КПН-взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками: часть начислений отменена


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба ТОО «D» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2017г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 319 932,5 тыс.тенге и пени 116 888,1 тыс.тенге, НДС в сумме 205 642,0 тыс.тенге и пени в сумме 90 621,9 тыс.тенге.

ТОО «D», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно взаиморасчетов с ТОО «B», ТОО «K», ТОО «A», ТОО «S» и ТОО «E», ТОО «N»

Основанием для начисления обжалуемой суммы налогов и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 4 статьи 264, подпункта 4) статьи 403 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г.

По результатам налоговой проверки исключены расходы из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам ТОО «D» с ТОО «B», ТОО «K», ТОО «A», ТОО «S» и ТОО «E», ТОО «N».

С данным выводом налогового органа ТОО «D» не согласно в связи с тем, по результатам налоговой проверки необоснованно исключены расходы из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с контрагентами ТОО «B», ТОО «K», ТОО «A», ТОО «S» и ТОО «E», ТОО «N», по которым не предоставлены судебные акты по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товара. При этом, в судебных решениях, приведенных в акте налоговой проверки, отсутствуют обстоятельства, согласно которых руководитель или учредитель не причастен к регистрации (перерегистрации).

Проверив доводы ТОО «D», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.

Основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.

Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц – печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса установлено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Подпунктом 2) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете определено, что первичные учетные документы – документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

В пунктах 2 и 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете указано, что формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Первичные документы, формы которых или требования к которым не утверждены, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или применяют к учету формы, представленные физическими лицами – нерезидентами или юридическими лицами – нерезидентами, не зарегистрированными на территории Республики Казахстан, которые должны содержать обязательные реквизиты, указанные в подпунктах 1)-7) пункта 3 данной статьи.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а НДС подлежит отнесению в зачет при использований (будут использоваться) в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

Также в соответствии с подпунктом 2) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением операций, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.

Согласно подпункту 4) статьи 403 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость, ранее признанный как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, подлежит исключению по сделкам, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, снятым с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании решения налогового органа в соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 6 статьи 85 Налогового кодекса, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением сделок, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены расходы из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам ТОО «D» с ТОО «B», ТОО «K», ТОО «A», ТОО «S» и ТОО «E», ТОО «N».

1.1. По взаиморасчетам с ТОО «B»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению товаров (овощи, фрукты) за 2020 год на сумму 291 761,1 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-3 кварталы 2020 года в сумме 34 831,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «B».

Согласно ИНИС РК руководителем и учредителем ТОО «B» является О.П.А.

ТОО «B» зарегистрировано в Управлении государственных доходов с 26.11.2020г.

Вид деятельности – оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.

ТОО «B» снято с регистрационного учета по НДС от 26.11.2020г. по причине признания недействительной перерегистрации на основании Решения специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) от 27.05.2022г.

Согласно Приговору суда от 31.03.2022г. ТОО «B» (в лице Н.И.М., В.М.Н.) (далее – Приговор) в целях извлечения имущественной выгоды путем выписки счетов-фактур по бестоварным сделкам, способствовали в незаконном освобождении от налогов в период с 6 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года следующим контрагентам:

- в адрес ИП «А» выписаны 5 ЭСФ на сумму 13 116,1 тыс.тенге;

- в адрес ТОО «K» выписаны 8 ЭСФ на сумму 56 549,9 тыс.тенге;

- в адрес ТОО «Т» выписан 1 ЭСФ на сумму 105 000,0 тыс.тенге;

- в адрес ТОО «F» выписаны 7 ЭСФ на сумму 19 883,7 тыс.тенге;

- в адрес ТОО «R» выписаны 2 ЭСФ на сумму 172 053,0 тыс.тенге;

- в адрес ТОО «C» выписан 1 ЭСФ на сумму 26 785,7 тыс.тенге.

