КПН: взаиморасчёты с ненадёжными поставщиками — доводы компании признаны несостоятельными
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН
Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начислении КПН и НДС.
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка Компании «S» по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 36 237,8 тыс.тенге и пени 10 902,5 тыс.тенге, НДС в сумме 5 307,4 тыс.тенге и пени 1 685,7 тыс.тенге.
Компания «S», не согласившись с выводами органа государственных доходов, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение органа государственных доходов.
Основанием для начисления КПН и НДС явилось нарушение статей 242, 264, 387 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., то есть, отнесены на вычеты расходы по взаиморасчетам с Компанией «B».
С данными выводами органа государственных доходов Компания «S» не согласна и приводит следующие доводы.
Из жалобы Компании «S» следует, что согласно акту налоговой проверки от 03.07.2024г. правовым основанием для исключения сумм расходов из вычетов послужили пункт 3 статьи 242 и статья 387 Налогового кодекса.
Компания «S» в жалобе утверждает, что доводы органа государственных доходов об отсутствии первичных документов необоснованны, так как все оригиналы документов имеются в наличии.
Также в жалобе Компания «S» отмечает, что в ответ на направленное 28.03.2024г. требование органа государственных доходов 10.05.2024г. направлены акты выполненных работ, ТТН, CMR с печатью и подписью перевозчика, товарные накладные ТМЗ, талоны о прохождении границы, счет-фактуры ТМЗ.
Далее из жалобы Компании «S» следует, что факт представления всех необходимых документов подтвержден актом налоговой проверки, в котором указано, что на требование от 28.03.2024г. ответ представлен в срок (входящий от 10.05.2024г.).
Относительно доводов органа государственных доходов о наличии на копиях международных транспортных накладных (CMR) оттисков печати разных грузоперевозчиков Компания «S» в жалобе указывает, что орган государственных доходов не является органом контроля и надзора за правильностью оформления международных транспортных накладных и поэтому проверяющие не имеют полномочий оценивать правильность их оформления.
Кроме того, Компания «S» в жалобе приводит выдержки из Постановления Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан, согласно которого коллегия соглашается с выводами местных судов о том, что несоответствие формы заполненной поставщиком товарно-транспортной накладной типовой форме, отсутствие сертификатов качества товаров не свидетельствует о фиктивности сделок, а влекут применение к нарушителю уполномоченным органом в соответствующей отрасли мер реагирования.
Компания «S» отмечает, что упомянутые в акте документальной налоговой проверки CMR разновидностью товарно-транспортных накладных, которые оформляются перевозчиком или отправителем груза, а не получателем. В связи с чем, Компания «S» считает, что не может нести ответственность за правильность оформления CMR.
Также Компания «S» в жалобе указывает, что документы (договоры, акты выполненных работ и счета-фактуры), подтверждающие фактические расходы налогоплательщика в соответствии с пунктом 3 статьи 242 Налогового кодекса имеются в наличии. При этом, Компания «S» отмечает, что согласно пункту 2 статьи 190 Налогового кодекса и статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) CMR не относятся к первичным документам и оформляются не для целей бухгалтерского и налогового учета и согласно статьи 387 Налогового кодекса является документом, подтверждающим факт перевозки в международном автомобильном сообщении.
В жалобе Компании «S» указано, что CMR не является документом, подтверждающим размер понесенных расходов, при этом для целей бухгалтерского и налогового учета у налогоплательщика имеются акты выполненных работ и счета-фактуры, соответствующие требованиям Налогового кодекса.
Кроме того, Компания «S» в жалобе отмечает, что ни сам факт перевозки, ни размер расходов, ни связь перевозки с деятельностью, направленной на получение дохода, органом государственных доходов не оспаривается, сделка не признана недействительной.
Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «S» в нарушение статей 242, 264, 387 Налогового кодекса отнесены на вычеты расходы по взаиморасчетам с Компанией «В»
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.
Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом о бухгалтерском учете возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В рассматриваемом случае по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019-2021гг. в сумме 119 570,0 тыс.тенге на приобретение транспортных услуг (международные перевозки) у Компании «В».
Согласно Договору от 23.09.2019г. (далее - Договор), заключенному между Компанией «S» и Компанией «В», предметом Договора является осуществление перевозок грузов автотранспортом по территории Республики Казахстан, также по территории Российской Федерации. Компания «S» поручает, а Компания «В» принимает на себя обязательство по перевозке и доставке грузов автотранспортом на основании заявок Компании «S» в соответствии с условиями Договора.
