Начисление акцизов

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «M» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении акциза на все виды спирта и (или) виноматериала, алкогольной продукции, произведенных на территории Республики Казахстан (далее-Акциз).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «M» по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2015г. по 30.09.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении Акциза в сумме 571 600,6 тыс.тенге и пени 19 277,8 тыс.тенге тыс.тенге.

Компания «M» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что в акте проверке указан перечень направленных запросов в уполномоченные органы, контрагентам, согласно ответам которых расхождения не установлено. При этом, в акте не отражена информация о предоставленных документах из органа уголовного преследования.

Компания «M» отмечает, что заключение специалиста использованное налоговой проверкой, является экономическим исследованием, в котором определяется сумма акциза по Компании «С».

По мнению Компании «M», выводы заключения являются неверными, поскольку для расчета акциза по алкогольной продукции «Ласточка легкая» (содержание спирта 38%) применен коэффициент для расчета с содержанием спирта 40%.

Также из жалобы следует, что в акте проверки отсутствуют сведения, подтверждающие, что алкогольная продукция произведена Компанией «M», при этом алкогольная продукция была изъята у самостоятельных действующих субъектов, поставщик продукции не выявлен. Следовательно, выводы о поддельности учетно-поддельных марок не подтверждаются объективными данными.

Органом досудебного расследования и специалистами налогового органа не установлены даты производства алкогольной продукции и ее реализации (отгрузки).

К акту налоговой проверки не приложены заключения специалиста, а также акт не содержит расчет акциза, на основании которого начислен акциз.

Компания «M» считает, что технико-криминалистические исследования проведены сотрудниками органа уголовного преследования с грубым нарушением Уголовно-процессуального кодекса РК и Правил организации и производства судебных экспертиз и исследований в органах судебной экспертизы.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «M»  в нарушение статей 463, 472, 478 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) не исчислен акциз за март и август месяцы 2019г. в сумме 571 600,6 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 464 Налогового кодекса объектом обложения акцизом являются:

1) следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами:

реализация подакцизных товаров;

передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

взнос в уставный капитал;

использование подакцизных товаров при натуральной оплате, кроме случаев передачи подакцизных товаров в натуральной форме в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт;

отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая производителем своим структурным подразделениям;

использование производителем произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;

перемещение подакцизных товаров, осуществляемое производителем с указанного в лицензии адреса производства.

Согласно пункту 1 статьи 465 Налогового кодекса если иное не предусмотрено настоящей статьей, во всех случаях датой совершения операции является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров получателю.

Статьей 466 Налогового кодекса определено, что по подакцизным товарам налоговая база определяется как объем (количество) произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

В статье 472 Налогового кодекса установлено, что исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка произведена на основании постановления органа уголовного преследования о назначении тематической налоговой проверки, вынесенного в рамках уголовного дела по факту организации на территории ликероводочного завода Компании «M», производства на заводском оборудовании неучтенной алкогольной продукции с поддельными учетно-контрольными марками (УКМ) и ее реализации по регионам РК.

Данное уголовное дело рассмотрено судом, по которому вынесено Постановление от 09.07.2021г. из которого следует, что гражданка К., являясь генеральным директором Компании «M», занимающимся производством, хранением, реализацией этилового спирта и алкогольной продукции, в период с 07.03.2017г. по 30.08.2019г. на территории ликероводочного завода Компании «M», организовала и контролировала производство неучтенного этилового спирта и производство неучтенной алкогольной продукции с поддельными учетно-контрольными марками (далее – УКМ), в обход контрольного прибора учета (далее - КПУ).

При этом, гражданка К. в период с марта 2017 года по сентябрь 2019 года сдавала в налоговый орган электронные отчеты Компании «M» декларации ф.400.00 (по акцизу) и декларации по производству и обороту алкогольной продукции (декларант), в которых умышленно не отражалась вышеуказанная неучтенная алкогольная продукция с поддельными УКМ, то есть вносились искаженные данные о доходах и объектах налогообложения.

