КПН (контрагенты, долгосрочные контракты)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога (КПН), налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по КПН и НДС за период с 01.01.2017г. по 30.09.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 764 040,7 тыс.тенге и пени 339 536,5 тыс.тенге, НДС в сумме 510 599,5 тыс.тенге и пени 192 126,9 тыс.тенге, НДС за нерезидента в сумме 105,2 тыс.тенге и пени 16,7 тыс.тенге..

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью.

В жалобе указано, что нормами статей 264, 403 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) установлен исчерпывающий перечень расходов, не относимых на вычеты и НДС в зачет. При этом налоговое законодательство не предусматривает конкретный список документов для подтверждения финансово-хозяйственных операций.

По мнению Компания «А», в силу статьи 8 Налогового кодекса от 25.12.2017г. все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

Расходы по взаиморасчетам с поставщиками (Компании «B», «Х», «М», «С», «E», «К», «Р», «Н») подтверждены соответствующими документами. Согласно актам о приемке объектов в эксплуатацию построенные объекты введены в эксплуатацию. В судебном порядке сделки с указанными поставщиками не признаны недействительными.

Компанией «А» отмечено, что поставщики-подрядчики (Компании «Х», «М», «С», «E», «К») сняты с учета по НДС после осуществления взаиморасчетов с Компанией «А», имеют лицензии на выполнение строительно-монтажных работ (СМР), что свидетельствует о наличии у них необходимых ресурсов для выполнения лицензируемых видов деятельности.

В частности, Компания «Х» при выполнении договорных обязательств перед Компанией «А» использовала арендованную технику. Решением Специализированного межрайонного экономического суда города (далее - Решение СМЭС) установлено, что ИП «К» по договору оказания услуг предоставил Компании «Х» в аренду дорожно-строительную технику.

Решением СМЭС области государственная перерегистрация Компании «М» отменена в связи со сменой юридического адреса налогоплательщика, а не по причине непричастности руководителя (учредителя) Компании «М» к осуществлению финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия.

Компания «К» также считает, что требования органа государственных доходов (ОГД) о представлении дополнительных документов по взаиморасчетам с Компанией «B» (отчетов, расчетов, графиков, таблиц, мониторинга государственных закупок, анализа перспективных проектов и проектно-сметной документации (ПСД) и прочих документов) являются необоснованными, так как нормативно-правовыми актами не предусмотрена форма составления указанных документов и обязанность налогоплательщика по их представлению.

Компании «B» и «E» являются плательщиками НДС и не включены в список неблагонадежных налогоплательщиков.

Судами по аналогичным вопросам удовлетворены исковые требования налогоплательщиков.

Кроме того, в жалобе указано, что Компания «А» основную деятельность осуществляло в рамках долгосрочных контрактов.

По результатам проверки произведен перерасчет доходов по долгосрочным контрактам с применением фактического метода, в том числе увеличен доход в целях налогообложения.

Компанией «А» указано, что учет доходов и расходов в бухгалтерском учете осуществлялся в разрезе каждого договора на строительство в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 11 «Договоры на строительство» (далее - МСФО (IAS) 11). По данным бухгалтерского учета доходы и расходы по долгосрочным контрактам учитывались в разрезе контрактов на счете 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг», на счете 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг».

По мнению Компании «А», по результатам проверки неверно определен доход в целях налогообложения по следующим Долгосрочным договорам:

- по Контракту от 21.11.2012г. Проект «Строительство дорог жилого массива» (далее - Контракт от 21.11.2012г.) доход в целях налогообложения за 2017 год не уменьшен в части расходов по взаиморасчетам с Компанией «Т», исключенных из вычетов за 2017 год. Контракт от 21.11.2012г. завершен в 2019 году, в котором произведена корректировка дохода в целях налогообложения для приведения в соответствии с общей контрактной стоимостью;

- по Контракту от 22.11.2016г. «Реконструкция проспекта» (далее - Контракт от 22.11.2016г.), не завершенному на конец проверяемого периода, согласно пунктам 2, 3 статьи 130-2 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс от 10.12.2008г.) доход в целях налогообложения за 2017 год подлежит корректировке (уменьшению), так как доход в целях налогообложения за 2016 год (акт от 16.02.2022г.) превысил доход, определенный по МСФО;

- по Контракту от 17.04.2017г. «Реконструкция автомобильной дороги» (далее - Контракт от 17.04.2017г.) согласно статье 55-1 Закона Республики Казахстан от 25.12.2017г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Закон от 25.12.2017г.) не проведена корректировка (уменьшение) дохода в целях налогообложения за 2018 год на сумму превышения доходов в целях налогообложения над доходами, определенными в соответствии с МСФО, по состоянию на 01.01.2018г., с соответствующей корректировкой (увеличением) с учетом общей контрактной стоимости за 2019 год, в котором завершен Контракт от 17.04.2017г.

Как следует из акта налоговой проверки, Компанией «А» в нарушение статей 100, 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г., статей 242, 400 Налогового кодекса от 25.12.2017г. отнесены на вычеты и НДС в зачет расходы по взаиморасчетам с Компаниями «B», «Х», «М», «С», «E», «К», «Р», «Н», имеющие признаки фиктивности сделок. В нарушение статьи 130-2 Налогового кодекса от 10.12.2008г., статьи 283 Налогового кодекса от 25.12.2017г. не определен доход в целях налогообложения по долгосрочным контрактам.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Уполномоченным органом в ходе рассмотрения жалобы в целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. назначено проведение тематической проверки Компании «А» по вопросу правильности исчисления КПН и НДС за период с 01.01.2017г. по 30.09.2020г. (письма от 04.08.2022г., от 09.11.2022г.).

Комитет государственных доходов (КГД) во исполнение данных писем на основании предписания от 15.08.2022г. проведена тематическая проверка Компании «А» и составлен акт от 17.02.2023г. тематической проверки.

  1. Относительно исключения из вычетов и НДС из зачета расходов по взаиморасчетам с поставщиками

Из акта от 17.02.2023г. тематической проверки следует.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом от 10.12.2008г.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г. при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, если выполняются условия подпунктов 1) - 5) данного пункта

Вместе с тем, пунктами 2 и 6 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. определено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику и иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Аналогичные нормы предусмотрены положениями статей 190, 242, 400 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Следует отметить, что в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, вычету подлежат расходы, направленные на получение дохода, НДС подлежит зачету по полученным товарам (работам, услугам), использованным (будут использованы) в целях облагаемого оборота при наличии соответствующих подтверждающих документов и соблюдении установленных требований законодательством Республики Казахстан.

1.1. Относительно взаиморасчетов с Компанией «Р»

По результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) расходы по взаиморасчетам с Компанией «Р» в части сумм НДС в размере 7 500,0 тыс.тенге исключены из зачета за 1 квартал 2020 года.

