Изменения в правилах возврата НДС и управления рисками
Дата создания: 19/11/2024
Публичное обсуждение до: 03/12/2024
Приказ
Сравнительная таблица
Пояснительная записка
Скачать
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан
1. Уточнены основания для подтверждения достоверности превышения НДС, включая выявленные нарушения у поставщиков:
- Занижение НДС по реализованным товарам.
- Расхождения в сведениях отчетности и электронных счетах-фактурах.
- Отнесение НДС по сделкам с лицами, снятыми с учета, ликвидированными или банкротами.
- Учет НДС по сделкам, признанным недействительными судом.
- Наличие рисков или неисполненных налоговых обязательств у поставщиков.
3. Организация внедрения изменений:
- Регистрация приказа в Министерстве юстиции РК.
- Публикация изменений на официальном интернет-ресурсе.
- Введение в действие через 10 дней после официального опубликования.
№ п/п |
Структурный элемент правового акта |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Обоснование: 1) суть поправки; 2) аргументированное обоснование каждой вносимой поправки; 3) ссылка на соответствующий правовой акт, номер, дату поручения (при наличии). |
Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость |
||||
1. |
пункт 52 |
52. При выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими: 1) занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) по выписанным счетам фактурам поставщика; 2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам; 3) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом, – с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса; 4) отнесение в зачет сумм НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда; 5) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по правонарушениям, указанным в статьях 216 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, за исключением прекращенных по реабилитирующим основаниям и по не реабилитирующим основаниям по статье 245 Уголовного кодекса; 6) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении которого выявлены риски, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил; 7) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, которым не исполнено налоговое обязательство по уплате начисленных сумм НДС. 8) отсутствует; 9) отсутствует. |
52. При выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими: 1) занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) по выписанным счетам фактурам поставщика; 2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам; 3) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом, – с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса; 4) отнесение в зачет сумм НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда; 5) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по правонарушениям, указанным в статьях 216 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, за исключением прекращенных по реабилитирующим основаниям и по не реабилитирующим основаниям по статье 245 Уголовного кодекса; 6) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении которого выявлены риски, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил; 7) наличие неисполненного налогового обязательства поставщиками по уплате начисленных сумм НДС на дату завершения тематической проверки услугополучателя; 8) наличие изменения срока исполнения налогового обязательства по уплате НДС в соответствии с главой 6 Налогового кодекса до завершения тематической проверки услугополучателя; 9) уменьшение налоговых обязательств путем представления дополнительной налоговой отчетности на дату завершения тематической проверки услугополучателя в пределах срока исковой давности. |
Поправка вносится в целях исполнения первого и второго абзаца подпункта 1) пункта 3.3.2 Заключения рекомендации Аудиторского заключения Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан «Государственный аудит налогового и таможенного администрирования» от 6 июня 2024 года № 13-Қ-ҚБПҮ. В целях исключения незаконного и излишнего возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) из бюджета при отсутствии фактической уплаты поставщиками товаров (работ и услуг) начисленных сумм НДС при изменении сроков исполнения налоговых обязательств, а также подачи ими дополнительных форм налоговой отчетности. Наличие у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, как неисполнение налогового обязательства по уплате НДС, изменение срока уплаты, а также представления дополнительной налоговой отчетности в период налоговой проверки приводит потерям бюджета по НДС и соответственно к снижению налоговых поступлений. Предлагаемые поправки исключают излишний возврат НДС по таким недобросовестным поставщикам. В связи с чем в целях исполнения рекомендаций Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан редакция подпункта 1) пункта 52-1 перенесена в подпункт 8) пункта 52. |
2. |
подпункт 1) пункта 52-1 |
1) изменивших сроки исполнения налогового обязательства по уплате НДС в соответствии с главой 6 Налогового кодекса до завершения тематической проверки услугополучателя; |
1) исключить; |
Поправка вносится в целях исполнения первого и второго абзаца подпункта 1) пункта 3.3.2 рекомендации Аудиторского заключения Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан «Государственный аудит налогового и таможенного администрирования» от 6 июня 2024 года № 13-Қ-ҚБПҮ. В целях исключения незаконного и излишнего возврата превышения НДС из бюджета при отсутствии фактической уплаты поставщиками товаров (работ и услуг) начисленных сумм НДС при изменении сроков исполнения налоговых обязательств, а также подачи ими дополнительных форм налоговой отчетности. Согласно действующему положению Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска, утвержденнных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 при подтверждении достоверности суммы превышения НДС расхождения не учитываются как риск неисполнения налоговых обязательств по поставщикам, изменившим сроки исполнения налогового обязательства по уплате НДС до завершения тематической проверки проверяемого налогоплательщика. В связи с чем в целях исполнения рекомендаций Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан редакция подпункта перенесена в подпункт 8) пункта 52. |
- 6145
- 0
- 20 ноября 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.