НДС- возврат НДС (по результату формирования аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам)

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) в части неподтверждения к возврату суммы налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 37 608,5 тыс.тенге.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.07.2020г. по 31.03.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 37 608,5 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 37 608,5 тыс.тенге явилось то, что в ходе проверки в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса и Правилами №391 по Компании «А» произведено тестирование на предмет соответствия СУР за период с 01.07.2020г. по 31.03.2022г.  

Компания «А» отнесена к зоне риска, в результате сформирован аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Согласно акта налоговой проверки из суммы, предъявленной к возврату в размере 37 608,5 тыс.тенге, не подтверждена к возврату в соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса, в том числе:

- сумма НДС, не подлежащая возврату по выявленным нарушениям по поставщикам 1-го уровня 21 691,2 тыс.тенге;

- сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР 16 884,1 тыс.тенге;

- начислен НДС в сумме 2 622,5 тыс.тенге.

С данными выводами налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что нарушения, установленные по отчету «Пирамида» и в результате применения системы управления рисками являются необоснованными.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса назначена тематическая проверка Компании «А» по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.07.2020г. по 31.03.2022г.

Во исполнение данного письма Комитетом государственных доходов проведена тематическая проверка Компании «А», по результатам которой составлен акт тематической проверки.

Согласно требованию о возврате НДС, указанному в декларации по НДС за 1 квартал 2022г. превышение НДС к возврату составило 37 608,5 тыс.тенге.

Следует отметить, что особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС определены статьей 152 Налогового кодекса.

При этом согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

- требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее - требование о возврате суммы превышения НДС).

Пунктом 2 статьи 137 Налогового кодекса определено, что критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 9 Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска, утвержденным приказом от 02.02.2018г. №118 (далее - Правила №118) в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, орган государственных доходов за проверяемый налоговый период, формирует аналитический отчет «Пирамида» (далее - отчет «Пирамида») по поставщикам товаров (работ, услуг), в сроки установленные подпунктами 1) - 2) данного пункта.

Согласно пункту 11 Правил №118 органом государственных доходов, осуществляющим тематическую проверку, в пределах сроков, указанных в пункте 9 настоящих Правил, анализируются результаты отчета «Пирамида».

Правила возврата превышения НДС, как указано выше, утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее - Правила №391).

Таким образом, проведение тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, производится в соответствии с вышеуказанными нормами Налогового кодекса, Правил №391 и с использованием СУР, определенных Правилами №118.

Компанией «А» в декларации по НДС за 1 квартал 2022г. предъявлено требование о возврате НДС в размере 37 608,5 тыс.тенге.

По обжалуемому акту налоговой проверки превышение НДС, не подтвержденное к возврату составило сумму 41 197,8 тыс.тенге, в том числе:

- сумма НДС, не подлежащая возврату, по выявленным нарушениям по поставщикам 1-го уровня 21 691,2 тыс.тенге;

- сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР 16 884,1 тыс.тенге;

- начислен НДС в сумме 2 622,5 тыс.тенге.

При этом Компанией «А» обжалуется НДС по выявленным нарушениям в сумме 37 608,5 тыс.тенге.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с настоящим Кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса, для целей Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом аналитический отчет «Пирамида» формируется за налоговый период, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно акту тематической проверки в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28.03.2022г. №317 в Правила №391 внесены изменения, которые вступили в силу с 11.04.2022г.

Пункт 43 Правил предусматривает формирование отчета «Пирамида» в случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом.

Таким образом, отчет «Пирамида» формируется по тем налогоплательщикам, по которым суммарный итог баллов по результатам применения СУР не превышает пороговое значение. В случае превышения порогового значения, отчет «Пирамида» не формируется.

Согласно пункту 42 Правил №391 баллы по критериям степени риска, по которым установлено соответствие показателям деятельности услугополучателя, суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям степени риска, который используется для отнесения услугополучателя к категории налогоплательщиков, имеющих низкую степень добросовестности и высокую степень риска (зона риска).

На основании вышеизложенного в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса, а также в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28.03.2022г.  №317 в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска Товарищества в соответствии с утверждённым порядком расчета.

По результатам автоматизированного расчета количество баллов по критериям СУР составило 117,96 баллов.

В связи с тем, что суммарный итог 117,96 баллов по результатам оценки Компании «А» с использованием критериев степени риска не превысил порог, установленный в соответствии с пунктом 43 Правил №391 (350 баллов) по поставщикам Товарищества сформирован аналитический отчет «Пирамида по поставщикам».

Как указано в акте тематической проверки, общая сумма превышения НДС, за проверяемый период составляет 37 608,5 тыс.тенге, в том числе в ходе налоговой проверки прекращено дальнейшее формирование аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам, сумма НДС, по которым составляет 14 700,4 тыс.тенге:

 - 1 налогоплательщик, состоящий на мониторинге крупных налогоплательщиков, НДС на сумму 30,4 тыс.тенге;

 - 5 налогоплательщиков производящих товары собственного производства, НДС на сумму 141,0 тыс.тенге;

 - 16 налогоплательщиков, у которых сумма НДС, отнесенная в зачет не превышает 10-кратный размер МРП, НДС на сумму 324,2 тыс.тенге;

- 2 налогоплательщика, осуществляющих поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, НДС на сумму 14 204,8 тыс.тенге.

 При этом, в соответствии с пунктом 52 Правил №391 в ходе тематической проверки проанализированы результаты отчета «Пирамида» по 52 поставщикам товаров, работ, услуг, по которым сумма НДС, отнесенная в зачет Товариществом составила 88 437,8 тыс.тенге, в результате анализа выявлены нарушения по 52 налогоплательщикам, где наименьшая сумма НДС составила 38 575,3 тыс.тенге (перечень предприятий указан в акте тематической проверки в разделе 2.10 и 2.11).

 На основании изложенного, по результатам тематической проверки подтверждается превышение НДС, не подлежащее возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР и аналитического отчета «Пирамида» в сумме 37 608,5 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, неподтверждение превышения НДС в сумме 37 608,5 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения. 

  • 3914
  • 0
  • 25 июля 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.