В Приговоре суда указано, что на основании вышеуказанных выписанных документов (счетов-фактур) о мнимой финансово-хозяйственной деятельности ТОО, формально подтверждающих факт взаиморасчёта вышеперечисленных контрагентов-покупателей с ТОО «B», подсудимые предоставили их представителям за определенную сумму вознаграждения, для последующего отражения данных фиктивных взаиморасчетов в налоговых декларациях, что давало возможность вышеперечисленным контрагентам - покупателям необоснованно брать в зачет (не уплачивать) суммы НДС и относить на вычеты сумму взаиморасчетов, тем самым не уплачивать КПН.

Также в Приговоре суда отмечено, что поставки товарно-материальных ценностей, оказание услуг или выполнение работ перечисленным коммерческим компаниям от имени ТОО «B» не производились, в связи с отсутствием штата работников в коммерческой компании, а также товара в наличии, поскольку ТОО «B» не имело на балансе автотранспортные средства для перевозки грузов; территорию, используемую под производственную базу и содержание автотранспортных средств, складские помещения в аренде или собственности для хранения и размещения товаров; товары, подлежащие реализации; штат работников. Штат предприятия ограничивался лишь двумя штатными единицами в виде директора и его заместителя. Кроме того, у ТОО «B» не соответствует приход расходу по сделкам с контрагентами-покупателями, а именно в ФНО и счетах-фактурах отсутствует приобретение товарно-материальных запасов.

Из оглашенных в суде показаний свидетеля О.П.А., данных им в ходе досудебного расследования, следует, что в 2019 году он по просьбе Н.И.М., Б.М.С. зарегистрировал на свое имя ТОО «S», ТОО «B», ТОО «K». Отношения к финансово-хозяйственной деятельности указанных фирм не имел. Подписывал документы от имени указанных ТОО по указанию Н.И.М., который работал с В.М.Н. Все первичные бухгалтерские документы, печати, банковские карты находились в бухгалтерии у Б.М.С. и Н.И.М. По всем этим ТОО им открыты расчетные счета в банках, откуда он обналичивал денежные средства, которые передавал Н.И.М. За снятие денег последний платил ему вознаграждение. С контрагентами указанных ТОО отношения не имел. От имени этих фирм, как руководитель, контрагентам каких-либо услуг не оказывал.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам ТОО «D» с ТОО «B» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2020 год в сумме 291 761,1 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-3 кварталы 2020 года в сумме 34 831,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «B».

1.2. По взаиморасчетам с ТОО «K»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению товаров (овощи, фрукты) за 2019 год на сумму 134 744,8 тыс.тенге, за 2020 год на сумму 449 078,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019 года в сумме 16 169,4 тыс.тенге, за 1-4 кварталы 2020 года в сумме 53 745,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «K».

ТОО «K» зарегистрировано в УГД с 19.08.2019г. Вид деятельности – деятельность агентов по торговле пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

Согласно решению УГД от 19.11.2022г. ТОО «K» снято с учета по НДС 09.02.2021г. по причине признания государственной перерегистрации от 18.11.2019г. недействительной.

Основными поставщиками ТОО «K» являются ТОО «B», ТОО «Q», ТОО «S», ТОО «F».

При этом, Решением СМЭС от 27.05.2022г. государственная перерегистрация ТОО «B» от 21.11.2020г. признана недействительной.

Также, как указано выше согласно Приговора суда от 31.03.2022г. поставки товарно-материальных ценностей, оказание услуг или выполнение работ перечисленным коммерческим компаниям от имени ТОО «B» не производились, в связи с отсутствием штата работников в коммерческой компании, а также товара в наличии, поскольку данное предприятие не имело на балансе автотранспортные средства для перевозки грузов, территорию, используемую под производственную базу и содержание автотранспортных средств, складские помещения в аренде или собственности для хранения и размещения товаров, а также товары, подлежащие реализации и штат работников.

Относительно ТОО «Q» следует указать, что решением СМЭС от 27.12.2022г. государственная регистрация ТОО «Q» от 27.05.2019г. признана недействительной.

Также решением суда от 31.03.2022г. государственная регистрация ТОО «S» от 24.12.2019г. признана недействительной.

