НДС - возврат НДС- неподтверждение к возврату сумм превышения НДС в связи с нарушениями по аналитическому отчету Пирамида


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, а также по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 03.03.2023г. по 30.09.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 46 019,7 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно нарушений, выявленных в результате анализа аналитического отчета «Пирамида»

Основанием для отказа в возврате НДС явилось наличие нарушений, выявленных в результате анализа аналитического отчета «Пирамида» и недопоступление валютной выручки.

С данным выводом налогового органа Компания «A» не согласна из-за того, что, основываясь положениями пунктов 52, 54 Правил и статьи 143 Налогового кодекса, считает, что для целей возврата НДС имеет значение отсутствие нарушений по исчислению и уплате НДС непосредственными поставщиками по сделкам с экспортёром, в отношении которой и подано заявление на возврат.

Наличие либо отсутствие нарушений у поставщика экспортёра по сделкам с третьими лицами не должно влиять на результат оказания государственной услуги «Возврат налога на добавленную стоимость из бюджета» экспортёру.

В этой связи является необоснованным указание в Акте сведений о нарушениях, выявленных со стороны поставщиков 2 и 3 уровня в общей сумме 1 370,2 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «A», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта проверки следует, что в соответствии с пунктом 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 1 906,9 тыс.тенге, в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида», в том числе:

- 536,7 тыс.тенге по нарушениям по поставщикам;

- 1 370,2 тыс.тенге по нарушениям, выявленным у поставщиков 2-3 уровня.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса установлено, что тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего, в частности требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

Согласно пункту 2 статьи 137 Налогового кодекса критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

Уполномоченным органом также утверждаются правила возврата превышения НДС, о чем указано в пункте 10 статьи 429 Налогового кодекса.

Приказом от 19.03.2018г. №391 Министра финансов Республики Казахстан утверждены Правила возврата превышения НДС и применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, а также критериев степени риска (далее - Правила №391).

В соответствии с пунктом 11 Правил №391 при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, ОГД формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы (ИС) за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам в соответствии с главой 3 Правил №391.

Согласно пункту 38 Правил №391 степень управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом согласно пункту 39 Правил №391 для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

Пунктом 40 Правил №391 предусмотрено, что в целях гибкого и оперативного управления рисками Комитет определяет порядок расчета критериев степени риска, который подлежит размещению на официальном сайте Комитета ежеквартально не позднее первого числа второго месяца отчетного периода.

При этом пунктом 43 Правил №391 установлено, что если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный КГД, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется.

Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Приказом от 25.11.2022г. №693 Председателя КГД «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска» установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 баллов.

В связи с тем, что по оценке показателей деятельности Товарищества, согласно автоматизированному расчету баллов по критериям степени риска, суммарный итог баллов не превысил порог, установленный пунктом 43 Правил №391, по Товариществу формируется отчет «Пирамида» за проверяемый налоговый период.

Отчет «Пирамида» формируется с учетом риска неисполнения налоговых обязательств и риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

В пунктах 46, 47 Правил №391 определены понятия рисков, в частности:

 - риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

- риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:

применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;

действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;

притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса также определено, что для целей Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством аналитический отчет «Пирамида», являющийся результатом контроля, осуществляемый налоговым органом, формируется за проверяемый налоговый период с учетом рисков, указанных в пунктах 46, 47 Правил №391. При этом Правила №391 не ограничивают формирование аналитического отчета «Пирамида» только в отношении непосредственных поставщиков самого услугополучателя.

В рассматриваемом случае, из акта проверки следует, что суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска Товарищества не превысил порог (350 баллов), которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в этой связи сформирован аналитический отчет «Пирамида по поставщикам».

В ходе проверки аналитический отчет «Пирамида» сформирован за проверяемый налоговый период с 01.04.2022г. по 30.09.2023г. по поставщикам Товарищества различных уровней.