В ходе тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) установлено, что между Компанией «А» (Покупатель) и Компанией «Р» (Поставщик) заключен Договор от 21.01.2020г. (далее - Договор от 21.01.2020г.) по поставке отсева (товар) в количестве 46 666 тонн на сумму 69 999,0 тыс.тенге (с НДС).

По условия Договора от 21.01.2020г. Поставщик обязан при передаче каждой партии товара Покупателю предоставить: товарно-транспортную накладную; накладную на отпуск запасов на сторону (акт приема-передачи); счет-фактуру; сертификат соответствия; сертификат происхождения товара СТ-KZ (оригинал); паспорт качества товара. Поставщик при поставке товара на объект, обязуется выполнить Правила перевозки грузов, технические условия погрузки и крепления грузов, утвержденные в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, и соответствующие государственным (межгосударственным) нормативным документам. Датой поставки, а также датой перехода права собственности, рисков случайной гибели и повреждения товара от Поставщика к Покупателю считается дата фактической приемки товара Покупателем, подтвержденной товарно-транспортной накладной или актом приема-передачи, подписанной Покупателем. Цена товара включает в себя все затраты Поставщика, включая налоги и иные платежи в бюджет, затраты по изготовлению, добыче, сбору товара, расходы по доставке, комплектованию и/или тарированию товара.

Компания «Р» в адрес Компании «А» выставило электронные счета фактуры (ЭСФ) от 05.02.2020г., от 16.03.2020г., от 24.04.2020г., накладные на отпуск запасов на сторону от 23.01.2020г., от 24.01.2020г., от 27.02.2020г., от 02.03.2020г. по поставке отсева на сумму 70 000,0 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 7 500,0 тыс.тенге, в которых не были указаны сведения: о способе отправления, товарно-транспортных накладных, доверенностях, пунктах назначения поставляемых товаров.

При этом, в ходе тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) Компанией «А» не предоставлены сертификаты, паспорта качества товаров, товарно-транспортные накладные.

Между тем, учитывая отраслевое законодательство, в частности нормы Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением от 30.04.2015г. №546 Правительства Республики Казахстан (далее - Правила №546), в соответствии с которыми наличие товарно-транспортной накладной обязательно при перевозке грузов, расходы подлежат отнесению на вычеты и НДС в зачет при наличии документов, подтверждающих факт перевозки груза.

В соответствии с пунктом 26 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденным приказом от 31.03.2015г. №241 Министра финансов Республики (далее - Правила №241), доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов.

Наряду с этим, следует указать, что Компания «Р» Декларацию по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700) за 2020 год не представляло, по данным Декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200) за 1 и 2 кварталы 2020 года численность работников не указана.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Компании «Р» соответствующих трудовых, материальных ресурсов, активов и транспортных средств для фактического осуществления операций по поставке товара (отсев) в адрес Компании «А».

Компания «Р» включена в Список неблагонадежных налогоплательщиков, отсутствующих по юридическому адресу (акт обследования от 12.08.2021г.). Снято с учета по НДС 18.05.2020г. в связи с прекращением деятельности.

Решением СМЭС области от 12.01.2022г. государственная регистрация Компании «Р» признана недействительной.

Из приведенных обстоятельств, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «Р» в части поставки товара (отсев), в том числе без наличия вышеуказанных документов, не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и обеспечить адекватное отражение их в бухгалтерском учете и, следовательно, являться основанием для отнесения НДС по данным расходам в зачет в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательств Республики Казахстан.

По результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) установлено, что НДС по взаиморасчетам с Компанией «Р» не подлежит отнесению в зачет за 1 квартал 2020 года.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению НДС по взаиморасчетам с Компанией «Р» в сумме 7 500,0 тыс.тенге из зачета за 1 квартал 2020 года подтверждены.

В соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. решение по результатам рассмотрения жалобы выносится с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по начислению НДС за 1 квартал 2020 года в сумме 7 500,0 тыс.тенге в связи с исключением из зачета НДС по взаиморасчетам с Компанией «Р» являются обоснованными.

1.2. Относительно взаиморасчетов с Компанией «К»

По результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) расходы по взаиморасчетам с Компанией «К» исключены из вычетов за 2018 год в сумме 318 540,8 тыс.тенге, НДС из зачета за 3 квартал 2018 года в сумме 31 460,3 тыс.тенге, за 4 квартал 2018 года в сумме 6 764,6 тыс.тенге.

В ходе тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) в целях подтверждения взаиморасчетов с Компанией «К» проведена встречная проверка Компании «К» (акт от 15.11.2022г.), по результатам которой установлено, что по Договорам:

- от 29.06.2018г. по объекту «П-С» реализованы: анкерные детали, битум, камень, песок, поковки, полотна, песчано-гравийная смесь (ПГС), щебеночно-гравийная песчаная смесь, щебень, эмульсия, всего на сумму 93 335,1 тыс.тенге (с учетом НДС);

- от 29.06.2018г. по объекту «Реконструкция коридора участка автомобильной дороги» реализованы: адгезионная добавка, катанки, арматура, проволока, активизированный минеральный порошок, битум, всего на сумму 5 549,5 тыс.тенге (с учетом НДС);

- от 29.06.2018г. по проекту «Продолжение капитального ремонта автомобильной дороги» реализованы: бетон, битум, блоки, знак, отсев, песок, портландцемент, ПГС, стойка, цемент, щебень, эмульсия, всего на сумму 17 529,2 тыс.тенге (с учетом НДС);

- от 29.06.2018г. по проекту «Средний ремонт, автомобильной дороги» реализованы: добавка к бетону, камень, ПГС, перемычка, песок, плита, порошок, портландцемент, щебень, эмульсия, всего на сумму 88 412,4 тыс.тенге (с учетом НДС);

- от 29.06.2018г. по объекту «П-С» реализованы: арматура, арматурные конструкции, бетон, асбест, эмульсия, грунтовка, камень, каркасы, кронштейны, всего на сумму 146 717,9 тыс.тенге (с учетом НДС);

- от 29.06.2018г. по объекту «Филиал» реализованы: анкеры, балки, детали крепления, зажимы, звенья, мастика, плита, термопод, траверса, ушко, фундамент для оборудования, всего на сумму 5 221,7 тыс.тенге (с учетом НДС).

По спецификациям к указанным Договорам условие поставки: DDP Incoterms-2010 (Инкотермс-2010) - до объекта покупателя.

Компания «К» в ходе встречной проверки (акт от 15.11.2022г.) представлены счета-фактуры, выписанные на бумажном носителе, и накладные на отпуск запасов на сторону за период с июля по декабрь 2018 года на сумму 356 765,9 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 38 224,9 тыс.тенге.