Относительно ТОО «F» необходимо указать, что данное предприятие снято с регистрационного учета по НДС 08.10.2020г. по причине отсутствия по месту нахождения.

Согласно ИС СОНО ТОО «F»:

 - декларации по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2019 года, за 1 квартал 2020 года представлены с нулевыми показателями, за 2-3 кварталы 2020 года не представлены;

 - декларация по КПН (ф.100.00) за 2019 год представлена с нулевыми показателями, за 2020 год не представлена;

 - декларация по ИПН и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019 года не представлена, за 1-4 кварталы 2020 года представлена с нулевыми показателями, работники не отражены.

 - декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2019-2020гг. не представлены.

Необходимо отметить, что согласно Приговору суда от 31.03.2022г. (далее – Приговор суда от 31.03.2022г.) ТОО «K» (в лице Н.И.М., В.М.Н.) в целях извлечения имущественной выгоды путем выписки счетов-фактур по бестоварным сделкам, способствовали в незаконном освобождении от налогов в период с 6 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года ряда предприятий, в том числе в адрес ТОО «A» выписаны 4 ЭСФ на сумму 2 634,7 тыс.тенге.

В Приговоре суда от 31.03.2022г. указано, что на основании выписанных документов (счетов-фактур) о мнимой финансово-хозяйственной деятельности ТОО, формально подтверждающих факт взаиморасчёта вышеперечисленных контрагентов-покупателей с ТОО «K», подсудимые предоставили их представителям за определенную сумму вознаграждения, для последующего отражения данных фиктивных взаиморасчетов в налоговых декларациях, что давало возможность вышеперечисленным контрагентам - покупателям необоснованно брать в зачет (не уплачивать) суммы НДС и относить на вычеты сумму взаиморасчетов, тем самым не уплачивать КПН.

При этом поставки товарно-материальных ценностей, оказание услуг или выполнение работ перечисленным коммерческим компаниям от имени ТОО «K» не производилось, в связи с отсутствием штата работников в коммерческой компании, а также товара в наличии, поскольку ТОО «K» не имело на балансе автотранспортные средства для перевозки грузов; территорию, используемую под производственную базу и содержание автотранспортных средств; складские помещения в аренде или собственности для хранения и размещения товаров; товары, подлежащие реализации; штат работников. Штат предприятия ограничивался лишь двумя штатными единицами в виде директора и его заместителя. Кроме того, у ТОО «K» не соответствует приход расходу по сделкам с контрагентами-покупателями, а именно в ФНО и счетах-фактурах отсутствует приобретение товарно-материальных запасов.

Данным приговором Н.И.М. и В.М.С. осуждены по статье 28 части3, 216 части 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам ТОО «D» с ТОО «K», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2019 год на сумму 134 744,8 тыс.тенге, за 2020 год на сумму 449 078,0 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал 2019 года в сумме 16 169,4 тыс.тенге, за 1-4 кварталы 2020 года в сумме 53 745,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «K».

1.3. По взаиморасчетам с ТОО «A»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению товаров (овощи, фрукты) за 2020 год на сумму 123 417,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 3-4 кварталы 2020 года в сумме 14 808,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «A».

ТОО «A» зарегистрировано с 25.06.2020г. в УГД. Вид деятельности – оптовая торговля фруктами и овощами. Снято с учета по НДС 22.07.2020г. по причине признания перерегистрации недействительной.

Решением СМЭС от 06.06.2022г. (далее - решение от 06.06.2022г.) государственная перерегистрация ТОО «A» признана недействительной.

При этом, в решении от 06.06.2022г. указано, что О.П.А., являвшегося учредителем и руководителем ТОО «A», отношения к регистрации, а также к финансово-хозяйственной деятельности данной компании не имеет.

