КПН связи с расхождением стоимости ТМЗ

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «I» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме налога 193 321,9 тыс.тенге и пени 62 373,2 тыс.тенге, НДС в сумме налога 65 346,8 тыс.тенге и пени 17 578,6 тыс.тенге.

Компания «I» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно истечения срока исковой давности за 2019 год.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 9 статьи 48 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., где срок исковой давности продлевается на один календарный год, в этой связи налоговой проверкой был охвачен по КПН за 2019г.

С данными выводами налогового органа Компания «I» не согласна из-за того, что в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет три года. Исковой давностью по налоговому обязательству признается период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет. При этом течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» все нормативные  правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие. Для применения нормативных правовых актов, введенных в действие, не требуется каких-либо дополнительных указаний.

Таким образом, нормы статьи 48 Налогового кодекса о применении к малому и среднему бизнесу срока исковой давности пять лет утратили силу с 1 января 2020г. в этой связи, Компания «I» считает, что срок исковой давности за 2019 год по КПН истек.

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1) статьи 48 Налогового кодекса исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года.

При этом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса определено, что срок исковой давности составляет пять лет с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, для следующих категорий налогоплательщиков:

1) субъектов крупного предпринимательства, отнесенных к такой категории субъектов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.

Следует указать, что согласно подпункту 5) пункта 7 статьи 48 Налогового кодекса срок исковой давности продлевается до исполнения уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля.

Также, подпунктом 1) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса определено, что срок исковой давности продлевается на один календарный год – в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленной пунктом 2 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет.

В соответствии с пунктом 18 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 22.12.2022г. №9 «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства» применительно к праву налогового органа на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомлений, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом согласно пункту 1 статьи 159 Налогового кодекса решением по результатам налоговой проверки является уведомление о результатах проверки, выносимое по завершении налоговой проверки.

В рассматриваемом случае, Департаментом государственных доходов по завершении налоговой проверки Компании «I» вынесено уведомление о результатах проверки от 24.04.2023г. При этом, Компания «I» не является субъектом крупного предпринимательства, отнесенных к такой категории субъектов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование. Соответственно, на дату вынесения указанного уведомления о результатах проверки срок исковой давности составляет три года.

При этом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Компания «I» были представлены дополнительные декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. от 17.05.2022г., от 01.07.2022г., от 15.09.2022г., от 27.09.2022г., от 29.09.2022г. и от 22.10.2022г., по которому срок исковой давности, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов согласно подпункту 1) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 314 Налогового кодекса для КПН налоговым периодам является календарный год с 1 января по 31 декабря, соответственно, в данном случае Департамент государственных доходов вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму КПН за 2019 год.

Таким образом, начисление КПН за 2019 год по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно расхождения стоимости товарно-материальных запасов между данными бухгалтерского учета и налоговой отчетности.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пунктов 1, 3 статьи 242 Налогового кодекса необоснованно отнесены на вычеты расходы по реализованным товаров (работ, услуг) за 2019 год в сумме 171 275,1 тыс.тенге, за 2021 год в сумме 390 000,0 тыс.тенге и занижены вычеты по расходам по реализованным товаров (работ, услуг) за 2020 год в сумме 130 233,5 тыс.тенге,

С данным выводом налогового органа Компания «I» не согласна из-за того, что в акте налоговой проверки указано на некорректность отражения в декларациях по КПН остатков товарно-материальных запасов на начало и конец 2019-2021гг., ссылаясь на данные оборотно-сальдовых ведомостей. В этой связи, по мнению Компании «I», по результатам налоговой проверки неправомерно начислен КПН на сумму 52 298,8 тыс.тенге (21 227,2 – 4 819,5 + 35 891,1).

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Следует отметить, что в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Необходимо отметить, что согласно пункту 16 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) (далее - Правила) в разделе «Вычеты» в строке 100.00.009 I указывается балансовая стоимость товарно-материальных запасов на начало налогового периода. Указанная строка заполняется согласно данным, определенным по бухгалтерскому балансу на начало налогового периода. У налогоплательщика, представляющего свою первоначальную декларацию, ТМЗ на начало налогового периода могут отсутствовать.

Также, строка 100.00.009 II заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода. В ликвидационной декларации, представляемой налогоплательщиком в течение налогового периода, строка 100.00.009 II заполняется на основании данных ликвидационного баланса.

