НДС - Отказ в возврате в связи с расхождениями в декларациях

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «D» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, и правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 48 931,1 тыс.тенге.

Компания «D», не согласившись с выводами органа государственных доходов (ОГД), обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки в части нарушений, выявленных по результатам применения системы управления рисками (СУР).

Основанием для неподтверждения суммы превышения НДС к возврату явилось нарушение статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., по результатам которого выявлены нарушения в результате применения СУР.

С данным выводом ОГД Компания «D» не согласна из-за того, что выявленные расхождения по акту налоговой проверки не являются нарушением, установленным пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса и пункта 13 Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость и критериев степени риска, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 02.02.2018г. №118. При этом в акте налоговой проверки не указаны основания выявленных расхождений в соответствии с нормами Налогового кодекса и вышеуказанных Правил.

Компания «D» приводит норму пункта 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и указывает, что у непосредственных поставщиков Компании «D» нарушения налогового законодательства РК не были установлены.

Компания «D» считает, что в соответствии с Правилом возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска утвержденый приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее - Правила №391) формирование отчета «Пирамида» производится по непосредственным поставщикам проверяемого услугодателя.

При этом Компания «D» приводит подпункт 2) пункта 14 Правил №391 и пункт 12 статьи 152 Налогового кодекса в соответствии которыми не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого услугодателя выявлены нарушения по результатам отчета «Пирамида».

Проверив доводы Компании «D», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

Порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР устанавливают Правила №391, которая разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 степень управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам.

Подпунктами 1), 2), 3) пункта 53 Правил №391 определен порядок суммы превышения НДС, подлежащей подтверждению.

Подпунктами 2), 3) пункта 67 Правил №391 предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида» и не подтверждена достоверность сумм НДС.

В рассматриваеом случае, тематическая налоговая проверка Компании «D» проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 1 квартал 2023г. за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г., НДС указанный в требовании составила сумму 48 931,1 тыс.тенге.

Как следует из акта тематической проверки, суммарный итог по результатам оценки степени риска составил 110 баллов, то есть не превысил порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов МФ РК, следовательно, по Компании «D» сформирован аналитический отчет «Пирамида».

Также, по результатам отчета «Пирамида» по 8 непосредственным поставщикам Компании «D», выявлены нарушения у поставщиков последующих уровней в части расхождения между суммами НДС, по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС, по выписанным счетам-фактурам, по которым наименьшая сумма НДС, неподтвержденная к возврату составляет 2 458,0 тыс.тенге.

Компанией «D» отнесен НДС в зачет по Компании «С» в сумме 40 628,1 тыс.тенге, по которому у поставщиков 2, 3 уровня выявлены нарушения в части расхождения между суммами НДС, по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС, по выписанным счетам-фактурам.

При этом наименьшая сумма НДС, неподтвержденная к возврату по Компании «С» составляет 1 404,3 тыс.тенге, в том числе, по поставщикам последующих уровней по Компании «Р» на сумму 896,5 тыс.тенге, Компании «S» на сумму 117,8 тыс.тенге, Компании «V» на сумму 91,1 тыс.тенге, Компании «E» на сумму 74,4 тыс.тенге, Компании «Dа» на сумму 40,1 тыс.тенге, Компании «L» на сумму 37,2 тыс.тенге, ИП «U» на сумму 36,8 тенге, ИП «К» на сумму 30,5 тыс.тенге, Компании «Do» на сумму 21,4 тенге, Компании «Я» на сумму 14,1 тыс.тенге, Компании «К» на сумму 11,7 тыс.тенге, Компании «H» на сумму 11,1 тыс.тенге, Компании «Ко» на сумму 9,6 тенге, Компании «O» на сумму 7,0 тыс.тенге, Компании «A» на сумму 1,1 тыс.тенге, Компании «B» на сумму 1,1 тыс.тенге, Компании «DХ» на сумму 1,0 тыс.тенге, ИП «I» на сумму 0,6 тыс.тенге, Компании «B» на сумму 0,3 тыс.тенге.

Компанией «D» отнесен НДС в зачет по Компании «Dаi» в сумме 10 405,8 тыс.тенге, по которому у поставщиков 2, 3 уровня выявлены нарушения в части расхождения между суммами НДС, по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ.

При этом наименьшая сумма НДС, неподтвержденная к возврату по Компании «Dаi» составляет 920,5 тыс.тенге, в том числе, по поставщикам последующих уровней по Компании «G» на сумму 206,3 тыс.тенге, Компании «Аl» на сумму 377,2 тыс.тенге, Компании «F» на сумму 250,2 тыс.тенге, Компании «Bе» на сумму 107,6 тыс.тенге.

Также Компанией «D» отнесен НДС в зачет по Компании «М», Компании «I», Компании «Z», Компании «P», Компании «Мо», Компании «Bе» на сумму 133,2 тыс.тенге по которым у поставщиков 2 уровня выявлены нарушения в части расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС, по выписанным счетам-фактурам, отраженными в ИС ЭСФ, наименьшая сумма НДС, неподтвержденная к возврату составляет 133,2 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в связи с наличием нарушений, выявленных по результатам отчета «Пирамида» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 1799
  • 0
  • 21 декабря 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.