Согласно ИС СОНО ТОО «A»:

- декларация по КПН (ф.100.00) за 2020 год не представлена;

- декларация по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2020 года представлена с отражением НДС в сумме 10 798,6 тыс.тенге;

 - декларация по ИПН и социальному налогу (ф.200.00) за 3 квартал 2020 года представлена с отражением 1 работника, за 4 квартал 2020 года не представлена.

 - декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2020 год не представлена.

Основным и единственным поставщиком ТОО «A» является ТОО «M, согласно выписанным ЭСФ реализованы овощи и фрукты.

Согласно данным ИС ЭСФ у ТОО «M» в приобретении отсутствуют овощи и фрукты. Основными поставщиками ТОО «M» являются ТОО «D» (хозяйственные товары), ТОО «T» (хозяйственные товары), ТОО «L» (услуги оплаты).

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам ТОО «D» с ТОО «A», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2020 год на сумму 123 417,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 3-4 кварталы 2020 года в сумме 14 808,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «A».

1.4. По взаиморасчетам с ТОО «S»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению товаров (овощи, фрукты) за 2019 год на сумму 143 350,2, за 2020 год на сумму 24 703,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 3-4 кварталы 2019 года в сумме 17 202,0 тыс.тенге, за 1 квартал 2020 года в сумме 2 964,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «S».

ТОО «S» зарегистрировано в УГД с 13.06.2019г. по 06.03.2020г., с 06.03.2020г. перерегистрировано в УГД. Вид деятельности – деятельность агентов по торговле товарами широкого ассортимента.

ТОО «S» снято с регистрационного учета по НДС от 06.03.2020г. по причине признания недействительной перерегистрации на основании Постановления судебной коллегии по гражданским делам городского суда от 29.12.2021г. (далее – Постановление суда от 29.12.2021г.).

При этом, в Постановлении суда от 29.12.2021г. указано, руководитель ТОО «S» что Н.А. является гражданином Республики Узбекистан, при этом согласно данным Управления миграционной службы визу категории С-5 он не получал и целью въезда в РК является «Частная».

Также из Приговора районного суда от 31.03.2022г. следует, что ТОО «K» в целях получения имущественной выгоды выписывало бестоварные счета-фактуры в адрес ТОО «S» от 24.12.2019г., 28.12.2019г., 31.12.2019г.

Согласно ИС СОНО ТОО «S»:

 - декларация по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2019 года представлена с отражением по строке 300.00.001 «Оборот по реализации, облагаемый НДС» в сумме 128 655,5 тыс.тенге и по строке 300.00.013 «Товары, работы, услуги, приобретенные НДС в РК» в сумме 129 038,7 тыс.тенге, начислен НДС к уплате в сумме 46,0 тыс.тенге;

- декларация по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2019 года представлена с отражением по строке 300.00.001 «Оборот по реализации, облагаемый НДС» в сумме 39 978,1 тыс.тенге и по строке 300.00.013 «Товары, работы, услуги, приобретенные НДС в РК» в сумме 39 057,7 тыс.тенге, начислен НДС к уплате в сумме 110,4 тенге;

- декларация по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2020 года не представлена;

- декларация по КПН (ф.100.00) за 2019 год представлена с отражением СГД в сумме 171 810,9 тыс.тенге и вычетов в сумме 168 434,5 тыс.тенге, начислен КПН к уплате в сумме 675,3 тыс.тенге;

- декларация по КПН (ф.100.00) за 2020 год представлена с отражением СГД в сумме 53 469,4 тыс.тенге, начислен КПН к уплате в сумме 10 693,9 тыс.тенге. Однако, на сегодняшний день начисленная сумма КПН ТОО «S» в бюджет не уплачена.

- декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2019-2020гг. не представлены.

Основными поставщиками овощей и фруктов ТОО «S» являются:

  • ТОО «Q» чья государственная регистрация решением СМЭС от 27.12.2022г. признана недействительной;

2) ТОО «A» чья государственная регистрация решением СМЭС от 05.09.2022г. признана недействительной;

3) ТОО «J» чья государственная регистрация решением СМЭС от 18.07.2022г. признана недействительной.        

