки не подтверждена к возврату сумма 72 952,8 тыс.тенге по причине того, что на дату завершения налоговой проверки 30 поставщиками не устранены выявленные нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Следует указать, что статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с пунктом 75 пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года №370 утверждены Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы.

Следует отметить, что согласно подпункту 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

При этом указанные положения подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость.

Кроме того, следует указать, что Правил от 19.03.2018г. №391 разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» и устанавливают порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР.

Так, согласно пунктам 11 и 45 Правил от 19.03.2018г. №391 при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Согласно пункту 52 Правил от 19.03.2018г. №391  при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам.

Пунктом 67 Правил от 19.03.2018г. №391 предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки.

Также, небходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса по завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием подробного описания выявленных нарушений с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены.

В рассматриваемом случае, из пункта 2.11 акта налоговой проверки следует, что согласно сформированного аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам за период с 01.04.2022г. по 30.06.2022г. выявлены нарушения у 30 непосредственных поставщиков, у которых установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженными в ИС ЭСФ в размере 72 952,8 тыс.тенге, по которым направлены запросы на устранение нарушений по подтверждению НДС в территориальные Управления государственных доходов по данным поставщикам.

При этом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что на момент завершения налоговой проверки не устранены выявленные нарушения по сформированному аналитическому отчету «Пирамида» 30 непосредственным поставщикам НДС на сумму 72 914,9 тыс.тенге, в том числе:

-по 11 поставщикам Компании «Т», признанных по результатам налоговой проверки взаимосвязанной стороной, на сумму 69 081,0 тыс.тенге;

-по 19 непосредственным поставщикам Компании «А»  на сумму        3 833,9 тыс.тенге.

Относительно Компании «Т» следует указать, что согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые являются крупным акционером, крупным участником или должностным лицом одного юридического лица являются крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом другого юридического лица.

При этом, по данным ИНИС РК руководителем (должностным лицом) Компании «А»   и Компании «Т» является С.

В соответствии с пунктом 54 Правил от 19.03.2018г. №391 непосредственными поставщиками признаются поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги через взаимосвязанных сторон и (или) лиц, находящимися под контролем по отношению к проверяемому услугополучателю.

Таким образом, согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса Компании «Т» признается взаимосвязанной стороной по отношению к Компании «А», а также в соответствии пунктом 54 Правил от 19.03.2018г. №391 поставщики Компании «Т», признаются непосредственными поставщиками Компании «А».

При этом, как указано в жалобе, Компанией «А» самостоятельно произведен анализ по 11 поставщикам Компании «Т» на сумму 69 081,0 тыс.тенге, выявленные нарушения по НДС в аналитическом отчете «Пирамида» к моменту завершения налоговой проверки либо отсутствовали, либо были устранены поставщиками (Компании «О», «В», «В», «М», «Р», «G», «S», «N», «S», «C»,  «R»).

Также, Компанией «А» к жалобе приложены ответы Компании «O» от 06.01.2023г., Компании «В» от 09.01.2023г., Компании «В» от 20.12.2022г.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы произведен анализ отнесенных сумм в зачет Компании «Т» и анализ устранения выявленных нарушений по вышеуказанным поставщикам:

- по Компании «О» отнесено в зачет НДС в сумме 92 319,4 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС по выписанным ЭСФ в размере 64 079,3 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос на устранение нарушений, выявленных по результатам формирования отчета «Пирамида» (далее – Запрос) в Управление государственных доходов.

При этом из ответа данного предприятия №16 от 06.01.2023г. направленного в адрес Компании «Т», следует, что в ИС ЭСФ подгружены ЭСФ оформленные в адрес Компании «Т», которые отражены в составе оборота по реализации в строке 300.00.001 и в строке 300.00.001 I Декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2022г., тогда как расхождение НДС выявлено между данными декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2022г. и с данными ЭСФ, выставленными в адрес всех покупателей. Следовательно, доводы, приведенные в ответе данного предприятия от 06.01.2023г. не являются подтверждением устранение выявленных нарушений.

