Таможенные сборы по перечням на товары


Таможенные споры

Юридическое лицо

Иные таможенные вопросы


 Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины, НДС и таможенных сборов.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правомерности помещения товаров под таможенную процедуру свободная таможенная зона (далее – СТЗ) и освобождения от уплаты таможенных платежей в рамках таможенной процедуры СТЗ, а также касательно уплаты таможенных сборов при подаче Перечня на товары в качестве декларации на товары (далее – ДТ), по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 44 162,2 тыс. тенге.

Компания «Т» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Согласно пункту 7-1 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 16.07.2001г. №242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», для осуществления корректировки проектной (проектно-сметной) документации привлекается проектная организация, разработавшая ее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 655 Гражданского кодекса Республики Казахстан, подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов.

Компанией «Т» было направлено письмо в адрес проектной организации «Р» касательно объекта «Многоквартирный жилой комплекс со встроенными помещениями, паркингом и торговыми помещениями».

Проектная организация «Р» ответным письмом согласовала объем фасадного материала блоков согласно направленной таблице, указанной в письме Компании «Т».

Таким образом, в случае, если изменение проектно-сметной документации (далее – ПСД) было значительное, принципиальное, влияющее на конструктивную схему, на его объемно-планировочные, инженерно-технические или технологические проектные решения и на утвержденные технико-экономические показатели, а также если повлекло увеличение ранее утвержденной сметной стоимости строительства не менее чем на десять процентов, тогда необходимо провести вневедомственную экспертизу для утверждения корректировки, а также учитывая, что от Подрядчика не поступало предложения для изменения ПСД, у Заказчика не возникают обязательства по новому утверждению ПСД и проведению повторной экспертизы.

Также, по мнению Компании «Т», законодательство предусматривает обязанность по уплате таможенного сбора за ДТ, однако Перечень не является ДТ. Если законодательство не предусматривает конкретное основание возникновения налогового обязательства, то нельзя вменять налогоплательщику исполнение такого обязательства.

Поскольку законодательство прямо не устанавливает обязанность декларанта по уплате таможенного сбора за таможенное декларирование на основании накладной с Перечнем, таможенный орган не вправе требовать от Компании «Т» уплаты таможенного сбора.

О том, что имеется неясность в толковании законодательства, свидетельствует факт того, что таможенные органы на протяжении многих лет толковали нормы права, как это делает Компания «Т» и иные застройщики.

При этом Компания «Т» отмечает, что если бы таможенный орган изначально требовал уплаты таможенных сборов, Компания «Т» могло бы снизить размер своих расходов, связанных с таможенным декларированием путем изменения организации своей работы либо увеличения цен на конечную продукцию.

Компания «Т» считает, что уведомление о результатах проверки нарушает единообразное применение административных актов, так как уплаты таможенных сборов сейчас требуют лишь в одном регионе.

На основании изложенного, Компания «Т» просит отменить уведомление о результатах проверки.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

  1. Относительно правомерности помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ и освобождения от уплаты таможенных платежей в рамках таможенной процедуры СТЗ.

В рассматриваемом случае, Компания «Т» является участником свободной экономической зоны (далее – СЭЗ) на основании свидетельства о регистрации лица в качества участника СЭЗ, в связи с чем производило таможенное декларирование товаров с помещением под таможенную процедуру СТЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 281 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее  Кодекс), таможенная процедура СТЗ является таможенной процедурой, применяемой в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Компанией «Т» деятельность как участника СЭЗ осуществлялась на основании Договора СЭЗ, где в пункте 18 указано, что перечень товаров, необходимых для осуществления участником СЭЗ приоритетных видов деятельности, в отношении которых будет применяться таможенная процедура СТЗ, устанавливается в соответствии с законодательством Республики Казахстан в ПСД, прошедшей государственную экспертизу.

В ходе проверки Компанией «Т» был представлен ПСД, прошедший государственную экспертизу на строительство и ввод в эксплуатацию объекта строительства.

По окончанию строительства и ввода в эксплуатацию объекта строительства, в связи с выполнением условий Договора СЭЗ на основании Акта завершения, действие таможенной процедуры СТЗ в отношении товаров Компании «Т», помещенных под таможенную процедуру СТЗ, завершено, в том числе и на товары – «HPL декоративные панели» и «клепки для панелей».

Пунктом 1 статьи 395 Кодекса установлено, что таможенный контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой проводится таможенными органами.