В рассматриваемом случае, по данным оборотно-сальдовой ведомости за 2019 год, представленной в ходе налоговой проверки, по счетам №1310 «Материалы», №1330 «Товары» указано общее сальдо запасов на конец 2019 года в сумме 190 703,0 тыс.тенге. Тогда как, в декларации по КПН (ф.100.00) за 2019 год в строке 100.00.019 II отражены запасы на конец налогового периода на сумму 19 427,9 тыс.тенге, то есть стоимость товарно-материальных запасов на конец налогового периода занижена на сумму 171 275,1 тыс.тенге.

Соответственно, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по реализованным товарам (работам, услугам) на сумму 171 275,1 тыс.тенге (190 703,0 – 19 427,9).

Согласно данным оборотно-сальдовой ведомости за 2020 год по счету №1300 «Запасы» сальдо запасов на конец периода составило сумму 179 455,6 тыс.тенге, тогда как, в декларации по КПН (ф.100.00) за 2020 год в строке 100.00.019 II отражены запасы на конец налогового периода на сумму 133 699,5 тыс.тенге, то есть стоимость товарно-материальных запасов на конец налогового периода занижена на сумму 45 756,1 тыс.тенге.

При этом, как указано выше, стоимость товарно-материальных запасов на начало налогового периода (2020 год), переносимый с 2019 года составила сумму 190 703,0 тыс.тенге, однако, в декларации по КПН (ф.100.00) запасы на начало 2020 года по строке 100.00.019 I указаны в сумме 14 713,4 тыс.тенге, то есть занижены на сумму 175 989,6 тыс.тенге.

Соответственно, по результатам налоговой проверки увеличены вычеты по реализованным товарам (работам, услугам) на сумму 130 233,5 тыс.тенге (175 989,6 – 45 756,1).

Также, согласно данным оборотно-сальдовой ведомости за 2021 год по счету №1300 «Запасы» стоимость товарно-материальных запасов на конец налогового периода составила сумму 398 882,1 тыс.тенге, при этом, Компания «I» в декларации по КПН (ф.100.00) за указанный налоговый период отражены запасы на конец налогового периода по строке 100.00.019 II на сумму 8 882,1 тыс.тенге, соответственно, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по реализованным товарам (работам, услугам) на сумму 390 000,0 тыс.тенге (398 882,1 – 8 882,1).

Таким образом, имеются несоответствия между данными бухгалтерского учета и налоговой отчетности, то есть Компанией «I» некорректно отражена в декларации по КПН (ф.100.00) за 2019-2021гг. сумма запасов на начало и конец налогового периода, учтенных в бухгалтерском учете.

На основании вышеизложенного, учитывая норму пунктов 1, 3 статьи 242 Налогового кодекса исключение из вычетов расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2019 год в сумме 171 275,1 тыс.тенге, за 2021 год в сумме 390 000,0 тыс.тенге и увеличение вычетов на сумму расходов по реализованным товаров (работ, услуг) за 2020 год в сумме 130 233,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно начисления КПН за 2019 год в сумме 96 200,0 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 302 Налогового кодекса необоснованно уменьшен исчисленный КПН в сумме 96 200,0 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «I» не согласна из-за того, что декларация по КПН (ф.100.00) за 2019 год была заполнена надлежащим образом, отражен налогооблагаемый доход в сумме 175 435,1 тыс.тенге и КПН в сумме 35 087,0 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 302 Налогового кодекса корпоративный подоходный налог, за исключением корпоративного подоходного налога на чистый доход и корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется за налоговый период в следующем порядке:

произведение ставки, установленной пунктами 1 или 2 статьи 313 Налогового кодекса, и налогооблагаемого дохода, уменьшенного на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 288 Налогового кодекса, а также уменьшенного на сумму убытков, переносимых в соответствии со статьей 300 Налогового кодекса,

плюс

произведение ставки, установленной пунктом 1-1 статьи 313 настоящего Кодекса, и объекта налогообложения, определенного подпунктом 4) статьи 223 настоящего Кодекса, уменьшенного на сумму убытков, переносимых в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 300 Налогового кодекса,

плюс

произведение ставки, установленной пунктом 1-1 статьи 313 настоящего Кодекса, и объекта налогообложения, определенного подпунктом 5) статьи 223 настоящего Кодекса,

минус

сумма корпоративного подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии со статьей 303 Налогового кодекса,

минус

сумма корпоративного подоходного налога, удержанного в налоговом периоде у источника выплаты с дохода в виде выигрыша, на которую осуществляется уменьшение в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи,

минус

сумма корпоративного подоходного налога, удержанного у источника выплаты с дохода в виде вознаграждения, дивидендов, перенесенная из предыдущих налоговых периодов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи,