Согласно ЭСФ, выписанных Компанией «В» в адрес Компании «S», автоуслуги оказывались по маршрутам город Нижняя Тура (РФ) – город Караганда, город Самара (РФ) – город Алматы.
Оплата произведена путем безналичного расчета.
Согласно ИНИС РК основным видом деятельности Компании «S» является «Грузовые перевозки автомобильным транспортом».
Согласно ИС СОНО в упрощенных декларациях для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 2 полугодие 2019г. указан 1 работник, за 2020-2021гг. работники отсутствуют, декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2019-2021гг. не представлены.
Из вышеприведенного следует, что у Компании «В» отсутствуют материально-трудовые ресурсы, в том числе транспортные средства для осуществления перевозки товаров.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 387 Налогового кодекса перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, установленными пунктом 4 настоящей статьи. При этом таким документом в международном автомобильном сообщении является товарно-транспортная накладная.
Также, согласно статьи 8 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о международном автомобильном сообщении, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2003 года №354, перевозки грузов на основании настоящего Соглашения, сопровождаются оформлением транспортных накладных, которые должны соответствовать требованиям Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов от 19.05.1956г. (далее - Конвенция), имеющей статус конвенции ООН.
В соответствии пунктом 1 статьи 1 Конвенции настоящая Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участвующей в Конвенции.
Согласно статей 4 и 5 Конвенции договор перевозки устанавливается накладной CMR. Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и транспортером. При этом Конвенцией предусмотрены данные о виде, содержании, и правилах заполнения накладной.
Таким образом, накладная CMR является документом, подтверждающим международные автомобильные перевозки грузов.
В рассматриваемом случае, как следует из информации органа государственных доходов, Компанией «S» представлены к налоговой проверке накладные CMR, заверенные печатью Компание «А», а именно:
1) CMR от 05.11.2020г., вес груза 6680, объявленная стоимость 143 536,05 рублей;
2) CMR от 05.11.2020г., вес груза 6760, объявленная стоимость 143 536,05 рублей;
3) CMR от 04.11.2020г., вес груза 7610, объявленная стоимость 143 536,05 рублей;
4) CMR от 02.11.2020г., вес груза 6530, объявленная стоимость 143 536,05 рублей;
5) CMR от 05.11.2020г., вес груза 6680, объявленная стоимость 143 536,05 рублей;
6) CMR от 05.11.2020г., вес груза 6600, объявленная стоимость 143 536,05 рублей;
7) CMR от 10.11.2020г., вес груза 6460, объявленная стоимость 143 536,05 рублей;
8) CMR от 06.11.2020г., вес груза 6720, объявленная стоимость 143 536,05 рублей.
При этом, Компанией «S» к налоговой проверке также представлены накладные CMR, заверенные печатью Компании «В», где номер и дата выписки, получатель, отправитель, наименование товара, стоимость товара (груза), регистрационный номер автомашин и иные сведения, отраженные в данных накладных CMR идентичны сведениям отраженным в вышеуказанных накладных CMR, заверенных печатью Компанией «А».
Следует указать, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента). Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке. Встречные проверки назначаются в порядке, определяемом уполномоченным органом.
В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки в целях подтверждения взаиморасчетов Компании «S» и Компании «В» в орган государственных доходов по территориальной принадлежности направлен запрос на проведение встречной проверки от 28.11.2022г., который прекращен в связи с отсутствием Компании «В» по юридическому адресу.
Кроме того, в ходе рассмотрения возражения Компании «S» к предварительному акту налоговой проверки повторно направлен запрос на проведение встречной проверки от 30.05.2024г., который прекращен в связи с прекращением осуществления предпринимательской деятельности Компании «В».
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования.
В рассматриваемом случае Компанией «S» к жалобе не приложены договор на оказание услуг перевозки грузов, товарно-транспортные накладные, путевые листы автотранспортного средства, являющиеся основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортными накладными, определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозки грузов, а также для начисления заработной платы водителю, заявки, акты приемки, подтверждающие факт приобретения товаров.
Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «В» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также нормы статей 242, 264, 387 Налогового кодекса начисление КПН в сумме 23 932,6 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.
Относительно доводов Компании «S» о судебном прецеденте в пользу налогоплательщика необходимо отметить, что в Республике Казахстан судебный прецедент не является источником права, поскольку, действующим правом в Республике Казахстан в соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан является Конституция Республики Казахстан и нормативно-правовые акты.
Кроме того, Постановление Судебной коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан, приведенное в жалобе, имеет отношение к спору и предмету между сторонами, носящими, непосредственно, индивидуальный характер. Следовательно, доводы Компании «S» в указанной части являются несостоятельными.
- 7429
- 0
- 26 ноября 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.