Согласно данным ИС ЭСФ поставщиками Компании «К» являлись:

- Компания «О», которой выписаны ЭСФ на сумму 808 620,8 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 86 637,9 тыс.тенге по реализации труб, неподвижных опор, концевого элемента трубопровода;

- Компания «D», которой выписаны ЭСФ на сумму 780 634,3 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 83 639,4 тыс.тенге по реализации шаровых кранов.

По данным Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328) установлено, что Компания «К» ввозила товары (щит питания и управления, датчик температуры наружного воздуха, датчик температуры накладной, привод воздушного клапана, реле температуры (термостат), приточно-вытяжная установка и другое) из стран ЕАЭС.

По данным Деклараций по НДС (ф.300) за 1 - 4 кварталы 2018 года из стран, не являющих членами ЕАЭС, Компания «К» товары не ввозил.

При этом поставщики Компании «К», в том числе:

- Компания «S» (рук.В. (нерезидент)) реорганизована путем присоединения к Компании «U» (рук.В.), сделки с которым признаны недействительными по Решению СМЭС города от 22.10.2021г.;

- Компания «R» (рук.Т.) реорганизована путем присоединения к Компании «G» (рук.Б. (нерезидент)). Решением СМЭС города от 25.08.2021г. государственная перерегистрация ТОО «R» на основании приказа от 21.01.2019г. признана не действительной;

- Компания «I» (рук.В.) реорганизована путем присоединения к Компании «N» (рук.В.), сделки с которым признаны недействительными по Решению СМЭС города от 22.10.2021г.;

- Компания «L» (рук.В.), реорганизована путем присоединения к Компании «U» (рук.В.), которое реорганизовано путем слияния с Компанией «С», у которого Решением СМЭС города от 14.06.2021г. государственная регистрация признана недействительной;

- Компания «TI» (рук.В.) реорганизована путем слияния с Компанией «СС», у которой Решением СМЭС города от 14.06.2021г. государственная регистрация и реорганизация юридических лиц Компаний «TI», «ОО», «U», «КC» признаны недействительными;

- Компания «V» (рук.А.) реорганизована путем присоединения к Компании «МТ» (рук.А.), у которого Решениями СМЭС города от 08.01.2021г., от 23.09.2021г. государственная регистрация/перерегистрация признаны недействительными.

Кроме того, признаны недействительными сделки Компании «К» по взаиморасчетам: с Компанией «ТЕ» за 4 квартал 2016 года по Решению СМЭС города от 06.10.2021г.; с Компанией «L» за 2, 4 кварталы 2016 года, за 1 квартал 2017 года по Решению СМЭС города от 25.10.2021г.; с ТОО «АU» за 4 квартал 2015 года, 1 - 3 квартал 2016 года по Решению СМЭС города от 20.09.2021г.

В ходе встречной проверки (акт от 15.11.2022г.) также выявлено, что руководитель Компании «R» по сведениям БД на территорию Республики Казахстан из Грузии въехал 29.05.2022г., тогда как, по утверждению «М», являющегося представителем по доверенности Компании «К», руководитель Компании «К» находится за границей.

По результатам встречной проверки (акт от 15.11.2022г.) установлено, что Компания «К» согласно бухгалтерским документам реализовал в адрес Компании «А» товар (бетон, битум, блоки, знаки, отсев, портландцемент, ПГС, цемент, щебень, эмульсия и прочее), приобретение которых не подтверждается.

С учетом встречной проверки (акт от 15.11.2022г.) по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) установлено, что документы по взаиморасчетам с Компанией «К» (договоры, счета-фактуру, накладные, товаротранспортные накладные) не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и обеспечить адекватное отражение их в бухгалтерском учете, соответственно расходы по взаиморасчетам с Компанией «К» не подлежат отнесению на вычеты и НДС в зачет в соответствии с налоговым и бухгалтерским законодательством Республики Казахстан.

По результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «К» в сумме 318 541,0 тыс.тенге из вычетов за 2018 год и НДС из зачета за 3 квартал 2018 года в сумме 31 460,3 тыс.тенге, за 4 квартал 2018 года в сумме 6 764,6 тыс.тенге, подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «К» в сумме 318 541,0 тыс.тенге из вычетов за 2018 год и НДС из зачета за 3 квартал 2018 года в сумме 31 460,3 тыс.тенге, за 4 квартал 2018 года в сумме 6 764,6 тыс.тенге являются обоснованными.

1.3.Относительно взаиморасчетов с Компанией «Н»

По результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) расходы по взаиморасчетам с Компанией «Н» в части НДС в сумм 16 071,4 тыс.тенге исключены из зачета за 1 квартал 2020 года.

В ходе тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) в целях подтверждения взаиморасчетов с Компанией «Н» проведена встречная проверка Компании «Н» (акт от 22.10.2022г.), по результатам которой установлено, что между Компанией «Н» (Поставщик) и Компанией «А» «Покупатель» заключен Договор на поставку товара (отсев) от 17.02.2020г.

По условиям Договора от 17.02.2020г. Поставщик обязан поставить товар, а Покупатель обязан принять товар и произвести оплату. Поставщик гарантирует, что поставляемый товар принадлежит ему на праве собственности и свободен от любых обременений и любых прав третьих лиц. Поставщик обязан при передаче каждой партии товара Покупателю предоставить: товаротранспортную накладную, накладную на отпуск запасов на сторону (либо акт приема-передачи).

Компания «Н» реализовала Компании «А» товар (щебень С-4) в количестве 25 858 тонн на сумму 133 928,6 тыс.тенге, НДС на сумму 16 071,4 тыс.тенге по ЭСФ. Оплата произведена безналичным путем.

Согласно накладным на отпуск запасов на сторону от 24.02.2020г., от 29.02.2020г., от 13.03.2020г., от 17.03.2020г., от 21.03.2020г. работник «Т» Компании «А» на основании Договора от 02.09.2019г. о полной материальной ответственности к трудовому договору получил запасы.

Компанией «Н» к встречной проверке (акт от 22.10.2022г.) предоставлены: товарно-транспортные накладные ИП «А», по которым товар (щебень С-4) объемом 25 858 тонн поставлен по маршруту из города «К» в город «L» на транспортных средствах (Shacman водитель «К», КАМАЗ водитель «А», Shacman водитель «Н», зарегистрированные на граждан «Е», «А», «Б», соответственно); сертификаты соответствия (щебень) от 31.05.2019г., от 02.08.2019г.

В Декларациях по КПН и НДС за соответствующие периоды Компания «Н» отразила реализацию указанного товара.

Необходимо отметить, что уголовные дела в отношении Компании «Н» не возбуждались (письмо от 14.10.2022г. Департамента экономических расследований по области).

По данным ИС ЭСФ основным поставщиком Компании «Н» в 2020 году являлась Компания «С», которая в период проведения взаиморасчетов с Компанией «Н» не входила в перечень неблагонадежных налогоплательщиков и состояло на регистрационном учете в качестве плательщика НДС.

По результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) взаиморасчеты с Компанией «Н» по поставке щебня в адрес Компании «А» по Договору от 17.02.2020г. подтверждены.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «Н» в части НДС в сумме 16 071,4 тыс.тенге из зачета за 1 квартал 2020 года не подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «Н» в части НДС в сумме 16 071,4 тыс.тенге из зачета за 1 квартал 2020 года являются необоснованными.

1.4. Относительно взаиморасчетов с Компанией «М»

По результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) расходы по взаиморасчетам с Компанией «М» исключены из вычетов за 2017 год в сумме 56 303,3 тыс.тенге, НДС из зачета за 2 квартал 2017 года в сумме 1 108,6 тыс.тенге, за 3 квартал 2017 года в сумме 5 647,8 тыс.тенге.

В ходе тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) установлено, что Компания «М» (Субподрядчик) и Компания «А» заключили Договор подряда от 06.04.2015г. на выполнение СМР на строительном объекте «Реконструкция коридора участка автомобильной дороги» в рамках заключенного Договора от 06.10.2014г. с Компанией «Р».

Компания «М» за 2, 3 кварталы 2017 года выставила Компании «А» счета-фактуры, акты выполненных работ, акты приемки работ, услуги на сумму 63 059,8 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 6 756,4 тыс.тенге.

Директором Компании «М» являлся «К» с 12.07.2011г. по 27.07.2017г. Документы от 08.08.2017г., 08.09.2017г. подписаны «К» по доверенности Компании «М» от 29.07.2017г.

В соответствии с Приложением к Договору от 06.04.2015г. Компания «М» технически оснащен собственными и арендованными транспортными средствами, что подтверждается Декларациями по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700) за 2015-2016 годы.

Строительный объект «Реконструкция коридора участка автомобильной дороги» введен в эксплуатацию по акту о приемке объекта от 30.11.2018г.

По результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) взаиморасчеты с Компанией «М» по выполнению СМР в адрес Компании «А» по Договору от 06.04.2015г. подтверждены.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «М» из вычетов за 2017 год в сумме 56 303,3 тыс.тенге, НДС из зачета за 2 квартал 2017 года в сумме 1 108,6 тыс.тенге, за 3 квартал 2017 года в сумме 5 647,8 тыс.тенге не подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «М» из вычетов за 2017 год в сумме 56 303,3 тыс.тенге, НДС из зачета за 2 квартал 2017 года в сумме 1 108,6 тыс.тенге, за 3 квартал 2017 года в сумме 5 647,8 тыс.тенге являются необоснованными.

1.5. Относительно взаиморасчетов с Компанией «С»

По результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) расходы по взаиморасчетам с Компанией «С» исключены из вычетов за 2017 год в сумме 25 855,5 тыс.тенге, НДС из зачета за 3 квартал 2017 года в сумме 1 075,6 тыс.тенге, за 4 квартал 2017 года в сумме 2 027,0 тыс.тенге.

В ходе тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) установлено, что между Компанией «С» (Субподрядчик) и Компанией «А» заключен Договор субподряда от 18.03.2015г. по выполнению работ на участке автомобильной дороги согласно Договору от 06.10.2014г. «О закупках работ по реконструкции коридора участка автомобильной дороги». Заказчик - Компания «Р». Компания «С» имеет государственную лицензию на СМР от 01.08.2007г.

При этом из решений судов следует, что Компания «С» арендовала дорожно-строительную технику у предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Компания «С» в адрес Компании «А» выставлены счета-фактуры, акты выполненных работ, акты о приемке выполненных работ, справки стоимости выполненных работ (СМР) от 21.09.2017г., от 09.11.2017г., от 05.12.2017г. на сумму 28 958,1 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 3 102,7 тыс.тенге.

Комиссия в составе представителей Подрядчика, Субподрядчика, Технадзора, Заказчика и представителя проектной организации произвела осмотр работ, выполненных Компанией «А», составила акт о принятии решения, что работы выполнены в соответствии с проектной документацией и соответствующими нормативными документами и подлежат приемке. Выполнение работ подтверждается общим и специальными журналами работ.

Наряду с этим, Решениями СМЭС по городу от 25.11.2019г., от 13.08.2021г. Компания «С» признана банкротом, с возложением взыскания задолженности на руководителя.

По результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) взаиморасчеты с Компанией «С» подтверждены.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «С» из вычетов за 2017 год в сумме 25 855,5 тыс.тенге, НДС из зачета за 3 квартал 2017 года в сумме 1 075,6 тыс.тенге, за 4 квартал 2017 года в сумме 2 027,0 тыс.тенге не подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «С» из вычетов за 2017 год в сумме 25 855,5 тыс.тенге, НДС из зачета за 3 квартал 2017 года в сумме 1 075,6 тыс.тенге, за 4 квартал 2017 года в сумме 2 027,0 тыс.тенге являются необоснованными.

1.6. Относительно взаиморасчетов с Компанией «Х»

По результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) расходы по взаиморасчетам с Компанией «Х» исключены из вычетов за 2017 год в сумме 533 114,6 тыс.тенге, НДС из зачета за 2 квартал 2017 года в сумме 16 795,6 тыс.тенге, за 3 квартал 2017 года в сумме 46 474,0 тыс.тенге, за 4 квартал 2017 года в сумме 704,2 тыс.тенге.

В ходе тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) проведена встречная проверка Компании «Х» (акт от 21.11.2022г.), по результатам которой установлено, что между Компанией «Х» (Субподрядчик) и Компанией «А» (Генеральный подрядчик) заключен Договор субподряда от 16.03.2017г. на оказание услуг по объекту строительства (далее - Договор от 16.03.2017г.). Заказчик - Управление автомобильных дорог города.

В соответствии с Графиком мобилизации техники и механизмов Приложения к Договору от 16.03.2017г. на объекте «Строительство» будет использоваться техника (автосамосвалы, битумораспределитель, фреза, автогрейдер, погрузчик, поливомоечная машина, самоходные дорожные катки, асфальтоукладчик, экскаватор).

Компания «Х» в адрес Компании «А» счетам-фактурам за период 2 - 4 кварталы 2017 года оказаны СМР на сумму 597 088,4 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 63 973,8 тыс.тенге. Оплата произведена безналичным расчетом.

По актам приемки работ приняты следующие работы: от 28.05.2017г. установка бортовых камней БР 100.30.15 по основной дороге на проекте «Строительство»; от 30.06.2017г. установка бортового камня БР 100.30.15 на бетонном основании на ПК1+30-ПК4+71 (слева) на проекте «Строительство»; от 30.06.2017г. установка бетонного основания под БР 100.30.15 на ПК1+30-ПК4+71 (слева) на проекте «Строительство»; от 27.10.2017г. обмазка жидким битумом БР100.30.15 на ПК1+30-ПК4+71 (слева) на проекте «Строительство».

