Таможенная стоимость - ТНП - WeChat: жалоба отклонена


Таможенные споры

Физическое лицо

Таможенная стоимость товаров

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Физического лица «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу достоверности заявления таможенной стоимости товаров народного потребления (ламинат для напольного покрытия, краново-манипуляторная установка, двигатель в сборе, цветы искусственные, аппарат для приготовления мороженого, напольное покрытие (линолеум), станки для обработки дерева, мясорубка промышленная и т.д.), по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 14 931,7 тыс. тенге.

Физическое лицо «В» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Физическое лицо «В» сообщает, что основанием для начисления таможенных платежей и налогов послужило выявление фактов занижения таможенной стоимости товаров по 27 декларациям на товары (далее – ДТ).

В частности, в качестве обоснования непринятия таможенным органом заявленной таможенной стоимости товаров по 27 ДТ послужило отсутствие банковских переводов, непредставление экспортных деклараций, несоответствие документов по оплате условиям контрактов, отсутствие в контрактах сроков, способов оплаты за товар и реквизитов банковских счетов.

При этом сумма каждого контракта не превышает 50 000 долларов США, что свидетельствует о заключении мнимых, формальных контрактов. 

В части непредставления экспортных деклараций Физическое лицо «В» ссылается на нормы Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018г. №42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС» (далее – Решение №42)При этом сообщает, что условиями контрактов не предусмотрено представление поставщиком экспортной декларации.

Таким образом, для декларанта не установлена императивная обязанность для представления экспортной декларации и не может свидетельствовать о недостоверности заявленных сведений.

В качестве опровержения доводов по оплате за товары Физическое лицо «В» поясняет, что расчеты с контрагентом производились по взаимозачету путем зачисления на электронный кошелек в системе «WeChat», а также оплата производилась наличными средствами в долларах США контрагентам поставщика в Казахстане.

Ввоз товаров осуществляется в рамках контрактов, условия которых оговариваются сторонами и подписанием при необходимости дополнительных соглашений. Количество, цена и иные условия определены в контракте и подтверждаются представленными по каждой ДТ документами. Наличие между сторонами договоренности о наличных расчетах, в том числе путем взаимозачета или уступки требования третьим лицам также не противоречат требованиям гражданского законодательства и не могут свидетельствовать о недостоверности заявленной стоимости.

При этом Физическое лицо «В» отмечает, что в распоряжении имеются не только первичные документы, подтверждающие факт количественного и стоимостного приобретения товаров, но и дальнейшая их реализация покупателям.              

Физическое лицо «В» считает, что поскольку суммы контрактов с поставщиком не превышают 50 000 долларов США, следовательно, валютный договор по импорту не подлежит учетной регистрации в соответствии с Правилами осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан, утвержденными Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 30.03.2019г. №42.

Доводы таможенного органа о мнимости контрактов Физическое лицо «В» полагает несостоятельными ввиду положений части 1 статьи 157 Гражданского кодекса Республики Казахстан и отсутствие соответствующих судебных решений о признании их недействительными.

В качестве опровержения выводов таможенного органа о занижении таможенной стоимости Физическое лицо «В» ссылается на нормы статьи 65 и 68 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс). С учетом фактической оплаты за товар, определенной контрактом, Физическое лицо «В» утверждает о количественном подтверждении таможенной стоимости по стоимости сделки посредством представленных чеков.

По отклонению дат оплаты за товары от условий контракта по ДТ от 17.05.2022г., от 25.12.2021г., от 18.05.2022г. и от 19.02.2022г. Физическое лицо «В» считает, что данный вопрос относится к гражданско-правовым отношениям сторон сделки.

На основании изложенного, Физическое лицо «В» просит отменить уведомление о результатах проверки от 27.12.2022г.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 396 Кодекса установлено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.

В рассматриваемом случае Физическим лицом «В» из Китайской Народной Республики (далее – КНР) по 27 ДТ ввезены товары народного потребления (ламинат для напольного покрытия, краново-манипуляторная установка, двигатель в сборе, цветы искусственные, аппарат для приготовления мороженого, напольное покрытие (линолеум), станки для обработки дерева, мясорубка промышленная и т.д.), помещенные под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». Таможенная стоимость товаров определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

В соответствии со статьей 65 Кодекса таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Согласно статье 479 Кодекса, уполномоченный орган при рассмотрении жалобы вправе назначить внеплановую выездную таможенную проверку.

Учитывая, что имеющихся в акте таможенной проверки от 27.12.2022г. сведений недостаточно для вынесения мотивированного решения, в ходе рассмотрения жалобы письмом от 17.03.2023г. уполномоченным органом назначена выездная таможенная проверка (далее  дополнительная таможенная проверка) Физического лица «В» по обжалуемым вопросам.

По итогам дополнительной таможенной проверки вышестоящим таможенным органом вынесен акт внеплановой выездной таможенной проверки от 21.02.2024г. (далее – акт дополнительной таможенной проверки).

Из акта дополнительной таможенной проверки следует, что Физическим лицом «В» заключены 27 внешнеэкономических контрактов на поставку товаров с компанией «X» (КНР) (далее – Продавец).

В рамках вышеуказанных внешнеэкономических контрактов по 27 ДТ Физическим лицом «В» ввезены товары народного потребления (ламинат для напольного покрытия, краново-манипуляторная установка, двигатель в сборе, цветы искусственные, аппарат для приготовления мороженого, напольное покрытие (линолеум), станки для обработки дерева, мясорубка промышленная и т.д.) с помещением под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

По условиям контрактов Продавец обязуется продать, а Покупатель (Физическое лицо «В») оплатить и принять товары согласно инвойсам, на условиях поставки DAP – граница Республики Казахстан.

