НДС – возврат НДС, неподтверждение к возврату НДС в связи с отсутствием ответа на запрос


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


 Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «B» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, а также по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 03.03.2023г. по 30.09.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 46 019,7 тыс.тенге.

Компания «В» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для неподтверждения превышения сумм НДС явилось непредставление сведений по факту пересечения государственной границы Республики Казахстан.

С данными выводами Компания «В» не согласна из-за того, что считает причины отказа в возврате сумм превышения НДС, отраженные в разделе 2 акта налоговой проверки незаконными и не обоснованными, а также нарушающими права международного договора, так как указанные основания отказа в акте документальной налоговой проверки нарушают нормы, регулируемые международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, которым установлены иные правила, чем те, что содержатся в Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

При этом Компания «В» в жалобе приводит Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 22.12.2022г. №9 «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства», согласно которого если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.   

Также в жалобе отмечено, что в ходе налоговой проверки органом государственных доходов получен доступ к бухгалтерскому и налоговому учету, соответствующим документам, что подробно описывается в разделе 2 акта налоговой проверки и является одним из фактов подтверждения достоверности НДС к возврату. Кроме того, органом государственных доходов подтверждается приобретение сырья для целей экспорта. В связи с чем, Компания «В» считает, что условия предусмотренные пунктом 2 статьи 429 Налогового кодекса ею выполнены.

Далее в жалобе Компании «В» указано, что согласно Закона Республики Казахстан «О государственной границе Республики Казахстан» (далее – Закон о госгранице) пересечение государственной границы по грузу осуществляется на основании талона о прохождении государственного контроля (либо копии талона о прохождении государственного контроля), выдаваемого структурными подразделениями территориального подразделения Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

Компания «В» в жалобе указывает, что статьей 14 Закона о госгранице пересечение государственной границы в иных местах допускается в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

В жалобе Компания «В» отмечает, что исчерпывающие основания факта пересечения государственной границы Республики Казахстан предусмотрены статьями 29, 97 Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».

Кроме того, из жалобы Компании «В» следует, что факт пересечения государственной границы товаров при экспорте подтверждается органом государственных доходов и указывается в пункте 2.6 акта налоговой проверки.

Компания «В» в жалобе указывает, что в акте налоговой проверки отмечено о неполучении сведений по факту пересечения государственной границы Республики Казахстан, регулируемых статьей 442 Налогового кодекса и подтвержденными представленными документами, а именно свидетельствующими и доказывающими факт пересечения государственной границы Республики Казахстан за период с 03.03.2023г. по 30.09.2023г., а также международными товарно-транспортными накладными (CMR).

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС определены статьей 152 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»;

не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость;

не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

отсутствия поставщика по месту нахождения;

утраты учетной документации поставщика.

Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 67 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска, утвержденных Приказом Министра финансов РК от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391).

Таким образом, налоговым законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев по неподтверждению возврата превышения НДС в ходе проведения тематической проверки.

В рассматриваемом случае, тематическая проверка Компании «В» проведена на основании требования о возврате суммы превышения НДС, указанного в Декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2023 года за период с 03.03.2023г. по 30.09.2023г. в сумме 46 019,7 тыс.тенге.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами Республики Казахстан.

В рассматриваемом случае в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, органом государственных доходов направлены запросы от 20.02.2024г., от 01.03.2024г. относительно представления сведений по факту пересечения государственной границы по Компании «В».

При этом, на момент завершения налоговой проверки ответы на указанные запросы не получены.  

В соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.

Также следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 367 Налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:

индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой;

юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования;

нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через структурные подразделения;

2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

3) иностранные компании, предусмотренные разделом 25 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 367 Налогового кодекса постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производится в соответствии со статьями 82 и 83 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 429 Налогового кодекса установлено, что превышение налога на добавленную стоимость, сложившееся на конец налогового периода, в котором совершены обороты по реализации, облагаемые по нулевой ставке, подлежит возврату по приобретенным товарам, работам и услугам, используемым в целях облагаемых оборотов по реализации, в порядке, определенном статьей 431 настоящего Кодекса, если одновременно выполняются следующие условия:

1) плательщиком налога на добавленную стоимость осуществляется постоянная реализация товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке;

2) оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке, за налоговый период, в котором осуществлялась постоянная реализация товаров, работ, услуг, составляет не менее 70 процентов в общем облагаемом обороте по реализации.

В целях указанного пункта к постоянной реализации товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке, относится реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, облагаемых по нулевой ставке, осуществляемых в течение трех последовательных налоговых периодов, не реже одного раза в каждом квартале. При этом постоянной реализацией признается такая реализация в каждом из указанных налоговых периодов.

Таким образом, плательщиками НДС признаются, в том числе, лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по НДС в Республике Казахстан. При этом одним из условий возврата превышения НДС является постоянная реализация плательщиком НДС товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке.

Следует указать, что в соответствии с решением орган государственных доходов от 21.05.2024г. в связи с тем, что первый руководитель Компании «В» гражданин М. и единственный учредитель Компании «В» гражданин П., являются резидентами Российской Федерации, цель пребывания которых не связана с осуществлением трудовой деятельности в Республике Казахстан, Компания «В» снята с регистрационного учета по НДС с момента постановки, то есть с 03.03.2023г.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

В данном случае, Компанией «В» в жалобе не приведены обстоятельства и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 2 420,4 тыс.тенге в связи с выявленными нарушениями по поставщикам последующих уровней в части расхождения суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам и излишне предъявленной суммы превышения НДС в размере 1 219,3 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 46 019,7 тыс.тенге, указанных в требовании за 3 квартал 2023г., по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченным орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения.


  • 1876
  • 0
  • 22 июля 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.