КПН, НДС, НСП, увеличение дохода по контрактной деятельности, уменьшение расходов по вскрышным работам и пр.

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрев жалобу Компании «КТ» на уведомление о результатах налоговой проверки территориального департамента государственных доходов (далее-налоговый орган), о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора, налог на добавленную стоимость за нерезидента, налога на сверхприбыль, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора.

   Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «КТ» по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет с 01.01.2014г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 1 220 041,9 тыс.тенге и пени 265 954,8 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 14 741,1 тыс.тенге, налог на добавленную стоимость за нерезидента (НДС с нерезидента) в сумме 5 841,7 тыс.тенге и пени 2899,5 тыс.тенге, налога на сверхприбыль, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (далее-НСП) в сумме 117 491,8 тыс.тенге и пени 51 341,8 тыс.тенге, уменьшение убытка в сумме 1 465 890,6 тыс.тенге.

     Компания «КТ», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

1.Увеличение совокупного годового дохода от реализации руды по контрактной деятельности.

     Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение положений пункта 10 статьи 310 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. занижены доходы от реализации минерального сырья.

     По утверждению в жалобе, проверяющими специалистами увеличен доход от реализации руды по контрактной деятельности на сумму разницы между себестоимостью выпущенного минерального сырья и стоимостью его реализации и соответственно неправомерно начислен КПН на сумму 1137637,5 тыс.тенге и уменьшен убыток в размере 1446228,6 тыс.тенге.

       Как отмечено Компанией «КТ», выводы налогового органа о том, что сравнение фактической цены реализации минерального сырья с его себестоимостью необходимо осуществлять на дату реализации, ошибочны и необоснованные.

         При этом, по мнению Компании «КТ» в Налоговом кодексе отсутствует норма о том, что необходимо осуществлять сравнение фактической цены реализации минерального сырья с его себестоимостью на дату реализации в целях исчисления КПН, как это осуществил налоговый орган при проведении проверки.

         Из жалобы также следует, что выявленные налоговым органом занижение дохода от реализации добытого сырья не наносит ущерба государственному бюджету, поскольку начисленная сумма налога фактически уплачена связанной стороной с Компанией «КТ» стороной - Компанией «А».

Кроме того, в жалобе отмечено, что в соответствии с пунктом 10 статьи 310 Налогового кодекса доход от реализации добытых нефти и (или) минерального сырья, прошедшего только первичную переработку (обогащение), определяется исходя из цены их реализации…, минерального сырья и (или) товарной продукции, полученной в результате первичной переработки (обогащения). Соответственно, себестоимость при определении дохода от реализации добытого минерального сырья учитывается при условии реализации минерального сырья, прошедшего только первичную переработку, где к первичной переработке, по мнению Компании «КТ», можно отнести только комплекс работ (сбор на месте, дробление или измельчение, классификацию (сортировку), брикетирование, агломерацию и обогащение физико-химическими методами.

По утверждению Компании «КТ», предприятие осуществляет добычу полезных ископаемых на основании контрактов №2251 от 29.12.2006г. (месторождение «П» и по контракту №686 от 21.06.2001г. (месторождение «О»), ни одним контрактом не предусмотрено выполнение первичной переработки (обогащение) минерального сырья.

Кроме этого, в жалобе указано, что налоговым органом нарушены правила расчета налоговых обязательств. Вместо определения подлежащего обложению дохода по итогам календарного года, проверяющие делают расчет налоговых обязательств по дате отгрузки добытого сырья. По утверждению Компании «КТ» и со ссылкой на статью 84 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента (далее –СГД) состоит из доходов, подлежащих получению данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода, где для КПН налоговым периодом является календарный год.

Проверив доводы Компании «КТ», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 308 Налогового кодекса недропользователь обязан вести раздельный налоговый учет в соответствии со статьей 310 Налогового кодекса для исчисления налогового обязательства по деятельности, осуществляемой в рамках каждого заключенного контракта на недропользование, а также при разработке низкорентабельного, высоковязкого, обводненного, малодебетного и выработанного месторождения (группы месторождений, части месторождения при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений, части месторождения в рамках одного контракта) в случае исчисления по такому месторождению (группе месторождений, части месторождения при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений в рамках одного контракта) налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и по ставкам, которые отличаются от установленных Налоговым кодексом.