Также, следует отметить, что Компания «О» 11.12.2022г. и 24.01.2023г. представлены дополнительные декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2022г., то есть после завершения налоговой проверки.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 64 079,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компания  «В» отнесено в зачет НДС в сумме 12 067,3 тыс.тенге, по результатам налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 2 593,4 тыс.тенге, соответственно, по результатам налоговой проверки обоснованно не подтвержден к возврату НДС в сумме 2 593,4 тыс.тенге, в этой связи, направлен запрос в Управление государственных доходов.

При этом, из ответа Компании «В» от 09.01.2023г. направленного в адрес Компании «Т», следует, что в ИС ЭСФ подгружены ЭСФ, оформленные в адрес Компании «Т», которые отражены в составе оборота по реализации в строке 300.00.001 Декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2022г., тогда как расхождение НДС выявлено между данными декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2022г. и с данными ЭСФ, выставленными в адрес всех покупателей. Следовательно, доводы, приведенные в ответе данного предприятия от 09.01.2023г. не являются подтверждением устранение выявленных нарушений.

Также, из ответа Управления государственных доходов от 10.11.2022г. на запрос следует, что нарушение Компанией «В» не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 2 593,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «В» отнесено в зачет НДС в сумме 4 965,2 тыс.тенге, по результатам налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС по выписанным ЭСФ в размере 2 174,3 тыс.тенге, в этой связи, направлен запрос в Управление государственных доходов.

При этом, из ответа Компании «В» от 20.12.2022г. направленного в адрес Компании «А», следует, что по заключенному договору энергоснабжения, осуществляется реализация электроэнергии, а также своевременно и правильно выписываются накладные на отпуск товара и ЭСФ. На основании ЭСФ данные о реализации в полном объеме отражены в Декларации по НДС (ф.300.00) за предъявляемые периоды, по дате совершения оборота.

Вместе с тем, из ответа Управления государственных доходов от 10.11.2022г. на запрос следует, что нарушение Компанией «В» не устранено.

Также, следует отметить, что Компанией «В» 26.01.2023г. представлена дополнительная декларация по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2022г., то есть после завершения налоговой проверки.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 2 174,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «М» отнесено в зачет НДС в сумме 161,5 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 95,8 тыс.тенге. При этом, выявлено занижение НДС при сравнении НДС по реализованным товарам (работам, услугам), отраженного в декларации (ф.300.00) в сумме 645 000,0 тыс.тенге с НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 645 095,8 тыс.тенге, в этой связи, направлен запрос от 09.11.2022г. в Управление государственных доходов.

Также, из ответа Управления государственных доходов от 14.12.2022г. на запрос следует, что нарушение Компанией «М» не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 95,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компанией «Р» отнесено в зачет НДС в сумме 137,3 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 97,2 тыс.тенге. При этом, выявлено занижение НДС при сравнении НДС по реализованным товарам (работам, услугам), отраженного в декларации (ф.300.00) в сумме 13 249,0 тыс.тенге с НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 13 346,2 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос от 09.11.2022г. в Управление государственных доходов.

Также, из ответа Управления государственных доходов по г.Атырау от 10.11.2022г. следует, что нарушение Компанией «Р» не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 97,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «G» отнесено в зачет НДС в сумме 19,1 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 11,9 тыс.тенге. При этом, выявлено занижение НДС при сравнении НДС по реализованным товарам (работам, услугам), отраженного в декларации (ф.300.00) в сумме 48 008,8 тыс.тенге с НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 48 013,7 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос от 09.11.2022г. в Управление государственных доходов.