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам ТОО «D» с ТОО «S», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2019 год на сумму 143 350,2 тыс.тенге, за 2020 год на сумму 24 703,5 тыс.тенге и НДС в зачет за 3-4 кварталы 2019 года в сумме 17 202,0 тыс.тенге, за 1 квартал 2020 года в сумме 2 964,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «S».

1.5. По взаиморасчетам с ТОО «F»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению товаров (овощи, фрукты) за 2019 год на сумму 116 230,8 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-2 кварталы 2019 года в сумме 13 947,7 тыс.тенге по взаиморасчетам ТОО «D» с ТОО «F».

ТОО «F» зарегистрировано в УГД. Вид деятельности – оптовая торговля фруктами.

         Согласно данным ИНИС РК руководителем и учредителем ТОО «F» с 31.10.2019г. по 25.11.2021г. являлся Д.Т.Б.

ТОО «F» снято с регистрационного учета по НДС 31.10.2019г. по причине признания недействительной государственной перерегистрации согласно Постановлению судебной коллегии по гражданским делам от 03.11.2021г.

Из вышеуказанного постановления следует, что согласно протоколу допроса и пояснениям Д.Т.Б. перерегистрация ТОО «F» на него произведена по просьбе К.Р.М., сам отношения к деятельности ТОО «F» не имеет, все действия совершал по просьбе К.Р.М., а именно получал ЭЦП, открывал счета в банках второго уровня и обналичивал деньги, в последующем отдавал К.Р.М., за эти услуги последний оплачивал съемную квартиру и покупал продукты, намерения вести предпинимательскую деятельность не имел.

Согласно данным ИС ЭСФ основными поставщиками ТОО «F» являются:

  • ТОО «C» чья государственная регистрация решением СМЭС от 02.06.2021г.;
  • ИП К.Р.М.

Основным и единственным поставщиком ИП К.Р.М. является ТОО «R». При этом, сделки между ИП К.Р.М. и ТОО «E» согласно решению СМЭС от 23.12.2021г. признаны недействительными.

Согласно ИС СОНО ТОО «F»:

 - декларация по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2019 года представлена с отражением по строке 300.00.001 «Оборот по реализации, облагаемый НДС» в сумме 66 691,8 тыс.тенге и по строке 300.00.013 «Товары, работы, услуги, приобретенные НДС в РК» в сумме 64 313,4 тыс.тенге, начислен НДС к уплате в сумме 345,4 тыс.тенге;

- декларация по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2019 года представлена с отражением по строке 300.00.001 «Оборот по реализации, облагаемый НДС» в сумме 74 217,1 тыс.тенге и по строке 300.00.003 «Корректировка размера облагаемого оборота» (-)804,5 тыс.тенге, по строке 300.00.013 «Товары, работы, услуги, приобретенные НДС в РК» в сумме 67 513,2 тыс.тенге, начислен НДС к уплате в сумме 0 тенге;

- декларация по КПН (ф.100.00) за 2019 год представлена с отражением СГД в сумме 300 381,1 тыс.тенге и вычетов в сумме 302 432,2 тыс.тенге, начислен КПН к уплате в сумме 0 тенге;

 - декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2019 год не представлена.

Ранее в адрес ТОО «D» выставлено уведомление от 30.09.2020г. Основанием для выставления уведомления явилось то, что на основании системы управления рисками отражаемые ТОО «D» в ЭСФ финансово-хозяйственные операции ТОО «F» имело низкую вероятность осуществления реализации товаров, работ и услуг.

Во исполнения данного уведомления ТОО «D» исключен из зачета НДС в сумме 5 070,7 тыс.тенге за 1 квартал 2020 года представив дополнительную форму налоговой отчетности за указанный период.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам ТОО «D» с ТОО «F», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2019 год на сумму 116 230,8 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-2 кварталы 2019 года в сумме 13 947,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «F».

1.6. По взаиморасчетам с ТОО «N»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы за 2020 год на сумму 66 565,8 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-4 кварталы 2020 года в сумме 6 934,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «N».

