НДС, включение в облагаемый оборот субсидии на компенсацию затрат

1. Вид спора: налоговые споры
2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
3. Вид налога: НДС

 Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Р» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (далее - НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «Р» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) за период с 01.04.2011г. по 31.12.2015г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС в сумме 1 472 945,7 тыс.тенге и пени в сумме 130 326,1 тыс.тенге.

 Компания «Р», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

 Основанием для начисления обжалуемой суммы налога, явилось, что Компанией «Р» в нарушении пункта 2 стать 231 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) в облагаемый оборот по НДС не включены суммы полученных бюджетных субсидий по убыткам перевозчика железнодорожным транспортом по социально значимым сообщениям.

С данным выводом налогового органа Компания «Р» не согласна и приводит, что является субъектом рынка, занимающее доминирующее или монопольное положение по предоставлению услуг по пригородным перевозкам пассажиров железнодорожном транспортом.

При этом Компания «Р» в жалобе указывает, что базовая стоимость проезда пассажиров в пассажирских поездах установлены в соответствии с постановлением кабинета министров Республики Казахстан от 24.02.1995г. №203 «О тарифах на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом».

Далее в жалобе указано, что Компания «Р»  реализует свои услуги ниже себестоимости, то есть часть понесенных Компанией «Р» расходов не покрывается доходами и финансовый результат, в виде убытка полученный от услуг по перевозке пассажиров, Компании «Р»  возмещается из государственного бюджета в виде субсидии.

При этом Компания «Р» в жалобе указывает, что согласно положениям нормативно правовых актов, определяющие порядок субсидирования убытков железнодорожных перевозчиков, субсидированию подлежат фактические убытки перевозчика, связанные с осуществлением пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям.

Также, в жалобе указано, что в налоговом законодательстве отсутствует норма, обязывающая налогоплательщиков начислять НДС на убытки, возникающие при продаже товаров, работ, услуг ниже себестоимости. 

Таким образом, на основании изложенного Компания «Р»  считает, что убытки, полученные от услуг по перевозке пассажиров в соответствии с положениями налогового законодательства не относятся к размеру облагаемого оборота по реализации. Соответственно, по мнению Компании «Р», признание налоговым органом полученных Компанией «Р» субсидий, оборотом по реализации и начисления НДС по результатам налоговой проверки являются незаконными.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Подпунктом 1) пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса определено, что облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 29) статьи 12 Налогового кодекса реализация - отгрузка и (или) передача товаров либо иного имущества, выполнение работ, оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача заложенных товаров залогодержателю.

При этом согласно пункту 1 статьи 238 Налогового кодекса размер, облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено настоящей статьей и законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

В рассматриваемом случае, основной деятельностью Компании «Р» является организация и обеспечение пассажирских пригородных железнодорожных перевозок по социально значимым сообщениям.

При этом из акта налоговой проверки и жалобы Компании «Р»  следует, что указанная деятельность Компании «Р»  является убыточным, так как тарифы на перевозку пассажиров не покрывают расходы по перевозке пассажиров. В связи с чем, деятельность Компании «Р»  по перевозке пассажиров субсидировалась из бюджета.

Согласно пункту 4 статьи 35 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 04.12.2008г. №95-IV (далее – Бюджетный кодекс) бюджетными субсидиями являются невозвратные платежи из бюджета, которые предоставляются физическим и юридическим лицам, в том числе крестьянским или фермерским хозяйствам, только при отсутствии другого способа выполнения государственных функций и реализации социально-экономических задач развития республики или региона в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

При этом согласно пункту 5 статьи 35 Бюджетного кодекса порядок выплаты субсидий из бюджета определяется центральными государственными органами по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

Так, в проверяемом периоде с 01.10.2012г. по 31.12.2015г. действовали следующие нормативно правовые акты, определяющие порядок и условия субсидирования убытков перевозчиков, осуществляющих перевозки по социально значимым сообщениям:

в период с 2012 по 2014 год - Правила субсидирования убытков перевозчика, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 11.11.2004г. №1188 (далее Правила №1188), а также Методика определения объемов субсидирования убытков перевозчиков, осуществляющие перевозки пассажиров по социально значимым сообщениям, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 07.11.2011г. №1305 (далее – Методика №1305).

в  2015 году - Правила субсидирования убытков перевозчика, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям, утвержденного Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24.02.2015г. №166 (редакция, действовавшая до внесения изменений от 22.08.16 г.) (далее – Правила №166), а также Методика определения объемов долгосрочного субсидирования расходов перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров по социально значимым сообщениям, утвержденного Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24.02.2015г. №167 (далее – Методика №167).

В соответствии с пунктом 7 Правил №1188 (действовавшего с 2012 по 2014 годах) субсидированию подлежат фактические убытки перевозчика, связанные с осуществлением пассажирских перевозок железнодорожным транспортом по сообщениям, в пределах суммы, предусмотренной соответствующей бюджетной программой, в следующих категориях вагонов: общий, плацкартный, купейный вагон дизель - и электропоездов, прицепные и беспересадочные вагоны, а также вагоны, приобретенные за счет негосударственного займа под государственную гарантию.

Аналогично, согласно пункту 11 Правил №166 (действовавшего в 2015 году) субсидированию подлежат фактические убытки перевозчика, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям в категориях вагонов, общих, плацкартных, купейных, вагонах дизель-и электропоездов, прицепных и беспересадочных вагонов.

Также пунктом 43 Методики №1305 и пунктом 43 Методики №167 определено, что объем субсидирования рассчитывается путем разницы доходов и расходов, связанных с осуществлением перевозок по социально значимым сообщениям, предусмотренных указанных Методик.

Таким образом, из положений норм Правил №1188 и №166 определяющие порядок субсидирования убытков перевозчика, следует, что субсидированию подлежат фактические убытки перевозчика, связанные с осуществлением пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям. При этом согласно положениям норм Методик №1305 и №167 объем субсидирования рассчитывается путем разницы доходов и расходов, связанных с осуществлением перевозок по социально значимым сообщениям.

Ранее было отмечено, что согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 29) статьи 12 Налогового кодекса реализация - отгрузка и (или) передача товаров либо иного имущества, выполнение работ, оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача заложенных товаров залогодержателю.

Следовательно, поскольку согласно положениям норм Правил №1188 и №166 субсидированию подлежат фактические убытки перевозчика, связанные с осуществлением пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям, которая определяется как отрицательная разница между доходами и расходами перевозчика, связанных с осуществлением перевозок по социально значимым сообщениям, то соответственно, такое субсидирование не является оборотом по реализации.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа неправомерными.

  • 1460
  • 0
  • 27 марта 2020

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.