В соответствии с пунктом 52 главы 3 Правил №391 при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

- расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС ЭСФ и других ИС ОГД;

- расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;

- отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом, - с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса;

- отнесение в зачет сумм НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

- отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, по деятельности которого в отношении руководителя (учредителя) имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по правонарушениям, указанным в статьях 216 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, за исключением прекращенных по реабилитирующим основаниям;

- отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении которого выявлены риски, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил;

- отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, которым не исполнено налоговое обязательство по уплате начисленных сумм НДС.

При этом пунктом 53 главы 3 Правил №391 определено, что сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в следующем порядке:

- устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства с учетом фактов, указанных в пункте 52 Правил №391, до услугополучателя, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление;

- устанавливается наименьшая из следующих сумм в совокупности:

суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

суммы НДС, отнесенной в зачет услугополучателем, представившим требование о возврате НДС или налоговое заявление, от непосредственного поставщика;

- из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении, вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

В рассматриваемом случае, по результатам сформированного аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам Товарищества выявлены расхождения между суммами НДС по данным ИС ЭСФ и налоговой отчетности по НДС непосредственных поставщиков Товарищества:

1) Компанией «А» отнесен в зачет НДС в сумме 0,3 тыс.тенге по поставщику Компании «G», у которой установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС, и сведениями ИС ЭСФ на сумму 35 458,8 тыс.тенге. Направлен запрос на устранение нарушений от 18.01.2024г. в УГД по месту регистрации. Нарушение не устранено, в этой связи не подлежит возврату превышение НДС в сумме 0,3 тыс.тенге.

2) Компанией «А» отнесен в зачет НДС в сумме 496,1 тыс.тенге по поставщику Компании «М», у которой установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС, и сведениями ИС ЭСФ на сумму 24 724,8 тыс.тенге. Направлен запрос на устранение нарушений от 19.01.2024г. в УГД по месту регистрации. Нарушение не устранено, в этой связи не подлежит возврату превышение НДС в сумме 496,1 тыс.тенге.

3) Компанией «А» отнесен в зачет НДС в сумме 3,9 тыс.тенге по поставщику Компании «Е», у которой установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС, и сведениями ИС ЭСФ на сумму 1 384,6 тыс.тенге. Направлен запрос на устранение нарушений от 19.01.2024г. в УГД по месту регистрации. Нарушение не устранено, в этой связи не подлежит возврату превышение НДС в сумме 3,9 тыс.тенге.

4) Компанией «А» отнесен в зачет НДС в сумме 28,9 тыс.тенге по поставщику Компании «U», у которой установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС, и сведениями ИС ЭСФ на сумму 1 246,9 тыс.тенге. Направлен запрос на устранение нарушений от 19.01.2024г. в УГД по месту регистрации. Нарушение не устранено, в этой связи не подлежит возврату превышение НДС в сумме 28,9 тыс.тенге.

5) Компанией «А» отнесен в зачет НДС в сумме 7,5 тыс.тенге по поставщику Компании «G», у которой установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС, и сведениями ИС ЭСФ на сумму 208,5 тыс.тенге. Направлен запрос на устранение нарушений от 19.01.2024г. в УГД по месту регистрации. Нарушение не устранено, в этой связи не подлежит возврату превышение НДС в сумме 7,5 тыс.тенге.

Учитывая вышеизложенное, согласно пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и пунктом 67 Правил сумма превышения НДС в размере 536,7 тенге не подлежит возврату.

Также, по результатам налоговой проверки установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ, по результатам аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам последующих уровней. В связи с чем не подтверждена к возврату сумма НДС в размере 1 370,2 тыс.тенге, в том числе:

1) Компанией «А» отнесен НДС в зачет в сумме 415,2 тыс.тенге по поставщику Компании «J», который отнес в зачет НДС в сумме 65,1 тыс.тенге от Компании «S» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 7 137,1 тыс.тенге.