Согласно пункту 10 статьи 310 Налогового кодекса, для целей ведения раздельного налогового учета при исчислении корпоративного подоходного налога недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование доход от реализации добытых нефти и (или) минерального сырья, прошедшего только первичную переработку (обогащение), определяется исходя из цены их реализации с учетом соблюдения законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, но не ниже себестоимости добытых нефти, минерального сырья и (или) товарной продукции, полученной в результате первичной переработки (обогащения), определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

При этом согласно пункту 34 МСФО 2 «Запасы» при продаже запасов балансовая стоимость этих запасов должна быть признана в качестве расходов в том периоде, в котором признается соответствующая выручка. Сумма любого списания стоимости запасов до чистой возможной цены продажи и все потери запасов должны быть признаны в качестве расходов в том периоде, в котором имели место списание или потери.

В рассматриваемом случае, из представленной Учетной политики Компании «КТ» следует, что отчетный период, в целях определения порядка учета доходов – это один календарный месяц;

готовая продукция – это основная продукция и продукция, работы и услуги вспомогательных подразделений, реализация которых является основной доходной статьей финансово-хозяйственной деятельности Компании «КТ»;

затраты на переработку готовой продукции включают стоимость используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии, амортизации основных средств, трудовых ресурсов, а также другие затраты, прямо связанные с добычей медной руды, скальной породы и техногенной воды;

себестоимость производства (фактическая себестоимость) готовой продукции включает все затраты на приобретение, переработку, транспортировку и прочие затраты, произведенные в целях доведения запасов готовой продукции до их текущего состояния и места их текущего расположения.

Затраты подразделяются на прямые и косвенные. При этом, затраты на производство готовой продукции отражаются в Отчете о прибылях и убытках предприятия в составе фактической себестоимости в том периоде, когда готовая продукция, на производство которой были понесены эти затраты, признается как реализованная;

-себестоимость реализованной готовой продукции – это фактическая себестоимость готовой продукции, оцененной на момент реализации, то есть фактическая себестоимость готовой продукции переходит в категорию себестоимости реализации готовой продукции в момент признания дохода.

Таким образом, в целях применения пункта 10 статьи 310 Налогового кодекса необходимо осуществлять сравнение фактической цены реализации минерального сырья с его себестоимостью на дату реализации (в момент признания дохода).

Пунктом 27 Учетной политики определено понятие дохода от реализации готовой продукции при выполнении следующих условий:

-Компания «КТ» передала покупателям и заказчикам значительные риски и вознаграждения, связанные с владением товара;

-сумма дохода может быть надежно оценена Компанией «КТ»;

-существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные с операцией по реализации готовой продукции, поступят в Компанию «КТ»;

-получение дохода Компанией «КТ» от конкретной реализации готовой продукции зависит от реализации этой готовой продукции покупателями и заказчиками. Стоимость реализации готовой продукции определяется соглашением между Компанией «КТ» и покупателями и заказчиками.

Следует отметить, что в представленном Контракте от 01.01.2016г., заключенным между Компанией «КТ» (Продавец) и ТОО «А» (Покупатель) в пункте 3 Поставка руды производится партиями, партией считается весь товар, поставленный Продавцом Покупателю в течение 1 (одного) календарного месяца.

Пунктом 6.4. Контракта от 01.01.2016г. оговорено, что по итогам календарного месяца Продавец обязуется выставить Покупателю счет-фактуру.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 215 Налогового кодекса от 25.12.2017г. формирование данных налогового учета осуществляется путем отражения информации, использующейся для целей налогообложения, в хронологическом порядке и с обеспечением преемственности данных налогового учета между налоговыми периодами (в том числе по операциям, результаты которых учитываются в нескольких налоговых периодах, оказывают влияние на размер объекта обложения в последующие налоговые периоды либо переносятся на ряд лет). При этом, налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета.

Согласно пункту 1.3.3 Налоговой учетной политики Компании «КТ» учетная документация для целей налогообложения и в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. включает в себя:

  • бухгалтерскую документацию
  • налоговые формы
  • налоговую учетную политику
  • иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением.