Акты приемки подписаны представителями сторон Подрядчика, Субподрядчика, Заказчика, проектной организации, Технадзора.

Компания «Х» в ОГД налоговую отчетность (ф.700.00) за 2017 год не представила.

Вместе с тем, из Решений судов следует, что Компания «Х» арендовала дорожно-строительную технику у предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Судами установлен и факт реализации Компанией «Х» 23.01.2018г. фронтального погрузчика гражданину «Т» посредством электронного аукциона.

Учитывая изложенные обстоятельства, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) взаиморасчеты с Компанией «Х» подтверждены.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам по взаиморасчетам с Компанией «Х» из вычетов за 2017 год в сумме 533 114,6 тыс.тенге, НДС из зачета за 2 квартал 2017 года в сумме 16 795,6 тыс.тенге, за 3 квартал 2017 года в сумме 46 474,0 тыс.тенге, за 4 квартал 2017 года в сумме 704,2 тыс.тенге не подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «Х» из вычетов за 2017 год в сумме 533 114,6 тыс.тенге, НДС из зачета за 2 квартал 2017 года в сумме 16 795,6 тыс.тенге, за 3 квартал 2017 года в сумме 46 474,0 тыс.тенге, за 4 квартал 2017 года в сумме 704,2 тыс.тенге являются необоснованными.

1.7. Относительно взаиморасчетов с Компанией «E»

По результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) расходы по взаиморасчетам с Компанией «E» исключены из вычетов за 2019 год в сумме 51 350,0 тыс.тенге, НДС из зачета за 1 квартал 2019 года в сумме 6 162,0 тыс.тенге.

В ходе тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) проведена встречная проверка Компании «E» (акт от 22.10.2022г.), по результатам которой установлено, что между Компанией «Е» (Исполнитель) и Компанией «А» (Заказчик) заключен Договор от 06.02.2019г. по устройству буронабивных свай, Мост - бурение скважин, бетонирование, изготовление и установка арматурных каркасов, разработка грунта при устройстве буронабивных столбов, вывоз бурового хлама, холостое бурение (далее - Договор от 06.02.2019г.).

По условиям Договора от 06.02.2019г. Исполнитель обязуется расходовать материалы, полученные от Заказчика по накладным или по акту приема-передачи, строго соблюдая указания Заказчика и требования, изложенные в проекте и иной представленной Заказчиком документации. Исполнитель отвечает самостоятельно и за свой счет за перерасход материала, полученного от Заказчика. Объем материала, предоставляемого Заказчиком, определен проектно-сметной документации. Исполнитель обязуется ежедневно в производственно-технический отдел Заказчика предоставлять исполнительную документацию, акты выполненных работ, сведения о выполненных работ за прошедшие сутки, а также иную запрашиваемую документацию Заказчиком. Исполнитель обязуется самостоятельно нести все расходы, связанные с проездом, проживанием, питанием и т.п. своих работников, а также расходы по потреблению электроэнергии, которые фиксируются Сторонами по прибору учета, и в последующем удерживаются с денежных средств, подлежащих оплате Исполнителю.

В актах выполненных работ Компании «Е» указаны виды, объемы работ, единицы измерения, количество, цены за единицу, стоимость. Оплата произведена безналичным путем.

Компания «Е» (Арендатор) арендовала технику с экипажем у Компании «Z» (Арендодатель) по Договору аренды спецтехники от 04.01.2019г. (буровая машина, буровая установка). Оплата произведена безналичным путем на сумму 36 515,0 тыс.тенге.

О прохождении инструктажа по БиОТ с работниками Компании «Z» имеется Отчет от 11.02.2019г.

Компанией «Z» в Декларациях по НДС (ф. 300.00) за 2019 год отражен оборот по реализации в сумме 448 879,1 тыс.тенге, оборот по приобретению в сумме 287 457,6 тыс.тенге.

Компанией «А» к тематической проверке (акт от 17.02.2023г.) по взаиморасчету с Компанией «E» предоставлены документы (договора, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), справки о стоимости выполненных работ и затрат, платежные поручения, отчет по БиОТ), представленные к встречной проверке (акт от 22.10.2022г.).

По результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) взаиморасчеты с Компанией «Е» подтверждены.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «E» из вычетов за 2019 год в сумме 51 350,0 тыс.тенге, НДС из зачета за 1 квартал 2019 года в сумме 6 162,0 тыс.тенге не подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «E» из вычетов за 2019 год в сумме 51 350,0 тыс.тенге, НДС из зачета за 1 квартал 2019 года в сумме 6 162,0 тыс.тенге являются необоснованными.

1.8. Относительно взаиморасчетов с Компанией «B»

По результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) расходы по взаиморасчетам с Компанией «B» исключены из вычетов за 2017 год в сумме 666 065,8 тыс.тенге, за 2018 год в сумме 1 099 067,7 тыс.тенге, за 2019 год в сумме 673 614,2 тыс.тенге, НДС из зачета за 1 квартал 2017 года в сумме 18 112,4 тыс.тенге, за 2 квартал 2017 года в сумме 26 265,8 тыс.тенге, за 3 квартал 2017 года в сумме 29 549,5 тыс.тенге, за 4 квартал 2017 года в сумме 6 000,3 тыс.тенге, за 1 квартал 2018 года в сумме 52 726,1 тыс.тенге, за 2 квартал 2018 года в сумме 43 734,7 тыс.тенге, за 3 квартал 2018 года в сумме 23 558,5 тыс.тенге, за 4 квартал 2018 года в сумме 11 868,9 тыс.тенге, за 1 квартал 2019 года в сумме 17 151,0 тыс.тенге, за 3 квартал 2019 года в сумме 27 226,3 тыс.тенге, за 4 квартал 2019 года в сумме 36 456,4 тыс.тенге.

В ходе тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) проведена встречная проверка Компании «B» (акт от 21.11.2022г.), по результатам которой установлено, что между Компанией «А» (Заказчик) и Компанией «B» (Исполнитель) на ежегодной основе заключались Договоры с об оказании консультационных услуг от 24.01.2017г., от 04.02.2019г., от 24.01.2017г.

По условиям указанных Договоров Исполнитель принимает на себя обязательство оказывать консультационные услуги, которые считаются оказанными после подписания Акта оказанных услуг Заказчиком или его уполномоченным представителем.

В соответствии с подпунктом 23) пункта 1статьи 12 Налогового кодекса от 10.12.2008г. консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.

Компания «B» по первичным документам (счет-фактуры, акты выполненных работ) оказала Компании «А» консультационные услуги за проверяемый период на сумму 2 438 747,8 тыс.тенге, НДС 292 649,7 тыс.тенге. Оплата произведена безналичным расчетом.

