КОНЦЕПЦИЯ проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования»

КОНЦЕПЦИЯ проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования»

КОНЦЕПЦИЯ
проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования»


1. Название законопроекта
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» (далее – законопроект).

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Совершенствование налогового  и таможенного законодательства в Казахстане ведется на постоянной основе и в целом направлено на создание благоприятной предпринимательской среды, реализацию стратегических целей развития страны и создание условий для дальнейшего стабильного социально-экономического развития страны.
В целом, Налоговый Кодекс должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», налоговое законодательство должно совершенствоваться в соответствии с задачами нового этапа развития Казахстана.
В рамках работы в текущем году по совершенствованию налогового законодательства в Налоговый кодекс будут внесены изменения и дополнения, затрагивающие как налоговую политику, так и администрирование.
Учитывая то, что налоговая политика выполняет не только фискальную функцию, но также регулирующую и стимулирующую, законопроектом предлагаются следующие нормы:
- пересмотр действующего минимального порогового значения для постановки на регистрационный учет по НДС (30 000 МРП) и установленного на 2017 год (3234 МРП) с целью установления равномерного и поэтапного снижения порогового значения;
- сохранение добровольной постановки на регистрационный учет по НДС, так как при высоком пороге регистрации должно сохраниться право на добровольную постановку на регистрационный учет в качестве плательщика НДС;
- изменение порядка начисления НДС при падеже и вынужденном забое импортированного племенного скота в пределах, не превышающих установленные нормативы;
- повышение ставок акцизов на чувствительные к импорту подакцизные товары: алкогольная продукция, пиво и пивные напитки, а также табачные изделия в целях повышения конкурентоспособности отечественных производителей и снижения уровня потребления населением вредных для здоровья товаров;
- установление нулевой ставки акциза на спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 объемных процентов, реализуемый или используемый для производства алкогольной продукции (действующая ставка - 60 тенге/литр), в целях избежания двойного налогообложения одного и того же товара у разных субъектов производственной цепочки (производителей спирта и производителей алкогольной продукции). Это снизит себестоимость алкогольной продукции и стимулирует экспорт водки за рубеж за счет снижения себестоимости, что, в свою очередь, увеличит конкурентоспособность отечественной продукции;
- освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога с доходов, полученных при списании задолженности по вознаграждениям стратегическими партнерами национального оператора в области нефти и газа по системе «carry финансирование» в случае отсутствия коммерческого обнаружения по разведываемым месторождениям, что позволит привлечь инвесторов для расширения разведки и добычи нефти и газа в стране;
- определение дохода по реализации газа, реализуемого национальному оператору в сфере газа и газоснабжения по фактической цене реализации, без привязки к себестоимости добычи газа, что позволит обеспечить безубыточную деятельность предприятий, в виду того, что реализация газа производится по цене, определяемой государством в рамках приоритетного права государства;
- направленные на сокращение объема «неработающих» банковских займов;
- непризнание доходом сумм пени и штрафов, списанных в соответствии с законодательством по налогам.
- применение нулевой ставки НДС по международным перевозкам грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении;
- совершенствование вычетов по расходам на научно-исследовательские работы недропользователей;
- уточнение  порядка определения сумм социального налога крестьянскими или фермерскими хозяйствами, применяющими специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и юридическими лицами-нерезидентами, осуществляющими деятельность через филиал или представительство без образования постоянного учреждения.
Нормы по совершенствованию налогового и таможенного администрирования, предусматривают:
- совершенствование законодательства Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц, в том числе перенос сроков декларирования для работников государственных предприятий и учреждений с 2017 года на 2020 год, включение в категорию лиц, представляющих декларации с 2017 года, супругов работников национальных компаний, увеличение порога наличных денег, дебиторской, кредиторской задолженности, а также прочего имущества, указываемых в декларации об активах и обязательствах, снижение размера административного штрафа за несвоевременное представление физическими лицами декларации или неполное/недостоверное отражение сведений в декларации, совершенные повторно;
- приведение определения рыночного курса обмена валют в соответствие с изменениями в нормативные правовые акты Национального банка;
- поэтапный переход на обязательную выписку электронных счетов-фактур для всех плательщиков НДС;
- перенос срока внедрения e-аудита (электронного аудита) при проведении налоговых или таможенных проверок в виду того, что требуется детальная проработка для ее реализации, а также тестирование данной системы на узком круге налогоплательщиков на добровольной основе;
- перенос срока введения сопроводительных накладных на товары в связи с необходимостью более детальной проработки ее реализации и доработки информационных систем;
- упрощение порядка подтверждения резидентства нерезидента для применения международных договоров об избежании двойного налогообложения путем внедрения электронного документа, подтверждающего резидентство нерезидента;
- оптимизацию форм налоговой отчетности;
- перенос сроков применения переоцененной стоимости имущества, с целью предоставления налогоплательщикам более длительного периода для доработки (разработки) систем учета основных средств при их переоценке;
- упрощение порядка  проведения радиационного контроля при таможенном оформлении;
- упрощение условий по получению и сохранению статуса уполномоченного экономического оператора путем сокращения перечня административных правонарушений, при наличии которых получение и сохранение статуса невозможно;
- увеличение порога по сумме доходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для применения порядка их ликвидации на основе проверки аудиторской организаций, что позволит сократить количество ликвидационных налоговых проверок и расширить рынок аудиторских услуг;
- введение обязательства о целевом использовании учетно-контрольных марок при импорте алкогольной продукции в Республику Казахстан для импортеров алкогольной продукции из третьих стран;
- создание законодательной базы в целях реализации международных договоров  по обмену информацией по вопросам налогообложения с уполномоченными органами иностранных государств.
Кроме того, законопроектом предусмотрены поправки уточняющего характера, а также поправки для приведения в соответствие с внесенными изменениями в отраслевое законодательство и улучшения администрирования.