минус

сумма корпоративного подоходного налога, удержанного в налоговом периоде у источника выплаты с дохода в виде вознаграждения, дивидендов, на которую осуществляется уменьшение в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае, согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) за 2019 год исчисленный КПН составил с отрицательным значением сумму (-) 61 113,0 тыс.тенге, в том числе:

- в декларации по КПН (ф.100.00) за 2019 год (очередная) в строке 100.00.062 отражен КПН в сумме 27 424,5 тыс.тенге;

- в дополнительной декларации по КПН (ф.100.00) от 17.05.2022г. в строке 100.00.062 отражен КПН в сумме 7 662,5 тыс.тенге;

- в дополнительной декларации по КПН (ф.100.00) от 01.07.2022г. в строке 100.00.062 отражен КПН в сумме (-) 8 200,0 тыс.тенге;

- в дополнительной декларации по КПН (ф.100.00) от 15.09.2022г. в строке 100.00.062 отражен КПН в сумме (-) 88 000,0 тыс.тенге;

- в дополнительной декларации по КПН (ф.100.00) от 27.09.2022г. в строке 100.00.062 отражен КПН в сумме 88 000,0 тыс.тенге;

- в дополнительной декларации по КПН (ф.100.00) от 29.09.2022г. в строке 100.00.062 отражен КПН в сумме (-) 88 000,0 тыс.тенге.

Необходимо указать, что согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) за 2019 год Компанией «I» налогооблагаемый доход определен в сумме 175 435,1 тыс.тенге, при этом вместо суммы исчисленного КПН в размере 35 087,0 тыс.тенге, фактически указан КПН с отрицательным значением сумму (-) 61 113,0 тыс.тенге.

Таким образом, начисление КПН за 2019 год в сумме 96 200,0 тыс.тенге (61 113,0+35 087,0) по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно включения в совокупный годовой доход дохода по сомнительным обязательствам за 2020 год в сумме 18 389,3 тыс.тенге и корректировка НДС, относимого в зачет за 4 квартал 2020г. в сумме 2 206,7 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 226 и 230 Налогового кодекса Компанией «I» занижен совокупный годовой доход за 2020г. на сумму дохода по сомнительным обязательствам в размере 18 389,3 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «I» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки в совокупный годовой доход за 2020 год необоснованно включены сомнительные обязательства по кредиторской задолженности перед Компанией «P» в сумме 18 389,3 тыс.тенге по состоянию на 01.01.2016г.

Указанная задолженность образовалась до 2016 года и в соответствии со статьей 230 Налогового кодекса подлежала признанию в качестве дохода по сомнительным обязательствам по истечении 3-х летнего периода, а именно в 2018 году, соответственно, Компаниz «I» считает начисление КПН в сумме 3 677,9 тыс.тенге (18 389,3*20%) неправомерным.

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход по сомнительным обязательствам.

При этом, согласно пункту 1 статьи 230 Налогового кодекса обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам), а также по начисленным доходам работников, определяемым в соответствии с пунктом 1 статьи 322 Налогового кодекса, и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода, исчисляемого в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, признаются сомнительными. В доход по сомнительным обязательствам по полученным кредитам (займам, микрокредитам) не включается сумма полученного кредита (займа, микрокредита).

Указанные сомнительные обязательства подлежат включению в совокупный годовой доход налогоплательщика, за исключением налога на добавленную стоимость, который подлежит исключению из зачета в порядке, определенном разделом 10 Налогового кодекса.

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса определено, что доход по сомнительному обязательству признается в налоговом периоде, в котором истек трехлетний период, исчисляемый:

1) по сомнительным обязательствам, возникшим по договорам кредита (займа, микрокредита), – со дня, следующего за днем наступления срока уплаты вознаграждения в соответствии с условиями договора кредита (займа, микрокредита);

2) по сомнительным обязательствам, возникшим по договорам лизинга, – со дня, следующего за днем наступления срока уплаты лизингового платежа в соответствии с условиями договора лизинга;

3) по сомнительным обязательствам, возникшим по начисленным доходам работников, – со дня начисления доходов работников в соответствии с пунктом 1 статьи 322 настоящего Кодекса;

4) по сомнительным обязательствам, не указанным в подпунктах 1) – 3) настоящего пункта:

со дня, следующего за днем окончания срока исполнения обязательства по приобретенным товарам (работам, услугам), срок исполнения, которого определен;

со дня передачи товара, выполнения работ, оказания услуг по обязательству по приобретенным товарам (работам, услугам), срок исполнения, которого не определен.

Таким образом, в совокупный годовой доход включаются все виды доходов, в том числе доход по сомнительным обязательствам, при этом, обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам) и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода, исчисляемого в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса, признаются сомнительными.