Компанией «J» отнесен в зачет НДС в сумме 60,4 тыс.тенге от поставщика Компании «T» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам). выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 220,6 тыс.тенге.

Компания «S» (2 уровень), который отнес в зачет НДС в сумме 290,6 тыс.тенге от поставщика «N» (3 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 655,5 тыс.тенге.

Следовательно, в связи с вышеуказанными нарушениями, допущенными поставщиками, имевшими взаиморасчеты с непосредственным поставщиком Компании «J», вследствие чего, не подлежит возврату превышение НДС в сумме 415,2 тыс.тенге.

2) Компанией «А» отнесен НДС в зачет в сумме 238,4 тыс.тенге по поставщику Компании «F», который отнес в зачет НДС в сумме 528,1 тыс.тенге по Компании «I» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 1 280,6 тыс.тенге.

Следовательно, в связи с вышеуказанными нарушениями, допущенными поставщиками, имевшими взаиморасчеты с непосредственным поставщиком Компании «F», не подлежит возврату превышение НДС в сумме 238,4 тыс.тенге.

3) Компанией «А» отнесен НДС в зачет в сумме 192,9 тыс.тенге по поставщику предпринимателю «С», который отнес в зачет НДС в сумме 125,5 тыс.тенге по поставщику Компании «K» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 127,3 тыс.тенге.

Предпринимателем «С» отнесен в зачет НДС в сумме 26,1 тыс.тенге по поставщику Компании «V» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 2 838,5 тыс.тенге.

Предпринимателем «С» отнесен в зачет НДС в сумме 19,3 тыс.тенге по поставщику Компании «T» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 1 842,5 тыс.тенге.

Предприниматель «С» отнес в зачет НДС в сумме 99,3 тыс.тенге по поставщику Компании «S» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 1 011,3 тыс.тенге.

         Следовательно, в связи с вышеуказанными нарушениями, допущенными поставщиками, имевшими взаиморасчеты с непосредственным поставщиком Предпринимателя «С», не подлежит возврату превышение НДС в сумме 192,9 тыс.тенге.

4) Компанией «А» отнесен НДС в зачет в сумме 109,5 тыс.тенге по поставщику Компании «Е», который отнес в зачет НДС в сумме 464,2 тыс.тенге по поставщику Компании «К» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 1 422,1 тыс.тенге.

Следовательно, в связи с вышеуказанными нарушениями, допущенными поставщиком, имевшим взаиморасчеты с непосредственным поставщиком Компании «Е», не подлежит возврату превышение НДС в сумме 109,5 тыс.тенге.

5) Компанией «А» отнесен НДС в зачет в сумме 99,6 тыс.тенге по поставщику Компании «В», который отнес в зачет НДС в сумме 133,6 тыс.тенге по поставщику Компании «R» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 142,2 тыс.тенге.

Следовательно, в связи с вышеуказанными нарушениями, допущенными поставщиком, имевшим взаиморасчеты с непосредственным поставщиком Компании «В»», не подлежит возврату превышение НДС в сумме 99,6 тыс.тенге.

6) Компанией «А» отнесен НДС в зачет в сумме 63,2 тыс.тенге по поставщику Компании «V», который отнес в зачет НДС в сумме 74,6 тыс.тенге по поставщику Компании «P» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 69 942,9 тыс.тенге.

Следовательно, в связи с вышеуказанными нарушениями, допущенными поставщиком, имевшим взаиморасчеты с непосредственным поставщиком Компании «V», не подлежит возврату превышение НДС в сумме 63,2 тыс.тенге.

7) Компанией «А» отнесен НДС в зачет в сумме 60,5 тыс.тенге по поставщику Компании «I», который отнес в зачет НДС в сумме 893,3 тыс.тенге по Компании «W» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 17 156,4 тыс.тенге.