3. Цели принятия законопроекта
В целом законопроект разработан в целях дальнейшего совершенствования налогового и таможенного законодательства и создание благоприятного бизнес - климата в стране.

4. Предмет регулирования законопроекта
Общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения и таможенного дела.

5. Структура законопроекта
Законопроект состоит из двух статей:
Первая статья предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты:
Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года;
Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года «О таможенном деле в Республике Казахстан»;
Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях»;
Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»
Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года  «О нотариате»;
Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года «Об адвокатской деятельности»;
Закон Республики Казахстан от 12 июня 2003 года   «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий»;
Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг»;
Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О национальных реестрах идентификационных номеров»;
Закон Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
Закон Республики Казахстан от  20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»;
Закон Республики Казахстан 31 октября 2015 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности»;
Закон Республики Казахстан 16 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам благотворительности»;
Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц»;
Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан»;
Закон Республики Казахстан от 3 декабря  2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования»;
Закон Республики Казахстан от 29 марта 2016 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур».
Вторая статья определяет порядок введения в действие норм Закона.

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта
Совершенствование налогового и таможенного законодательства в Казахстане ведется на постоянной основе и в целом направлено на создание благоприятной предпринимательской среды, реализацию стратегических целей развития и создание условий для дальнейшего стабильного социально-экономического развития страны.
Разрабатываемый законопроект также будет направлен на стабильное развитие бизнеса, улучшение налогового климата и повышение конкурентоспособности экономики страны.
В целом принятие законопроекта не приведет к негативным экономическим, социальным и правовым последствиям.

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом
Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года № 291-IV ЗРК  «О недрах и недропользовании».
 
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами
Предмет проекта Закона регламентирован Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» и Кодексом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года «О таможенном деле в Республике Казахстан».

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта
По пересмотру минимального порогового значения для постановки на регистрационный учет по НДС   
По данным отчета экспертов Всемирного Банка в таких странах как Швеция, Нидерланды, Германия, Бельгия, Франция, Люксембург регистрационный порог для постановки на учет по НДС не существует.
Вместе с тем регистрационный порог для постановки на учет по НДС составляет в России 26 600 евро, Беларуси - 40 000 евро (для индивидуальных предпринимателей), Кыргызстане - 56 000 евро, Армении - 107 500 евро, Казахстане - 168 155 евро (по курсу 378,4 тенге за 1 евро по состоянию на 03.06.2016г.).
Исходя из данных сравнений, необходимо отметить, что на сегодня в Казахстане один из самых высоких регистрационных порогов для постановки на учет по НДС.
По установлению нулевой ставки акциза на спирт этиловый неденатурированный
Учитывая, что Республика Казахстан является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в целях установления нулевой ставки акциза на спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 объемных процентов, реализуемый или используемый для производства алкогольной продукции (действующая ставка - 60 тенге/литр), рассмотрен опыт Российской Федерации и Белоруссии, в которых этиловый спирт не облагается акцизом.
В Армении этиловый спирт облагается акцизом в размере 1,5 евро или 567,6 тенге/литр (по курсу 378,4 тенге за 1 евро по состоянию на 03.06.2016г.).
Обнуление ставки акциза на этиловый спирт позволит повысить конкурентоспособность отечественных производителей перед импортерами, что в свою очередь отразится на снижении уровня импорта алкогольной продукции в Казахстан.
По вопросу внедрения электронного документа, подтверждающего резидентство нерезидента
В целях улучшения инвестиционного климата и условий для бизнеса в Республике Казахстан, а также упрощения администрирования подготовлены поправки по упрощению порядка подтверждения резидентства нерезидента для применения международных договоров об избежании двойного налогообложения путем внедрения электронного документа, подтверждающего резидентство нерезидента.
В международной практике иностранные компетентные органы выдают сертификат резидентства на бумажном носителе или его электронную версию размещают   на своем официальном сайте. При размещении на сайте сертификат резидентства в бумажном виде компетентным органом не выдается (Грузия, Испания, Молдова и т.д.).

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта
Реализация законопроекта не потребует финансовых затрат из бюджета.

  • 2490
  • 0
  • 15 июля 2016

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.