ТОО «N» с 15.10.2019г. зарегистрировано в УГД по. Вид деятельности – оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.

Согласно решению СМЭС от 25.12.2023г. сделки по договору поставки от 23.01.2021г., заключенные между ТОО «D» и поставщиком ТОО «N» НДС на сумму 5 214,6 тыс.тенге, совершение которого подтверждено счетами-фактурами: от 23.07.2020г., от 10.09.2020г., от 11.09.2020г., от 06.11.2020г., от 04.12.2020г. признаны недействительными.

Основными поставщиками ТОО «N» являются ТОО «V», ТОО «I», ТОО «X».

1) ТОО «V» зарегистрировано в УГД. Вид деятельности – прочая транспортно-экспедиционная деятельность. Снято с регистрационного учета по НДС 16.07.2020г. по причине признана регистрации недействительной согласно решению СМЭС от 24.05.2023г.

2) ТОО «I» зарегистрировано в УГД. Вид деятельности – а предоставление прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки.

Согласно ИС СОНО ТОО «I»:

- декларация по КПН (ф.100.00) за 2020 год не представлена;

- декларации по ИПН и социальному налогу (ф.200.00) за 1, 2 кварталы 2020 года представлены с нулевыми показателями, за 3, 4 кварталы 2020 года не представлены;

- декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2020 год не представлена.

ТОО «I» снято с регистрационного учета по НДС 16.07.2020г. по причине отсутствия по месту нахождения.

Единственным поставщиком ТОО «I» является ТОО «T», регистрация данного поставщика признана недействительной согласно решению СМЭС от 15.12.2021г.

3) ТОО «X» зарегистрировано в УГД. Вид деятельности – прочая транспортно-экспедиционная деятельность. Снято с регистрационного учета по НДС 16.07.2020г. по причине признания регистрации недействительной согласно решению суда от 24.05.2023г.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам ТОО «D» с ТОО «N», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2020 год на сумму 66 565,8 тыс.тенге и НДС в зачет за 1-4 кварталы 2020 года в сумме 6 934,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «N».

Таким образом, исключение расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «B», ТОО «K», ТОО «A», ТОО «S» и ТОО «F», ТОО «N» и соответствующее начисление КПН и НДС в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

  1. Относительно исключения НДС из зачета за 2-4 кварталы 2020 года

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса, ТОО «D» в декларации по НДС за 2-4 кварталы 2020 года необоснованно отнесен в зачет НДС в сумме 1 070,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «G», ТОО «S» ТОО «N», ТОО «K», ТОО «R», ТОО «C», ТОО «A», ТОО «E», ТОО «Z».

С данным выводом налогового органа ТОО «D» не согласно в связи с тем, что по взаиморасчетам с ТОО «G», ТОО «S» ТОО «N», ТОО «K», ТОО «R», ТОО «C», ТОО «A», ТОО «E», ТОО «Z» НДС в зачет отнесен по приходным накладным на товары.

Проверив доводы ТОО «D», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.

 Основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.

 Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц – печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.

 Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

 При этом, пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

 Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

 При этом, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.

 Таким образом, отнесение сумм расходов по НДС в зачет производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, учитывается в том налоговом периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:

1) дата получения товаров, работ, услуг;

2) дата выписки счета-фактуры или иного документа, являющегося основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки ТОО «D» отнесен НДС в зачет по дате совершения оборота на основании выписанных накладных на товары за 2-4 кварталы 2020 года в сумме 1 042,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «G», ТОО «S» ТОО «N», ТОО «K», ТОО «R», ТОО «C», ТОО «A», ТОО «E», ТОО «Z», при этом счета-фактуры были выписаны в последующие налоговые периоды.

Вместе с тем, согласно письму Комитета государственных доходов от 06.06.2024г. счета-фактуры, НДС по которым подлежащие отнесению в зачет в других периодах, в ходе проверки учтены в соответствующих налоговых периодах.