Следовательно, в связи с вышеуказанными нарушениями, допущенными поставщиком, имевшим взаиморасчеты с непосредственным поставщиком Компании «I», не подлежит возврату превышение НДС в сумме 60,5 тыс.тенге.

8) Компанией «А» отнесен НДС в зачет в сумме 105,1 тыс.тенге по поставщику Компании «O», который отнес в зачет НДС в сумме 496,7 тыс.тенге по поставщику Компании «D» (2 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 473,5 тыс.тенге.

Следовательно, в связи с вышеуказанными нарушениями, допущенными поставщиком, имевшим взаиморасчеты с непосредственным поставщиком Компании «O», не подлежит возврату превышение НДС в сумме 105,1 тыс.тенге.

9) Компанией «А» отнесен НДС в зачет в сумме 85,7 тыс.тенге по поставщику Предпринимателю «D», который отнес в зачет НДС в сумме 204,6 тыс.тенге по поставщику Компании «Т» (2 уровень), который отнес в зачет НДС в сумме 224,0 тыс.тенге по поставщику Компании «Q» (3 уровень), у которого выявлены нарушения занижения суммы НДС по реализованным товарам (работам, услугам), выявленные при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС и сведениями ИС ЭСФ на сумму 296,4 тыс.тенге.

Следовательно, в связи с вышеуказанными нарушениями, допущенными поставщиком, имевшим взаиморасчеты с непосредственным поставщиком Предпринимателя «D», не подлежит возврату превышение НДС в сумме 85,7 тыс.тенге.

Учитывая вышеизложенное, согласно пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и пунктом 67 Правил не подлежит возврату сумма превышения НДС в размере 1 370,1 тыс.тенге.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 1 906,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно недопоступления валютной выручки

Основанием для отказа в возврате НДС явилось наличие нарушений налогового законодательства в части недопоступления валютной выручки в сумме 1 129,0 тыс.тенге.

С данными выводами налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что обязательства по уплате суммы урегулированы договором взаимозачёта (цессии).

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 7 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику налога на добавленную стоимость покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.

Представление заключения в налоговые органы о поступлении валютной выручки осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан и банками второго уровня в порядке и по форме, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

Для получения данного заключения налоговые органы направляют соответствующий запрос о поступлении валютной выручки по состоянию на дату составления такого заключения.

 При этом, согласно пункту 2 Правил, заключение о поступлении валютной выручки предоставляется территориальными филиалами Национального Банка Республики Казахстан или банками второго уровня в органы государственных доходов в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.

Таким образом, в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, подтвержденная заключением о поступлении валютной выручки, осуществленной территориальными филиалами Национального Банка Республики Казахстан и банками второго уровня.

В рассматриваемом случае, Департаментом государственных доходов направлен запрос за период с 01.04.2022г. по 30.09.2023г. в Банк второго уровня от 05.01.2024г., получен ответ от 09.01.2024г. о поступлении валютной выручки за период с 01.04.2022г. по 08.01.2024г.

По Контракту от 01.03.2023г. (с Нерезидентом) сумма отгрузки за период с 01.04.2022г. по 30.09.2023г. составляет 12 442,66 EUR, поступление валютной выручки за период с 01.04.2022г. по 08.01.2024г. отсутствует, задолженность перед покупателем отсутствует на 01.04.2022г. согласно акта тематической проверки от 26.12.2023г. (за период с 01.04.2022г. по 30.06.2023г.), соответственно задолженность перед покупателем по состоянию на 30.09.2023г. составляет 12 442,66 EUR. Согласно расчета, указанного в пункта 65 Правил сумма НДС, удержанная по данному контракту, составляет 1 129,0 тыс.тенге.

Согласно ответа Банка второго уровня 09.01.2024г. валютная выручка не поступила по Контракту от 01.03.2023г., соответственно не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 1 129,0 тыс.тенге по экспорту товаров.

Таким образом, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №260, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 1 129,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченным орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения.


  • 5392
  • 0
  • 22 июля 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.