Статьей 398 Кодекса установлено, что таможенные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в Республике Казахстан.

Таможенным органом проведена таможенная проверка, по результатам которой установлено, что товары – «HPL декоративные панели» и «клепки для панелей», использованные в ходе строительства многоквартирного  жилого комплекса со встроенными помещениями и паркингом, согласно Договора СЭЗ не включены в перечень товаров ПСД, прошедшей государственную экспертизу.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 282 Кодекса  условиями помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ являются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами СЭЗ предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, а также в иных целях, определенных законодательством Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах.

Учитывая, что в соответствии с Договором СЭЗ перечень товаров, необходимых для осуществления участником СЭЗ приоритетных видов деятельности, в отношении которых будет применяться таможенная процедура СТЗ, указан в ПСД, а так как в ПСД отсутствуют наименования товаров – «HPL декоративные панели» и «клепки для панелей», Компанией «Т» в нарушение подпункта 1) пункта 1 статьи 282 Кодекса не соблюдены условия и требования помещения под таможенную процедуру СТЗ.

Таким образом, Компанией «Т» неправомерно помещены под таможенную процедуру СТЗ вышеуказанные товары и освобождены от уплаты таможенной пошлины и НДС в рамках данной процедуры.

Подпунктом 2) пункта 1 статьи 399 Кодекса определено, что по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, таможенный орган исчисляет таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, если таможенному органу представлены документы, сведения, о которых указаны в ДТ, запрошенные таможенным органом для проверки заявленных в ДТ сведений, влияющих на размер уплаченных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, но такие документы не подтверждают проверяемые сведения.

Учитывая, что в перечне ПСД отсутствуют наименования товаров – «HPL декоративные панели» и «клепки для панелей», начисление таможенным органом таможенной пошлины и НДС правомерно.

  1. Касательно уплаты таможенных сборов при подаче Перечня на товары в качестве ДТ.

При помещении товаров ЕАЭС под таможенную процедуру СТЗ для строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых комплексов со встроенными помещениями Компанией «Т» в качестве ДТ использовались транспортные, коммерческие и (или) иные документы с предоставлением 821 Перечня на товары без уплаты таможенного сбора.

В соответствии со статьей 281 Кодекса таможенная процедура СТЗ является таможенной процедурой, применяемой в отношении иностранных товаров и ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

В соответствии со статьей 76 Кодекса таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных Кодексом.

Пунктами 1 и 2 статьи 77 Кодекса установлено, что к таможенным сборам относятся таможенный сбор за таможенное декларирование товаров. Таможенный сбор за таможенное декларирование товаров уплачивается плательщиком до или одновременно с подачей таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 2 Решения №263 при таможенном декларировании товаров с использованием в качестве ДТ транспортных, коммерческих и иных документов в случаях, определенных разделами II и III данного решения, декларантом или таможенным представителем вместе с такими документами в таможенный орган предоставляется письменное заявление или перечень товаров.

Подпунктом 8 пункта 12 раздела III Решения №263 установлено, что в отношении товаров ЕАЭС, предназначенных для размещения и использования на территориях СЭЗ, функционирующих в Республике Казахстан, или на их частях и помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, в качестве ДТ могут использоваться транспортные, коммерческие и иные документы с предоставлением Перечня товаров.

Постановлением №171 утверждены ставки таможенных сборов, взимаемые органами государственных доходов, согласно которому таможенный сбор за таможенное декларирование товаров составляет 20 000 тенге за ДТ.

Учитывая вышеуказанные нормы таможенного законодательства, следует, что в качестве ДТ допускается использование коммерческих и (или) иных документов с предоставлением перечня в отношении товаров, тем самым, товар, указанный в Перечне, подлежит декларированию и обязательной оплате таможенного сбора, поскольку в отношении такого товара таможенными органами совершается таможенная операция, связанная с выпуском такого товара.

Поскольку таможенное декларирование товаров осуществляется с использованием транспортных, коммерческих и иных документов в качестве ДТ, соответственно при подаче перечня на товары подлежат уплате таможенные сборы.

Таким образом, таможенным органом начисление таможенного сбора при подаче Перечня на товары в качестве ДТ правомерно.

На основании вышеизложенного, начисление таможенным органом таможенных платежей и налогов по результатам таможенной проверки является правомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.




  • 748
  • 0
  • 19 марта 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.