Также, из ответа Управления государственных доходов от 30.12.2022г. следует, что нарушение Компаниtq «G»  не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 11,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компанией «S» отнесено в зачет НДС в сумме 5,4 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 5,4 тыс.тенге. При этом, выявлено занижение НДС при сравнении НДС по реализованным товарам (работам, услугам), отраженного в декларации (ф.300.00) в сумме 3 771,2 тыс.тенге с НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 4 020,2 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос от 09.11.2022г. в Управление государственных доходов.

Также, из ответа Управления государственных доходов от 10.11.2022г. следует, что нарушение Компанией «S» не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 5,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «N» отнесено в зачет НДС в сумме 2,4 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 2,4 тыс.тенге. При этом, выявлено занижение НДС при сравнении НДС по реализованным товарам (работам, услугам), отраженного в декларации (ф.300.00) в сумме 25 815,1 тыс.тенге с НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 25 905,0 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос от 09.11.2022г. в Управление государственных доходов.

Также, из ответа Управления государственных доходов от 10.11.2022г. следует, что нарушение Компанией «N» не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 2,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «S» отнесено в зачет НДС в сумме 1,1 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 1,1 тыс.тенге. При этом, выявлено занижение НДС при сравнении НДС по реализованным товарам (работам, услугам), отраженного в декларации (ф.300.00) в сумме 21 160,6 тыс.тенге с НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 21 167,0 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос от 09.11.2022г. в Управление государственных доходов.

Также, из ответа Управления государственных доходов от 10.11.2022г. следует, что нарушение Компании «S»  не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 1,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «C»  отнесено в зачет НДС в сумме 0,5 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 0,5 тыс.тенге. При этом, выявлено занижение НДС при сравнении НДС по реализованным товарам (работам, услугам), отраженного в декларации (ф.300.00) в сумме 8 636,4 тыс.тенге с НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 10 129,8 тыс.тенге. В этой связи, по результатам налоговой проверки обоснованно не подтверждено к возврату наименьшая из сумм НДС 0,5 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос от 09.11.2022г. в Управление государственных доходов.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 0,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «R» отнесено в зачет НДС в сумме 19,4 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 19,4 тыс.тенге. Компании «R» отсутствует по юридическому адресу, акт обследования от 19.11.2022г. №20687. В этой связи, по результатам налоговой проверки обоснованно отказано в возврате НДС на сумму 19,4 тыс.тенге.

Таким образом, вышеуказанными поставщиками Компании «T» выявленные нарушения не устранены, соответственно, по результатам налоговой проверки обоснованно отказано в возврате НДС в сумме 69 081,0 тыс.тенге.

Относительно выявленных нарушений в результате проведенного анализа аналитического отчета «Пирамида» в отношении 19 непосредственных поставщиков Компании «A»  на сумму 3 833,9 тыс.тенге следует отметить.

Как указано в жалобе, Компанией «A» самостоятельно произведен анализ по 7 непосредственным поставщикам на сумму 3 440,4 тыс.тенге, выявленные нарушения по НДС в аналитическом отчете «Пирамида» к моменту завершения налоговой проверки либо отсутствовали, либо были устранены поставщиками (Компаниями «В», «S», «J», «M», «P», «V». «E».

В ходе рассмотрения жалобы произведен анализ устранения выявленных нарушений по вышеуказанным семи непосредственным поставщикам:

- по Компании «В» отнесено в зачет НДС в сумме 2 944,2 тыс.тенге, при этом, налоговой проверки расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС по выписанным ЭСФ в размере 2 174,3 тыс.тенге, в этой связи, направлен запрос от 10.10.2022г. в Управление государственных доходов.

При этом, из ответа Компании «В» от 20.12.2022г. направленного в адрес Компании «А», следует, что по заключенному договору энергоснабжения, осуществляется реализация электроэнергии, а также своевременно и правильно выписываются накладные на отпуск товара и ЭСФ. На основании ЭСФ данные о реализации в полном объеме отражены в Декларации по НДС (ф.300.00) за предъявляемые периоды, по дате совершения оборота.