Также следует указать, что согласно пункту 1 статьи  405 Налогового кодекса если часть или весь размер обязательства по приобретенным товарам, работам, услугам признаются сомнительными в соответствии со статьей 230 Налогового кодекса, то производится корректировка суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, в сторону уменьшения на сумму налога на добавленную стоимость, ранее признанного относимым в зачет по таким товарам, работам, услугам, в размере, соответствующем размеру сомнительного обязательства, кроме налога на добавленную стоимость, ранее признанного относимым в зачет на основании подпунктов 2) и 3) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса.

Корректировка, предусмотренная настоящим пунктом, производится в налоговом периоде, в котором истек трехлетний период, исчисляемый со дня:

следующего за днем окончания срока исполнения обязательства по приобретенным товарам, работам, услугам, срок исполнения которого определен;

передачи товара, выполнения работ, оказания услуг по обязательству по приобретенным товарам, работам, услугам, срок исполнения которого не определен.

В рассматриваемом случае, по состоянию на 31.12.2021г. по данным бухгалтерского учета Компании «I» числится кредиторская задолженность перед Компанией «P» в сумме 20 596,0 тыс.тенге, которая подтверждается справками о наличии задолженности на 01.01.2019г., на 01.01.2020г., на 01.01.2021г., на 01.01.2022г.

Согласно акту сверки взаимных расчетов между Компанией «I» и Компанией «P» от 02.03.2023г. следует, что в период с апреля по июнь, август 2017г. приняты работы и услуги на сумму 86 170,0 тыс.тенге, что подтверждается актами приемки работ, услуг №136, 137 от 28.04.2017г., №138, 139 от 30.05.2017г., №140 от 15.06.2017г., №141 от 23.06.2017г., №142, 143, 144 от 30.06.2017г. и №213 от 25.08.2017г.

Также из данного акта сверки взаимных расчетов следует, что Компанией «I» погашена кредиторская задолженность перед Компанией «P»  24.08.2017г. на сумму 15 000,0 тыс.тенге, 11.09.2017г. на сумму 15 074,0 тыс.тенге, 06.12.2017г. на сумму 25 500,0 тыс.тенге, 08.12.2017г. на сумму 10 000,0 тыс.тенге, всего на сумму 65 574,0 тыс.тенге.

Следовательно, кредиторская задолженность Компании «I» перед Компанией «P» с учетом НДС образована в 2017 году на сумму 20 596,0 тыс.тенге (86 170,0 – 65 574,0).

Таким образом, согласно пункту 1 статьи 230 Налогового кодекса обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам) в 2017 году от Компанией «P» в сумме 18 389,3 тыс.тенге подлежат включению в совокупный годовой доход за 2020 год в виде дохода по сомнительным обязательствам, при этом НДС в сумме 2 206,7 тыс.тенге подлежит корректировке за 4 квартал 2020г.

На основании вышеизложенного, учитывая норму пункта 1 статьи 230 и пункт 1 статьи 405 Налогового кодекса, увеличение совокупного годового дохода за 2020 год на сумму 18 389,3 тыс.тенге и проведение корректировки НДС, относимого в зачет за 4 квартал 2020г. на сумму 2 206,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

Необходимо отметить, что Компанией «I» приведены доводы относительно уменьшения доходов от реализации товаров (работ, услуг) за 2019 год в сумме 171 272,0 тыс.тенге, за 2020 год в сумме 50 844,6 тыс.тенге и за 2021 год в сумме 321 316,5 тыс.тенге, а также корректировки НДС, относимого в зачет за 2 квартал 2020г. в сумме 106 871,9 тыс.тенге, по которым следует отметить.

Согласно нормам главы 21, статьи 159 Налогового кодекса налогоплательщиком обжалуется уведомление о результатах проверки, вынесенное по выявленным нарушениям, приведших в частности к начислению налогов и уменьшению убытков.

При этом, пунктом 1, подпунктом 3) пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса определено, что исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Следовательно, ответственность за достоверность и полноту сведений, отраженных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика.

Вместе с тем, положения статьи 211 Налогового кодекса предусматривают внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения с учетом срока исковой давности, установленной статьей 48 Налогового кодекса.

В данном случае, в обжалуемом уведомлении о результатах проверки отражены налоги, начисленные по основаниям, указанные в акте налоговой проверки, то есть нарушения по результатам налоговой проверки в части уменьшения дохода от реализации товаров (работ, услуг) за 2019-2021гг. и корректировки НДС, относимого в зачет за 2 квартал 2020г. не установлены, соответственно, доводы Компании «I» в указанной части являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 5787
  • 0
  • 21 августа 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.