Кроме того, гражданка К. в этот период, вступив в предварительный сговор с гражданином М., директором Компании «Н» и Компании «А», являвшихся дистрибьюторами алкогольной продукции производства Компания «M», который содействуя гражданке К., реализовывал неучтенную алкогольную продукцию Компании «M»  с заведомо поддельными УКМ, без составления сопроводительных накладных и других бухгалтерских документов юридическим и физическим лицам в городе «А» и другие регионы Казахстана.

В ходе обысков на складе на территории завода, на складе готовой продукции ликероводочного завода, в автомашинах на территории Компании «M», а также у компаний, занимавшихся оптовой закупкой и реализацией алкогольной продукции в городах Республики Казахстан, обнаружена алкогольная продукция производства Компания «M» с поддельными УКМ, в общем количестве 1 113,8 тыс. бутылок различных наименований и объемов, которые не были отражены гражданкой К. в сдаваемых в налоговый орган декларациях формы 400.00 (по акцизу) и декларациях по производству и обороту алкогольной продукции (декларант).

При этом, согласно акта документальной налоговой проверки №349 от 19.05.2020 года общая сумма подлежащего уплате в бюджет Компании «M» в виде акциза за алкогольную продукцию с поддельными УКМ составляет 569 769,2 тыс.тенге.

Также, в Постановлении суда от 09.07.2021г. указано, что стороной защиты были представлены суду платежные поручения №1156 от 30.06.2021г. и № 1162 от 02.07.2021г. об оплате в бюджет на счет налогового органа денежных средств в счет погашения налоговой задолженности Компанией «М» согласно акта налоговой проверки №349 от 19.05.2020 года в размере 571 600,6 тыс.тенге, а также пени на сумму 19 277,8 тыс.тенге.

Следовательно, судом доказано совершение преступления гражданкой К. и гражданином М. в части неуплаты акциза за алкогольную продукцию с поддельными учетно-контрольными марками в сумме 569 769,2 тыс.тенге, предусмотренный частью 2 статьи 233 и частью 3 статьи 245 УК РК.

Вместе с тем, Постановлением суда от 09.07.2021г. уголовное дело в отношении руководителей Компании гражданки К. и гражданина М. было прекращено на основании пункта 12) части 1 статьи 35 УПК РК, в связи с добровольным погашением задолженности по налогам и пени в бюджет, то есть, по не реабилитирующим основаниям.

Следует указать, что согласно пункту 1 статьи 127 УПК РК вступивший в законную силу приговор, а также другое решение суда по уголовному делу, разрешающее его по существу, обязательны для всех государственных органов, физических и юридических лиц в отношении как установленных обстоятельств, так и их правовой оценки по отношению к лицу, о котором они вынесены. Данное положение не препятствует проверке, отмене и изменению приговора и других решений суда в кассационном порядке по вновь открывшимся обстоятельствам.

Относительно начисления акциза за март 2019г. в сумме 1 831,4 тыс.тенге следует указать, что согласно акту налоговой проверки начисление акциза по алкогольной продукции (водка 38гр.) произведено по причине не отражения кода бюджетной классификации в приложении 2 к декларации по акцизу (ф.400.00) за данный налоговый период.

Следует указать, что согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

В рассматриваемом случае, Компанией «M»  в жалобе не указаны обстоятельства и не приложены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства в части начисления акциза за март 2019г. в сумме 1 831,4 тыс.тенге.

Относительно начисления акциза на алкогольную продукцию Ласточка «легкая» следует отметить, что согласно информации налогового органа, при расчете акциза на указанный вид алкогольной продукции, применена ставка акциза из расчета содержания спирта 38%, следовательно, доводы Компании «M» в указанной части являются некорректными.

На основании изложенного, начисление Акциза в сумме 571 600,6 тыс.тенге, по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии начисление Акциза по результатам проверки признано правомерным.

  • 1224
  • 0
  • 28 февраля 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.