Из изложенного следует, что для целей налогообложения используются все данные как бухгалтерского, так и налогового учета (счета-фактуры, акты выполненных работ, иные документы, которые составляются на ежедневной и (или) ежемесячной основе).

Cогласно подпункту 6) пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса производственная себестоимость добычи и первичной переработки - это затраты на производство, определяемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, непосредственно связанные с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность и их первичной переработкой (обогащением), за исключением затрат по хранению, транспортировке, реализации полезных ископаемых, общеадминистративных и прочих затрат, не связанных непосредственно с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность и их первичной переработкой (обогащением).

В проверяемом периоде (с января месяца 2014 года по апрель месяц 2017 года включительно) Компания «КТ» в себестоимость готовой продукции включало расходы по транспортировке руды на рудный склад покупателя- за 2014 год в сумме 112667,4 тыс.тенге, за 2015 год в сумме 411021,1 тыс.тенге, за 2016 год в сумме 354954,0 тыс.тенге, с января по апрель 2017 год в сумме 171012,8 тыс.тенге.

При этом, начиная с мая 2017 года по декабрь 2017 года расходы по транспортировке Компанией «КТ» самостоятельно отражены на счете 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг».

В ходе проверки проверяющим специалистом выставлено требование касательно представления расшифровки расходов по транспортировке добытой руды с прикарьерного склада на месторождении «П»  на склад покупателя за проверяемый период.

Компания «КТ» на вышеуказанное требование представило расшифровку расходов по транспортировке добытой руды с прикарьерного склада на месторождении «П» на склад покупателя, согласно которой расходы по транспортировке руды, указанные выше, отнесены на себестоимость готовой продукции.

Согласно пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса понятия гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

При этом, согласно подпункту 79) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года № 291-IV ЗРК (далее – Закон о недрах) «добыча - весь комплекс работ (операций), связанный с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность, а также из техногенных минеральных образований, включая первичную переработку и временное хранение минерального сырья».

Определение понятию «первичная переработка» дано в подпункте 69) статьи 1 Закона о недрах, согласно которому, первичная переработка (обогащение) минерального сырья - вид горнопромышленной деятельности, который включает сбор на месте, дробление или измельчение, классификацию (сортировку), брикетирование, агломерацию и обогащение физико-химическими методами (без качественного изменения минеральных форм полезных ископаемых, их агрегатно-фазового состояния, кристаллохимической структуры), а также может включать перерабатывающие технологии, являющиеся специальными видами работ по добыче полезных ископаемых (подземная газификация и выплавление, химическое и бактериальное выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений).

Таким образом, под первичной переработкой следует понимать деятельность, включающую одну из видов работ: сбор на месте (в данном случае), дробление или измельчение, классификацию (сортировку), брикетирование …, а не весь комплекс работ, перечисленных в подпункте 69) статьи 1 Закона о недрах.

В связи с чем, налоговой проверкой производственная себестоимость добычи минерального сырья определена исходя из суммы всех понесенных затрат на добычу и первичную переработку по данным бухгалтерского учета, за исключением затрат по транспортировке добытой руды с прикарьерного склада на месторождении «Приорское» на склад покупателя.

Соответственно, учитывая нормы налогового, бухгалтерского законодательств, нормы учетной политики, увеличение дохода по контрактной деятельности на сумму разницы между стоимостью выпущенного минерального сырья и стоимостью его реализации налоговой проверкой произведено обоснованно.

  1. Уменьшение расходов на вскрышные работы, расходов по транспортировке горной массы по месторождению «П» за 2017г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пунктов 1, 3 статьи 100, пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса на вычеты и НДС в зачет отнесены расходы, по которым технические документы и первичные бухгалтерские документы не соответствуют друг другу. В связи с чем, уменьшены вычеты на сумму 122842,3 тыс.тенге и зачет по НДС на сумму 14741,1 тыс.тенге.

В жалобе отмечено, что налоговым органом неправомерно исключены из расходов, подтвержденные первичными документами и материалами встречных проверок контрагентов, по причине изменения на предприятии формы технического отчета в 2017 году, который не является первичным документом.

