Возврат НДС, отказ в возврате по выявленным нарушениям по аналитическому отчету «Пирамида»


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «P» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) начисления НДС и суммы превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.04.2023г. по 30.06.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 3 016,0 тыс.тенге.

Компания «P», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение пункта 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. и пункта 67 Правил №391, не подлежит возврату превышение НДС в сумме 3 016,0 тыс.тенге, в связи с наличием нарушений, выявленных в результате формирования аналитического отчета «Пирамида», расхождений между данными информационной системы электронные счета-фактуры (ИС ЭСФ) и данными налоговой отчетности по НДС по приобретению на различных уровнях, а также нарушений, предусмотренных пунктом 47 Правил №391.

С данным выводом налогового органа Компания «P» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки в нарушении подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса учтены нарушения предприятий, которые не являются поставщиками проверяемого налогоплательщика.

При этом Компания «P» считает, что положения Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденные Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391) позволяющие учитывать нарушения поставщиков последующих уровней противоречат нормам Налогового кодекса.

В жалобе Компания «P» приводит выдержки из Постановления судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан в отношении другого налогоплательщика.

Из Постановления судебной коллегии следует, что из норм подпунктов 2) и 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, пунктов 11 и 12 Правил №391 судебная коллегия приходит к выводу, что для целей возврата НДС имеет значение отсутствие нарушений по исчислению и уплате НДС непосредственными поставщиками по сделке с экспортером, в отношении которой и подано заявление на возврат. Наличие либо отсутствие нарушений у поставщика экспортера по сделкам с третьими лицами не должно влиять на оказание государственной услуги «Возврат налога на добавленную стоимость из бюджета» экспортеру.

Также, в жалобе Компания «P» указывает, что между Компанией «P» и поставщиками ТОО «V», ИП «К.Г.», ТОО «S», ТОО «K» расхождения отсутствуют и уведомления от органов государственных доходов не поступало.

Проверив доводы Компании «P», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

В соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

При этом, согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Следует указать, что согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, в том числе расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС ЭСФ и других ИС ОГД.

Необходимо отметить, что согласно пункту 53 Правил №391 сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в следующем порядке:

1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства с учетом фактов, указанных в пункте 52 настоящих Правил, до услугополучателя, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление;

2) устанавливается наименьшая из следующих сумм в совокупности:

суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

суммы НДС, отнесенной в зачет услугополучателем, представившим требование о возврате НДС или налоговое заявление, от непосредственного поставщика;

3) из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении, вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

При повторении нарушения на разных этапах поставки товаров, работ, услуг, вычитаемая сумма НДС определяется в пределах суммы такого нарушения.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с настоящим Кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, Компанией «P» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2023г. за период с 01.04.2023г. по 30.06.2023г. в сумме 88 956,4 тыс.тенге.

При этом, произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска, при этом суммарный итог баллов составляет 98,73 баллов, что не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».

По результатам аналитического отчета «Пирамида» по непосредственному поставщику ТОО «К» выявлены расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактура на сумму 37,8 тыс.тенге, в этой связи направлен запрос в Управления государственных доходов (от 11.10.2023г., 03.11.2023г.).

При этом, Компанией «P» от непосредственного поставщика ТОО «К» отнесен в зачет НДС в сумме 9 999,3 тыс.тенге, соответственно, наименьшая сумма НДС неподтвержденная к возврату составляет 37,8 тыс.тенге.

Кроме того, по результатам акта налоговой проверки по 4 непосредственным поставщикам Компании «P» (ТОО «V», ИП «К.Г.», ТОО «К», ТОО «S») выявлены нарушения налогового законодательства, установленные пунктом 52 Правил №391, приходящихся на поставщиков последующих уровней, по которым наименьшая сумма превышения НДС, неподтвержденная к возврату составляет 817,9 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 48 Правил №391 орган государственных доходов, назначивший тематическую проверку, направляет запрос о принятии мер на устранение нарушений по месту нахождения поставщика, по которому выявлены нарушения, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания срока, указанного в пункте 44 Правил.

В ходе налоговой проверки по выявленным нарушениям направлены запросы в Управления государственных доходов по месту нахождения поставщика последующих уровней (от 03.11.2023г.).

Таким образом, по результатам налоговой проверки направлены запросы по месту нахождения поставщика о принятии мер по устранению нарушений, по которому выявлены нарушения, соответственно, доводы Компании «P» в отношений непосредственных поставщиков не корректны.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.10 акта налоговой проверки).

Таким образом, по результатам налоговой проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 855,7 тыс.тенге (37,8+817,9) в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» по вышеуказанным непосредственным поставщикам и по поставщикам последующих уровней.

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС по риску, указанному в пункте 47 Правил №391, следует отметить.

Согласно пункту 47 Правил №391 риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:

1) применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;

2) действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;

3) притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).

В части установления данных рисков, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 настоящих Правил.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 120-1 Налогового кодекса налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

В рассматриваемом случае, Компанией «P» отнесен в зачет НДС в сумме 9 999,3 тыс.тенге от ТОО «K», при этом, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено, что у поставщика 6 уровня ТОО «F» возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан (ЕРДР), а также у поставщиков 6 уровня ТОО «U», ТОО «L» выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, при этом наименьшая сумма НДС составляет 2 160,3 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам налоговой проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 2 160,3 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» по риску, указанного в пункте 47 Правил №391.

Как отмечено выше, из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении, вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) пункта 53 Правил №391.

На основании вышеизложенного, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 3 016,0 тыс.тенге (855,7+2160,3) в связи с выявленными нарушениями налогового законодательства, установленными в результате анализа аналитического отчета «Пирамида» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.




  • 657
  • 0
  • 19 марта 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.