Вместе с тем, из ответа Управления государственных доходов от 10.10.2022г. на запрос следует, что нарушение Компанией «В» не устранено.

Также, следует отметить, что Компанией «В» 26.01.2023г. представлена дополнительная декларация по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2022г., то есть после завершения налоговой проверки.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 2 174,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «S» отнесено в зачет НДС в сумме 3 029,1 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 249,0 тыс.тенге тыс.тенге. При этом, выявлено занижение НДС при сравнении НДС по реализованным товарам (работам, услугам), отраженного в декларации (ф.300.00) в сумме 3 771,2 тыс.тенге с НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 4 020,2 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос от 10.10.2022г. в Управление государственных доходов.

Также, из ответа Управления государственных доходов от 10.10.2022г. следует, что нарушение Компанией «S» не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 249,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «J» отнесено в зачет НДС в сумме 691,9 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 691,9 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос от 10.10.2022г. в Управление государственных доходов.

Также, из ответа Управления государственных доходов от 10.10.2022г. следует, что нарушение Компанией «J» не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 691,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

- по Компании «V» отнесено в зачет НДС в сумме 598,4 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 95,8 тыс.тенге.  В этой связи, направлен запрос от 10.10.2022г. в Управление государственных доходов.

Также, из ответа Управления государственных доходов от 28.11.2022г. следует, что нарушение Компаниtq «J»  не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 95,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «P» отнесено в зачет НДС в сумме 127,8 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 97,2 тыс.тенге. При этом, выявлено занижение НДС при сравнении НДС по реализованным товарам (работам, услугам), отраженного в декларации (ф.300.00) в сумме 13 249,0 тыс.тенге с НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 13 346,2 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос от 10.10.2022г. в Управление государственных доходов.

Также, из ответа Управления государственных доходов от 10.10.2022г. следует, что нарушение Компанией «P» не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 97,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным;

- по Компании «V» отнесено в зачет НДС в сумме 75,8 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 75,8 тыс.тенге. Компания «V» отсутствует по юридическому адресу, акт обследования от 06.10.2022г. №18908. В этой связи, по результатам налоговой проверки обоснованно не подтверждено к возврату НДС на сумму 75,8 тыс.тенге;

- по Компании «Е» отнесено в зачет НДС в сумме 56,2 тыс.тенге, по результатам налоговой проверки Компании «Е» расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 56,2 тыс.тенге, в этой связи, направлен запрос от 10.10.2022г. в Управление государственных доходов.

При этом из ответа данного предприятия от 21.22.2022г. направленного в адрес Компании «А», следует, что в оборот по реализации с Товариществом учтен в составе оборота по реализации в строке 300.00.001 и в строке 300.00.001 I Декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2022г.

Вместе с тем, из Управления государственных доходов от 01.12.2022г. следует, что нарушение Компанией «Е» не устранено.

Таким образом, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 56,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным

Таким образом, выявленные нарушения по аналитическому отчету «Пирамида» вышеуказанными поставщиками Компании «А»  не устранены на момент завершения проверки (02.12.2022г.), соответственно, по результатам проверки обоснованно неподтверждено в возврате превышения НДС.

Относительно арифметической ошибки на сумму 37,9 тыс.тенге следует отметить.

Как указано выше, согласно пункту 2.14 акта налоговой проверки неподтверждена к возврату сумма НДС в размере 72 952,8 тыс.тенге в связи с выявленными нарушениями в аналитическом отчете «Пирамида» по 30 непосредственным поставщикам, тогда как указано выше, фактическая сумма выявленных нарушений по данным поставщикам составила 72 914,9 тыс.тенге или излишне не подтверждена сумма превышения НДС в размере 37,9 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая норму подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 37,9 тыс.тенге, в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» по результатам налоговой проверки является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части неподтверждения к возврату суммы превышения НДС в размере 37,9 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

  • 3416
  • 0
  • 24 апреля 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.