При этом в жалобе указано, что в налоговом законодательстве Республики Казахстан не прописана обязательность по ведению производственно-технического отчета, так как это вспомогательный документ, используемый не для целей организации налогового учета, а для удобства контроля над производственным процессом. Соответственно уменьшение налоговым органом данных расходов на сумму 122842,3 тыс.тенге неправомерно.

Проверив доводы Компании «КТ», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, отнесение расходов по товарам (работам, услугам) на вычеты и в зачет НДС производятся при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, если данные расходы были связаны с деятельностью, направленной на получение совокупного годового дохода и (или) связанные с облагаемым оборотом по НДС.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Кроме того, как отмечено было ранее, согласно пункту 1.3.3 Налоговой учетной политики Компании учетная документация для целей налогообложения и в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. включает в себя:

бухгалтерскую документацию

налоговые формы

налоговую учетную политику

иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением.

Соответственно для целей налогообложения используются все данные как бухгалтерского, так и налогового учета (счета-фактуры, акты выполненных работ, иные документы, которые составляются на ежедневной и (или) ежемесячной основе).

В рассматриваемом случае, в ходе проверки обоснованности отнесения на вычеты и в зачет НДС расходов по добыче руды (бурение, взрывные работы, вскрыша, погрузка, транспортировка и др.), рассмотрены и изучены все первичные документы.

Так, проверяющими специалистами произведена сверка счетов-фактур и актов выполненных работ с данными производственно-технических отчетов (далее - ПТО) на руднике «П» за 2017 год, где выявлены расхождения по выполненным горным работам (вскрышные работы). Из анализа и сравнения документов следует, что Компанией «КТ» на вычеты и в зачет отнесена стоимость вскрышных работ и расходов по транспортировке горной массы, не подтвержденная в ПТО по горным работам на руднике «П».

Расхождения между первичными документами, выставленные от ТОО «Г» в адрес Компании «КТ» и ПТО выявлены на основании счетов-фактур на общий объем 263155 куб.метров в сумме 122842,3 тыс.тенге, в том числе:

- №244 от 31.08.2017г.(скорректирован объем в сторону увеличения на 24 136 куб.метров);

- №246 от 31.08.2017г. (скорректирован объем в сторону увеличения на 24 136 куб.метров);

- №248 от 30.09.2017г. (скорректирован объем в сторону увеличения на 29 928 куб.метров);

- №250 от 30.09.2017г. (скорректирован объем в сторону увеличения на 29 928 куб.метров);

- №252 от 31.10.2017г. (скорректирован объем в сторону увеличения на 31 283 куб.метров);

- №254 от 31.10.2017г. (скорректирован объем в сторону увеличения на 31 283 куб.метров);

- №233 от 30.11.2017г.(скорректирован объем в сторону увеличения на 29 928 куб.метров);

- №234 от 30.11.2017г. (скорректирован объем в сторону увеличения на 29 928 куб.метров);

- №270 от 31.12.2017г. (скорректирован объем в сторону увеличения на 32 605 куб.метров), то есть вскрышные работы скорректированы на объем 147880 куб.метров, на сумму 47766,8 тыс.тенге, работы по транспортировке горной массы 115276 куб.метров, на сумму 74075,5 тыс.тенге.

Следует отметить, что в ходе проверки проверяющие специалисты производили сверку счетов-фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг) с техническими отчетами формы ПО-1М, подписанные главным маркшейдером, главным геологом, заверенные техническим директором Компании «КТ».

Согласно данным технических отчетов общий объем вскрыши за период с января по декабрь 2017 год составил 5 008 181 куб.метров, в том числе с января по июль в объеме 2 948 974 куб.метров, с августа по декабрь в объеме 2 059 207 куб.метров (август 438338 куб.метров, сентябрь 456573 куб.метров, октябрь 320299 куб.метров, ноябрь 367705 куб.метров, декабрь 476292 куб.метров), где данные объемы с августа по декабрь представлены, как было отмечено выше в отчете ПО-1М.