Относительно исключения НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «K» следует отметить, что согласно ИС ЭСФ данным предприятием выписаны счета-фактуры на сумму НДС 1 346,8 тыс.тенге, тогда как ТОО «D» отнесен НДС в зачет в сумме 1 374,6 тыс.тенге или расхождение по НДС составило в сумме 27,9 тыс.тенге, которая была исключена из зачета, соответственно, доводы ТОО «D» в указанной части являются несостоятельными.

Учитывая вышеизложенное, исключение из зачета НДС в сумме 1 070,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «G», ТОО «S» ТОО «N», ТОО «K», ТОО «R», ТОО «C», ТОО «A», ТОО «E», ТОО «Z» по результатам акта налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно арифметической ошибки за 2-3 кварталы 2019 года

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение: за 2 квартал 2019 года сумма НДС, подлежащая отнесению в зачет, по данным налогоплательщика составляет 141 676,1 тыс.тенге, по данным налоговой проверки составляет 146 884,4 тыс.тенге, отклонение по НДС, подлежащего отнесению в зачет, составляет 3 304,0 тыс.тенге.

За 3 квартал 2019 года по результатам налоговой проверки сумма НДС, подлежащая отнесению в зачет, по данным налогоплательщика составляет 157 536,7 тыс.тенге, по данным налоговой проверки составляет 153 240,1 тыс.тенге, отклонение по НДС, подлежащего отнесению в зачет, составляет 734,8 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа ТОО «D» не согласно в связи с тем, что в акте налоговой проверки при исключении НДС из зачета допущена арифметическая ошибка на сумму 20,5 тыс.тенге за 2 квартал 2019 года, 14,9 тыс.тенге за 3 квартал 2019 года. При этом, в акте налоговой проверки указано, что подлежит исключению НДС из зачета в сумме 3 324,5 тыс.тенге за 2 квартал 2019 года, в сумме 749,7 тыс.тенге за 3 квартал 2019 года.

Проверив доводы ТОО «D», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует.

В соответствии с подпунктом 10) пункта 1 Налогового кодекса по завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием: подробного описания выявленных нарушений с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены.

Согласно подпунктом 1  пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного и указанного: в случае приобретения товаров, работ, услуг, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2) и 3) данного пункта, – в одном из следующих документов с выделенным в нем налогом на добавленную стоимость и указанием идентификационного номера налогоплательщика-поставщика: в том числе счете-фактуре или проездном билете (на бумажном носителе, в электронном билете, электронном проездном документе), выписанном поставщиком, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость на дату выписки счета-фактуры; счете-фактуре, выписанном в соответствии со статьей 414 Налогового кодекса в части, приходящейся на стоимость полученных в отчетном налоговом периоде периодических печатных изданий и иной продукции средств массовой информации, включая размещенные на интернет-ресурсе в общедоступных телекоммуникационных сетях;

В ходе налоговой проверки во 2 квартале 2019 года выявлены отклонения по НДС, отнесенного в зачет и указанных в выписанных поставщиками в адрес ТОО «D» на сумму 3 324,5 тыс.тенге. При этом, исключен НДС из зачета за 2 квартал 2019 года на общую сумму 146 884,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с 39 поставщиками товаров (работ, услуг).

Однако, в рассматриваемом случае, по указанным поставщикам фактически при подсчете расхождений по сумме НДС, исключенная из зачета составляет 3 304,0 тыс.тенге, расхождение между отклонениями составляет 20,5 тыс.тенге.

Аналогичная ситуация сложилась за 3 квартал 2019 года.

В ходе налоговой проверки в 3 квартале 2019 года выявлены расхождения по НДС, отнесенного в зачет и указанных в выписанных поставщиками в адрес ТОО «D» на сумму 749,7 тыс.тенге. При этом, исключен НДС из зачета за 3 квартал 2019 года на общую сумму 153 240,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с 43 поставщиками товаров (работ, услуг).