Согласно месячным Отчетам по Договорам на оказание консультационных услуг Компания «B» оказывала услуги по вопросам: 1) тендерного направления и управления проектами; 2) юридического направления; 3) собственной безопасности; 4) безопасности и охраны труда (БИОТ); 5) кадрового обеспечения, обучения и повышения квалификации; 6) финансового обеспечения и финансово-экономических показателей; 7) бухгалтерского и налогового учета; 8) развития IT технологий; 9) PR; 10) внутреннего аудита:

1) Тендерное направление и управление проектами – Компанией «B» выполнялись работы по мониторингу и анализу государственных закупок, закупок квазигосударственного сектора и международных финансовых институтов; анализу проектно-сметной документации объектов в сфере дорожной отрасли в целях определения экономической привлекательности проектов для участия;

2) Юридическое направление - по штатному расписанию Компании «А» и ее филиалов не предусмотрены и отсутствуют должности юристов. Компания «B» выполнялись работы по обеспечению соблюдения законности в деятельности Компании «А» и защите его правовых интересов;

3) Собственная безопасность – Компанией «B» выполнялась работа, направленная на выявление признаков составов правонарушений, обусловленных характером производственных процессов;

4) БИОТ - по штатному расписанию Компании «А» должности работников по БИОТ не предусмотрены. Компанией «B» выполнялись работы по осуществлению внутреннего контроля за соблюдением требований БИОТ;

5) Кадровое обеспечение, обучение, повышение квалификации - Компанией «B» в рамках кадрового обеспечения, обучения и повышения квалификации выполнялись работы: по разработке организационной структуры предприятия; по созданию систем подбора, адаптации и социализации сотрудников; по разработке и совершенствованию правил, норм и требований, регламентирующих процессы возникновения, подбора и закрытия вакансий; по осуществлению подбора персонала в соответствии со штатным расписанием и производственными задачами; по оптимизации штатного расписания и планирования потребностей в персонале; по разработке, внедрению и контролю корпоративной системы обучения, аттестации и формированию кадрового резерва; по разработке правил и нормативных документов, регламентирующих систему обучения; по аттестации и формированию кадрового резерва; по формированию, поддержанию, развитию корпоративной культуры предприятия; по разработке, внедрению положений, регламентирующих правила поведения, коммуникаций, взаимоотношений на предприятии; по проведению мониторинга психологического микроклимата в коллективе и своевременному принятию мер к устранению негативных тенденций; по организации процесса получения сотрудниками льгот и компенсаций; по текущему, перспективному планированию потребности в рабочей силе; по разработке штатных расписаний, своевременному отражению в них изменений, происходящих на предприятии; по созданию резерва кадров для выдвижения на руководящие должности;

6) Бухгалтерский и налоговый учет - Компанией «B» выполнялись работы: по разработке методик для ведения бухгалтерского и налогового учета, регламентов, инструкций, графиков; по анализу корректности аналитического учета, свода, сверки бухгалтерских данных и улучшению бизнес-процессов в бухгалтерском учете (формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСФО, проверка и контроль операций на соответствие действующему законодательству, корректность отражения первичной документации в бухгалтерском и налоговом учете); по доработке и утверждению действующей методологии для ведения бухгалтерского и налогового учета, регламентов, инструкций, графиков; по анализу данных синтетического, аналитического учета и дополнительных показателей; по сопровождению при переходе с Программы «Бухгалтерии 2.0» на «Бухгалтерия 3.0»; по проверке работоспособности формирования внутренних, внешних отчетов; по проведению инструктажа и обучению новых пользователей с Программой «Бухгалтерия 3.0»; по разработке нового контроля и блоков в Программе «1С: Бухгалтерия» для минимизации бухгалтерских ошибок; по реализации возможности проведения документа в закрытом периоде; по выявлению расхождений; по предоставлению консультаций по МСФО и рекомендаций по ведению бухгалтерского и налогового учета; по анализу дебиторской, кредиторской задолженности, складского учета, взаиморасчетов по банковским договорам; по сопровождению аудиторской проверки;

7) Финансовое обеспечение и финансово-экономические показатели - Компанией «B» выполнялись работы: по организации переговоров с представителями финансовых институтов; по расчету эффективности инвестиционных вложений; по анализу и рекомендациям; по экспертному анализу методов фондирования компаний с оценкой влияния их на финансовый результат с целью формирования благоприятных условий; по разработке схем по наиболее выгодному финансированию; по анализу банковских продуктов/финансовых инструментов и предоставлению аналитического материала для принятия управленческих решений; по разработке предложений и рекомендаций по вопросам реструктуризации действующих финансовых обязательств; по мониторингу процесса сбора, анализа и предоставлению текущей финансовой отчетностей финансовым институтам; по разработке подходов к формированию и контролю банковских лимитов по размещению денежных средств; по анализу информации о банках второго уровня (БВУ) и финансовых организаций из открытых источников; по участию в переписке по вопросам финансирования с государственными органами, финансовыми институтами; по ведению контроля по сделкам с валютой; по организации и сопровождению проектов по вопросам деятельности с БВУ, финансовыми институтами по финансированию; по ведению анализа возможного высвобождения части заложенного имущества при исполнении обязательств; по анализу вопросов банковских услуг; по проведению дополнительного анализа рынка по ценовым альтернативным предложениям по привлечению средств с целью определения тенденций в инвестиционных рисках и экономических событиях для определения условий инвестирования; по привлечению внешних заемных средств;

8) PR направление - Компанией «B» выполнялись работы: по анализу и прогнозу факторов, влияющих на имидж и репутацию; по подготовке ответов на запросы средств массовой информации (СМИ) и официальной позиции для материалов, наносящих урон репутации Компании «А»; по анализу участия Компании «А» в организации разнообразных акций (выставок, пресс-конференций, презентаций, фестивалей и др.); по организации пресс-конференций, брифингов, круглых столов по вопросам деятельности Компании «А»; по размещению в СМИ (новостных порталах, печатных изданиях, ТВ и радио) имиджевых статей о деятельности Компании «А»; по формированию и распространению рассылок с новостями холдинга BI для сотрудников и партнеров Компании «А»; по фото и видео сопровождению внешних и внутренних мероприятий; по сбору информации, подготовке материалов для публикаций, взаимодействию с другими структурными подразделениями, информационными партнерами, тематическими сообществами и лидерами мнений, которые заинтересованы в проектах; по мониторингу СМИ на наличие материалов о проектах и т.п.;

9) IT Технологии - по штатному расписанию Компании «А» и ее филиалов не предусмотрены сотрудники для выполнения информационного обслуживания. Компанией «B» выполнялись работы: по разработке, адаптации, расширению процессов программных продуктов; по сокращению сроков закрытия периода с учетом специфики деятельности; по оказанию базовых IT-услуг для пользователей; по обеспечению IT-ресурсов и содержанию сетевых хранилищ данных; по организации и обеспечению связи;

10) Внутренний аудит - Компанией «B» выполнялись работы по проведению внутреннего аудита по вопросам: финансовой дисциплины; отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете; целевого расходования денег.