Кроме того, из данных ПТО объем вскрышных работ, произведенных ТОО «Г» в адрес Компании «КТ» за 2017 год составил 4 350 334 куб.метров, ТОО «Т» 370 821 куб.метров, Компанией «КТ» (хоз.способом) 287 026 куб.метров, итого 5 008 181 куб.метров (4 350 334+370 821+287 026).

При этом, данный объем подтвержден также Ведомственной статистической отчетностью «Отчетный баланс запасов полезных ископаемых (медь, цинк, сера, золото, серебро, кадмий, селен, теллур, галлий, индий, кобальт) по месторождению «П» за 2017г. (представляется Компанией «КТ» в уполномоченный орган), где на странице 11 отмечено, что вскрышные работы выполнены в объеме 5 008 181 куб.метров.

Следует отметить, что из общего объема вскрышных работ в размере 5 008 181 куб. метров по данным первичных документов (счет – фактуры, акты выполненных работ) выполненные ТОО «Г» объем вскрышных работ составил 4 498 214 куб. метров, тогда как по данным ПТО за 2017г.  вскрышные работы составили объем 4 350 334 куб. метров.

Отклонение между данными ПТО и первичными документами по вскрышным работам составило 147 880 куб. метров (4 498 214 -  4 350 334) на сумму 47 766,8 тыс.тенге, которые налоговой проверкой исключены из вычетов.  Кроме того, исключены из вычетов также работы по транспортировке горной массы в объеме 115 276 куб.метров, на сумму 74 075,5 тыс.тенге, также не соответствующие объемам по отчетам ПТО.

Таким образом, исключение расходов из вычетов и из зачета НДС на сумму 122842,3 тыс.тенге по счет-фактурам (за август-декабрь месяцы 2017г.) в которых имеются расхождения по объемам вскрышных работ, налоговой проверкой произведено обосновано. 

  1. Начисление КПН и НДС у источника выплаты.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1 статьи 192, 193, 194, пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса Компанией «КТ» не обложены доходы и не начислен НДС по резидентам Российской Федерации от оказания услуг резиденту Республики Казахстан (далее-РК).

В жалобе отмечено, что проверяющими необоснованно начислен КПН у источника выплаты в сумме 9818,9 тыс.тенге и НДС за нерезидента в сумме 5841,7 тыс.тенге по работам, выполненным на территории Российской Федерации.

Как следует из жалобы, Компанией «КТ» документально подтвержден факт выполнения работ по капитальному ремонту двигателей и иных агрегатов на территории Российской Федерации (далее-РФ), с указанием точного места выполнения работ в договоре, местом составления дефектной ведомости, письменным подтверждением контрагентов о выполнении ремонтных работ по месту их нахождения в РФ.

Проверив доводы Компании «КТ», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются в том числе доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса, доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 194 настоящего Кодекса, к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, указанных в статье 192 настоящего Кодекса.

Доходы от оказания услуг и работ по капитальному ремонту двигателей и других агрегатов являются доходами из источников в Республике Казахстан, и подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 20% по вышеуказанным основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 241 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки проверяющими специалистами выставлены в адрес Компании «КТ» требования о предоставлении документов относительно выполненных работ по капитальному ремонту двигателей и других агрегатов от нерезидентов.

Компанией «КТ» затребованные документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, талон о прохождении государственного контроля с отметкой территориального подразделения Пограничной службы КНБ Республики Казахстан и другие документы), подтверждающие вывоз двигателей и других агрегатов с территории Республики Казахстан в Российскую Федерацию для их капитального ремонта не представлены.

К жалобе Компанией «КТ» представлены договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ, приказ на командировку и другие документы. Из представленного Договора №КТ-40-1/14 от 28.02.2014г. заключенного между Компанией «КТ» (Заказчик) и ООО «У» Российская Федерация (Подрядчик) в пункте 2.2.оговорено, что Заказчик производит доставку насосного оборудования на ремонтную базу Подрядчика и от места ремонта собственными силами, а также назначает ответственное лицо, курирующее ремонт.

При этом, подтверждающие документы (Талон о прохождении государственного контроля с отметкой территориального подразделения Пограничной службы КНБ Республики Казахстан), товарно-транспортные накладные, путевые листы о том, что уполномоченное лицо доставляющее груз на территорию Российской Федерации в действительности пересекло границы РК и РФ (наименование автомобиля и номер), как проверке так к жалобе Компанией «КТ» не приложены.