Однако, в рассматриваемом случае, по указанным поставщикам фактически при подсчете расхождений по сумме НДС, исключенная из зачета составляет 734,6 тыс.тенге, расхождение между отклонениями составляет 14,9 тыс.тенге.

Согласно информации КГД при подсчете отклонений между данными налоговой проверки и данными налогоплательщика допущена арифметическая ошибка, в результате которой из зачета излишне исключен НДС в сумме за 2 квартал 2019 года в сумме 20,5 тыс.тенге и за 3 квартал 2019 года в сумме 14,9 тыс.тенге.

Также следует указать, что Товарищество не обжалует определение суммы НДС, подлежащего отнесению в зачет.

Таким образом, начисление НДС в сумме 20,5 тыс.тенге за 2 квартал 2019 года и 14,9 тыс.тенге за 3 квартал 2019 года по результатам налоговой проверки является необоснованным.

  1. Относительно расчета начисленной суммы пени по НДС

По результатам налоговой проверки к начисленной сумме НДС в размере 205 642,0 тыс.тенге, начислена сумма пени в размере 90 621,9 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа ТОО «D» не согласно в связи с тем, что уполномоченным органом некорректно начислена пеня за несвоевременно оплаченный НДС, так как помимо несогласия с доначисленными по результатам налоговой проверки суммами НДС, проверяющими при начислении пени не приняты во внимания суммы, внесенные ТОО «D» на лицевой счет в качестве авансовых платежей по уплате НДС.

Проверив доводы ТОО «D», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства (налогового агента), не выполненного в установленные сроки, обеспечивается начислением пени на неуплаченную сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и текущих платежей в бюджет.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 117 Налогового кодекса пеней признается установленный пунктом 2 данной статьи размер, начисляемый на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним.

При этом, подпунктом 2) пункта 2 статьи 117 Налогового кодекса пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате налогов и платежей в бюджет, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и платежа в бюджет, в том числе авансового и (или) текущего платежа по ним, включая день уплаты в бюджет, в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, на каждый день просрочки.

Согласно статье 185 Налогового кодекса подача жалобы (заявления) налогоплательщиком (налоговым агентом) в уполномоченный орган или суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части.

 При подаче жалобы в уполномоченный орган исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части приостанавливается до вынесения решения по жалобе.

 Аналогичная норма предусмотрена пунктом 5 статьи 96 Налогового кодекса.

 Таким образом, пеня начисляется за каждый день просрочки на неуплаченную в срок сумму налогового обязательства. При этом приостановление действия уведомления согласно статье 185 и пункту 5 статьи 96 Налогового кодекса не влечет отмену пени, начисленную по результатам проверки.

 Следует указать, что согласно пункту 7 Правил ведения лицевых счетов, утвержденным приказом от 27.02.2018г. №306 Министра финансов РК (далее – Правила №306) в органах государственных доходов учет налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов ведется в информационной системе «Централизованный унифицированный лицевой счет» (далее – ИС ЦУЛС).

Пунктом 128 Правил №306 установлено, что расчет пеней производится по следующей формуле: П=(Н*Р/100*1,25*Д)/365, где: П - сумма начисленной пеней; Н - сумма недоимки; Р - ставка рефинансирования; Д - количество просроченных дней.

В свою очередь, согласно Руководству Пользователя ИС «Электронный контроль налогового аудита», расчет пеней осуществляется в автоматизированном режиме в ИС ЦУЛС на основании приложений к акту налоговой проверки.

В рассматриваемом случае, по результатам акта налоговой проверки (срок уплаты НДС, статья 425 Налогового кодекса) по 09.02.2024г. (дата завершения налоговой проверки) начислена пеня за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по НДС в сумме 90 621,9 тыс.тенге, что соответствует вышеуказанным положениям налогового законодательства РК.

Таким образом, начисление пени на неуплаченную сумму НДС за 2018-2021гг. по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов в части начисления НДС за 2 квартал 2019 года в сумме 20,5 тыс.тенге и за 3 квартал 2019 года в сумме 14,9 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

  • 9557
  • 0
  • 22 июля 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.