Учитывая изложенное, по результатам встречной проверки (акт от 21.11.2022г.), результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) установлено, что в штатных расписаниях Компании «А» и его филиалов отсутствовали соответствующие службы (внутренняя безопасность, БИОТ, PR, тендерной, кадровой, организационной работы, IT, юристы, аудиторы, финансисты), в связи с чем, Компания «А» указанные функции и полномочия делегировала Компании «B», оказывавшее в рамках договорных обязательств соответствующие услуги, подтвержденные соответствующими первичными документами.

По результатам тематической проверки (акт от 17.02.2022г.) взаиморасчеты Компании «А» с Компанией «B» подтверждены.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2022г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по исключению расходов по взаиморасчетам с Компанией «B» из вычетов за 2017-2019 годы, НДС из зачета за 1-4 кварталы 2017-2018 годов, за 1, 3, 4 кварталы 2019 года, не подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. исключение расходов по взаиморасчетам с Компанией «B» из вычетов за 2017-2019 годы, НДС из зачета за 1-4 кварталы 2017-2018 годов, за 1, 3, 4 кварталы 2019 года по результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) является необоснованным.

  1. Относительно доходов по долгосрочным контрактам

В ходе тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) установлено, что Компания «А» осуществляла деятельность по долгосрочным контрактам, подлежащих налогообложению в соответствии с нормами статьи 130-1, Налогового кодекса от 10.12.2008г., статьи 282 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

В соответствии со статьей 130-1 Налогового кодекса от 10.12.2008г. доход по долгосрочному контракту определяется по выбору налогоплательщика по фактическому методу или методу завершения, который отражается в налоговой учетной политике, налоговом регистре и не может изменяться в течение срока действия долгосрочного контракта.

Согласно пункту 1 статьи 130-2 Налогового кодекса от 10.12.2008г. при применении фактического метода доходом по долгосрочному контракту для целей налогообложения за отчетный налоговый период является доход, подлежащий получению (полученный) за отчетный налоговый период, но не менее суммы расходов, понесенных за такой период по долгосрочному контракту.

Пунктом 2 статьи 130-2 Налогового кодекса от 10.12.2008г. определено, что доход по долгосрочному контракту для целей налогообложения в налоговые периоды, следующие за налоговым периодом, в котором начинается долгосрочный контракт, кроме налогового периода, в котором заканчивается срок его действия, определяется в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) доход по долгосрочному контракту за отчетный налоговый период, определенный в соответствии с МСФО, превышает сумму расходов, относимую на вычеты по такому контракту за отчетный налоговый период;

2) доход по долгосрочному контракту для целей налогообложения за предыдущие налоговые периоды превышает доход по такому контракту за предыдущие налоговые периоды в соответствии с МСФО.

При этом пунктом 3 статьи 130-2 Налогового кодекса от 10.12.2008г. установлено, что доход по долгосрочному контракту для целей налогообложения определяется в размере подлежащего получению (полученного) за отчетный налоговый период дохода, уменьшенного на наименьшее из следующих значений:

1) положительную разницу между доходом по долгосрочному контракту для целей налогообложения за предыдущие налоговые периоды и доходом по такому контракту, определенному в соответствии с МСФО за предыдущие налоговые периоды;

2) положительную разницу между доходом по долгосрочному контракту, определенным в соответствии с МСФО за отчетный налоговый период, и суммой расходов по такому контракту, относимой на вычеты за отчетный налоговый период.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Аналогичные нормы предусмотрены положениями статей 190, 282, 283 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

В соответствии с пунктом 18 МСФО (IAS) 11 затраты, которые могут быть отнесены к договорной деятельности в целом и могут быть распределены на отдельные договоры включают в том числе накладные строительные расходы. МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» предусматривает аналогичные нормы.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» учет доходов и затрат осуществлялся в разрезе каждого договора на строительство в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 11 и подразделами 14 и 15 Учетной политики Компании «А».

По данным бухгалтерского учета Компании «А» доходы и расходы по долгосрочным контрактам учитывались по бухгалтерским счетам: 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг», 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» в разрезе каждого контракта.

2.1. Относительно доходов по Контракту от 22.11.2016г.  

Согласно Контракту от 22.11.2016г., Дополнительному соглашению от 14.07.2022г.: стоимость Контракта от 22.11.2016г. составила 10 175 290,0 тыс.тенге, срок завершения - 31.12.2023г., работы начаты в 2016 году.

По данным бухгалтерского учета Компании «А» по Контракту от 22.11.2016г.:

- доходы составили: за 2016 год в сумме 492 798,8 тыс.тенге; за 2017 год в сумме 1 828 157,1 тыс.тенге; за 2018 год в сумме 77 034,5 тыс.тенге, всего 2 397 990,4 тыс.тенге.

- расходы составили: за 2016 год в сумме 820 875,9 тыс.тенге; за 2017 год в сумме 1 422 708,3 тыс.тенге; за 2018 год в сумме 80 055,6 тыс.тенге; всего 2 323 639,8 тыс.тенге.

Следует указать, что по результатам проверки Компании «А» (акт от 16.02.2022г.) по Контракту от 22.11.2016г. доход в целях налогообложения за 2016 год определен в соответствии с расходами и составил 820 875,9 тыс.тенге, то есть увеличен на 328 077,2 тыс.тенге.

По результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) по Контракту от 22.11.2016г. доход в целях налогообложения за 2017 год определен с учетом пунктов 2 и 3 статьи 130-2 Налогового кодекса от 10.12.2008г., то есть в размере дохода, полученного за отчетный налоговый период, уменьшенного на наименьшее из следующих значений:

- положительную разницу между доходом по Контракту от 22.11.2016г. для целей налогообложения за 2016 год и доходом по Контракту от 22.11.2016г., определенному в соответствии с МСФО за 2016 год, в сумме 328 077,2 тыс.тенге (820 875,9 - 492 798,7);

- положительную разницу между доходом по Контракту от 22.11.2016г., определенном в соответствии с МСФО за 2017 год, и суммой расходов по Контракту от 22.11.2016г., относимой на вычеты за отчетный налоговый период, в сумме 405 448,8 тыс.тенге (1 828 157,1 - 1 422 708,3).

По результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) доход по Контракту от 22.11.2016г. за 2017 год в целях налогообложения составил 1 500 078,0 тыс.тенге (1 828 157,1 - 328 077,2), то есть уменьшен на 328 077,2 тыс.тенге - наименьшее значение, определенное в соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 статьи 130-2 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по определению дохода в целях налогообложения за 2017 год по Контракту от 22.11.2016г. без учета уменьшения на сумму 328 077,2 тыс.тенге, являющейся наименьшим значением, определенной в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 130-2 Налогового кодекса от 10.12.2008г., не подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. увеличение по Контракту от 22.11.2016г. дохода в целях налогообложения за 2017 год на сумму 328 077,2 тыс.тенге по результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) является необоснованным.

2.2. Относительно доходов по Контракту от 21.11.2012г.

Согласно Контракту от 21.11.2012г., Дополнительному соглашению от 25.12.2019г.: стоимость Контракта от 21.11.2012г. составила 2 939 347,3 тыс.тенге, работы начаты в 2013 году и завершены 27.12.2019г.

По данным бухгалтерского учета Компании «А» по Контракту от 21.11.2012г. :

- доходы составили: до 2016 года в сумме 513 913,0 тыс.тенге; за 2016 год отсутствуют; за 2017 год в сумме 577 290,3 тыс.тенге; за 2018 год в сумме 908 374,4 тыс.тенге; за 2019 год в сумме 867 096,5 тыс.тенге, всего 2 866 674,2 тыс.тенге;

- расходы составили: за 2016 год в сумме 14 837,8 тыс.тенге, за 2017 год в сумме 719 670,7 тыс.тенге, за 2018 год в сумме 910 735,1 тыс.тенге; за 2019 год отсутствуют, всего 1 645 243,6 тыс.тенге.

Расходы по Контракту от 21.11.2012г. за 2017 год составили 719 670,7 тыс.тенгенге, в том числе с учетом расходов в сумме 352 558,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т», сделки с которым по Решению СМЭС города признаны недействительными.

По результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) расходы по взаиморасчетам с Компанией «Т» в сумме 352 558,8 тыс.тенге исключены из вычетов за 2017 год при определении налогооблагаемого дохода.

По результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.) установлено, что по Контракту от 21.11.2012г. расходы за 2017 год должны составлять 367 111,8 тыс.тенге (719 670,7 - 352 558,8) с учетом признания сделок с Компанией «Т» недействительными на основании судебных актов. В этой связи по Контракту от 21.11.2012г. доход в целях налогообложения за 2017 год определен по данным бухгалтерского учета в сумме 577 290,3 тыс.тенге, являющейся наибольшим значением, чем суммы расходов по Контракту от 21.11.2012г., отнесенные на вычеты. Доход в целях налогообложения за 2018 год составил 910 735,1 тыс.тенге; за 2019 год 849 897,9 тыс.тенге (срок действия Контракта от 21.11.2012г. закончился в 2019 году).

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по определению дохода в целях налогообложения по Контракту от 21.11.2012г. за 2017 год и 2019 годы в сумме 142 380,4 тыс.тенге (719 670,7 - 577 290,3) не подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. увеличение по Контракту от 21.11.2012г. дохода в целях налогообложения за 2017 и 2019 годы на сумму 142 380,4 тыс.тенге по результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) является необоснованным.

2.3. Относительно доходов по Контракту от 17.04.2017г.  

Согласно Контракту от 17.04.2017г.: стоимость составила 5 181 626,6 тыс.тенге, работы начаты в 2017 году. Соглашением от 19.12.2019г. Контракт от 17.04.2017г. расторгнут.

По данным бухгалтерского учета Компании «А» по Контракту от 17.04.2017г.:

- доходы составили: за 2017 год в сумме 1 254 604,1 тыс.тенге; за 2018 год в сумме 2 389 071,5 тыс.тенге, за 2019 год в сумме 1 538 104,6 тыс.тенге, всего 5 181 780,2 тыс.тенге;

- расходы составили: за 2017 год в сумме 1 632 331,9 тыс.тенге; за 2018 год в сумме 2 337 252,4 тыс.тенге; за 2019 год отсутствуют, всего 3 969 584,3 тыс.тенге.

По результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) по Контракту от 17.04.2017г. доход в целях налогообложения составил: за 2017 год в сумме 1 632 331,9 тыс.тенге; за 2018 год в сумме 2 389 071,5 тыс.тенге; за 2019 год в сумме 1 160 223,2 тыс.тенге, всего 5 181 626,6 тыс.тенге.

В соответствии со статьей 55-1 Закона от 25.12.2017г. по долгосрочному контракту, предусмотренному пунктом 1 статьи 282 Налогового кодекса от 25.12.2017г., по которому в течение срока его действия по состоянию на 1 января 2018 года образовалось превышение доходов в целях налогообложения над доходами, определенными в соответствии с МСФО, в 2018 году производится корректировка дохода путем его уменьшения в размере такого превышения.

По Контракту от 17.04.2017г. по состоянию на начало 2018 года образовалось превышение дохода в целях налогообложения над доходами по данным бухгалтерского учета в сумме 377 727,8 тыс.тенге (1 632 331,9 - 1 254 604,1). В связи с чем, по Контракту от 17.04.2017г. доход за 2018 год подлежит корректировке (уменьшению) на 377 727,8 тыс.тенге и составит 2 011 343,7 тыс.тенге (2 389 071,5 - 377 727,8).

В соответствии с пунктом 2 статьи 283 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по Контракту от 17.04.2017г. доход в целях налогообложения за 2019 год составит 1 537 951,1 тыс.тенге (5 181 626,6 - 1 632 331,9 - 2 011 343,7).

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 17.02.2023г.), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) в рамках Контракта от 17.04.2017г. в части определения дохода в целях налогообложения за 2018 год без учета корректировки (уменьшения) на сумму превышения дохода в целях налогообложения над доходом, образовавшимся на 1 января 2018 года в размере 377 727,8 тыс.тенге, не подтверждены. На указанную сумму не подтвержден доход в целях налогообложения за 2019 год.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса увеличение по Контракту от 17.04.2017г. дохода в целях налогообложения за 2018 и 2019 годы на сумму 377 727,8 тыс.тенге по результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) является необоснованным.

Относительно начисления по результатам обжалуемой проверки (акт от 22.04.2022г.) НДС за нерезидента, необходимо отметить следующее.

В соответствии подпунктом 5) пункта 2, пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. К жалобе прилагаются: 1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования; 2) иные документы, имеющие отношение к делу.

В данном случае, в жалобе Компании «А» отсутствуют обстоятельства, основывающие необоснованность начислению НДС за нерезидента по результатам проверки, то есть, требования Компании «А» в указанной части являются несостоятельными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части: исключения из вычетов и НДС из зачета расходов по взаиморасчетам с Компаниями «Н», «М», «С», «Х», «E», «B»; увеличения доходов в целях налогообложения по долгосрочным Контрактам, а в остальной части оставить без изменения.

  • 7509
  • 0
  • 25 июля 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.