В пунктах 3.2. и 3.3. договора №КТ-129/13 от 09.07.2013г. заключенного между Компанией «КТ» (Заказчик) и ТОО «П» Российская Федерация (Исполнитель) отмечено, что Заказчик направляет своего представителя для контроля за разборкой сданных в капитальный ремонт агрегатов, доставка в ремонт и вывоз после проведения капитального ремонта двигателей, гидромеханических коробок передач и других агрегатов, производится транспортом Заказчика.

Следует отметить, что к жалобе приложен талон о прохождении государственного контроля с отметкой территориального подразделения Пограничной службы КНБ Республики Казахстан от 28.10.2015г. о выезде за пределы границы Республики Казахстан, отметка о прохождении через пограничный пост Российской Федерации отсутствует.

При этом, работы произведены в период с января 2014г. по октябрь 2015г. согласно счет-фактур №3, №4 от 20.01.2014г., №12 от 23.04.2014г., №41, №42 от 25.11.2014г., №15 от 22.05.2014г., №19, №20, №22 от 18.07.2014г., №19, №20 от 01.04.2015г., №38, №39 от 01.10.2015г., №2 от 02.02.2015г., №8, №18 от 02.03.2015г. Других документов о пересечении границы в обоих направлениях Комапанией не представлены, также не представлены талоны на другие даты по вывозу и ввозу на ремонт запчастей за период с 2014г. по 2015г.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

В части начисления НДС также следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 241 Налогового кодекса, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан, и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.

Учитывая отсутствие документов, свидетельствующих о вывозе оборудования с территории Республики Казахстан для ремонта в Российскую Федерацию, в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается место фактического осуществления работ, услуг, если они связаны с движимым имуществом, которое фактически находилось на территории Республики Казахстан. Следовательно, стоимость работ и услуг, оказанные нерезидентами в сумме 48681,2 тыс.тенге подлежат обложению НДС.

Таким образом, в связи с непредставлением документов о проведении ремонтных работ по капитальному ремонту двигателей и других агрегатов в Российской Федерации, следовательно, отнесение данных доходов налоговой проверкой на доходы из источников в Республике Казахстан и соответствующее начисление КПН у источника выплаты в сумме 9 818,9 тыс.тенге и НДС в сумме   5 841,7 тыс.тенге, налоговой проверкой произведено обоснованно.

  1. Начисление налога на сверхприбыль.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось увеличение СГД, корректировка вычетов, выявленных при проверке КПН по Контракту за 2014г. и 2017г. произведено соответствующее начисление НСП.

Из жалобы следует, что налоговым органом необоснованно произведены выводы о необходимости уплаты Компании «КТ» налога на сверхприбыль. И в качестве основания такого начисления является предыдущий вывод о необходимости начисления КПН по контрактной деятельности Компании «КТ», в связи с увеличением в ходе проверки доходов на сумму разницы между стоимостью выпущенного минерального сырья и стоимостью его реализации, с которым Компания «КТ» не согласна.

Проверив доводы Компании «КТ», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Порядок исчисления НСП регламентирован нормами главы 46 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 347 Налогового кодекса для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе:

-чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

-налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

-совокупный годовой доход по контракту на недропользование; вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль;

-корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование; расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

По результатам налоговой проверки и как следует из акта налоговой проверки, НСП начислен в связи с выявленными расхождениями по размеру совокупного годового дохода и сумме начисленного КПН.

Согласно статье 348 Налогового кодекса, объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 348-1 настоящего Кодекса по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенных в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае, для целей определения объекта обложения по НСП, где составляющими являются совокупный годовой доход, вычеты и КПН за отчетные периоды, которые скорректированы проверяющими специалистами по основаниям, изложенными в выше указанных разделах по каждой контрактной деятельности (контракт и контракт «П»).

    Исходя из изложенного, следует, что результаты налоговой проверки по начислению НСП за проверяемый налоговый период являются обоснованными.

     По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение -  оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 2391
  • 0
  • 26 декабря 2019

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.