Оплата по контракту осуществляется в долларах США и оплачивается после получения товара Покупателем.

При этом в контрактах отсутствуют сведения по срокам и способу оплаты, а также банковские реквизиты сторон для оплаты за товары.

При таможенном декларировании товаров таможенная стоимость заявлена по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1 метод). Документами, подтверждающими таможенную стоимость товаров, послужили контракты, инвойсы и товаросопроводительные документы.

В рамках проведения дополнительной таможенной проверки в адрес Физического лица «В» направлено требование по предоставлению документов и (или) сведений от 22.05.2023г., в рамках исполнения которого Физическим лицом «В» письмами от 08.08.2023г. и от 22.08.2023г. представлены инвойсы, контракты, ДТ, экспортные деклараций, акты сверок с поставщиками, товарные чеки от поставщиков. Не предоставлены документы по оплате за товар (чеки об оплате, банковские переводы) Продавцу.

При этом по представленным Физическим лицом «В» актам сверок (не заверены подписями и печатями сторон) с компанией «X» (КНР) имеются несоответствия по движению товаров и денежных средств.

Также в ходе дополнительной таможенной проверки направлены запросы в банки второго уровня о предоставлении сведений о движении денежных средств по расчетным счетам, согласно которым взаиморасчеты по движению денежных средств за оплату импортированных товаров Физическим лицом «В» с компанией «X» не производились.

В рамках проводимой проверки Физическим лицом «В» представлены сканированные копии чеков с мобильного приложения «Wechat», в которых даты переводов указаны только за 2022 год.

Платежи в рамках контрактов частично осуществлялись посредством мобильного приложения «WeChat» в китайских юанях от третьих лиц третьим лицам по устной договоренности с поставщиком. Физическим лицом «В» ранее в ходе проверки были представлены скриншоты.       

При этом переводы денежных средств проводились между лицами, не прописанными в контрактах на поставку товаров (плательщики: физические лица «Р», «Q», «К»; получатели: физические лица «G», «Z», «C», «A», «V», «N», «X», «M», «D», «J»).

Согласно условиям контрактов, оплата за товар производится в долларах США, а суммы, указанные в снимках экрана мобильного приложения «Wechat» указаны в китайских юанях.

Общая сумма переведенных денежных средств в чеках составила 1 530 021 юаней, что по среднему курсу на 2022 год юаня к тенге 67.1 тенге составила 102 664 409,1 тенге, при среднем курсе за доллар США на 2022 год 460 тенге сумма составила 223 183,5 долларов США. При этом согласно расчета к акту проверки от 27.12.2022г. только по ДТ за 2022 год сумма по контрактам составила 936 803 долларов США.

Таким образом, в копиях чеков, представленных Физическим лицом «В», суммы указаны в валюте отличной от суммы, указанной в контрактах, и переводы осуществлялись третьими лицами, не имеющими отношения к поставкам товаров, и соответственно, не могут быть идентифицированы как платежи, осуществленные в рамках сделки рассматриваемой проверки.

Справочно: по факту отсутствия банковских переводов за оплату импортированных товаров, филиалом республиканского государственного учреждения «Национальный Банк Республики Казахстан» Физическое лицо «В» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 252 «Проведение валютных операций с нарушением валютного законодательства Республики Казахстан» Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

Кроме того, согласно базы данных электронных копий пассажирских таможенных деклараций (далее – ПТД) за проверяемый период Физическим лицом «В» в 2019 году при выезде из Республики Казахстан в КНР автомобильным транспортом по 5 ПТД задекларированы наличные денежные средства (6 905 000 тенге, 211 800 долларов США, 60 190 китайских юаней). При этом в периоды 2020-2022 годы ПТД отсутствуют.

В графе 5 ПТД «Сведения о предполагаемом использовании наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» указано «Текущие расходы (приобретение товаров и услуг)».

В ходе проверки Физическим лицом «В» не представлена первичная учетная документация, утвержденная приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012г. №562, подтверждающая выдачу денег с кассы в подотчет, расходные кассовые ордера формы КО-2, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов формы КО-3, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств и их эквивалентов формы КО-5, авансовые отчеты формы Т-3.

Согласно пункту 3 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012г. №283 (далее – Решение №283) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения.

При этом продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза означает, что товары являются предметом купли-продажи в соответствии с внешнеэкономическим договором (контрактом).

Пунктом 51 Решения №283 определено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платеж может быть произведен не только посредством перевода денежных средств, но и путем расчетов по аккредитиву или расчетов с использованием финансовых инструментов (акция, облигация, чек, простой или переводной вексель, ордер, варрант, сертификат и др.). При заключении сделок взаимосвязанными лицами расчеты между продавцом и покупателем могут осуществляться без фактического перечисления денежных средств и отражаться только в бухгалтерских документах.

Указанные платежи могут осуществляться не только прямо, то есть непосредственно продавцу, но и косвенно, то есть третьему лицу в пользу продавца, например, путем погашения полностью или частично задолженности продавца для выполнения обязательств продавца перед третьим лицом.

Кроме того, по представленным 17 экспортным декларациям КНР установлено несоответствие сведений со сведениями, заявленными в ДТ (отправитель, реквизиты контракта, отсутствуют даты экспорта, условия поставки, номера транспортной накладной, номера транспортного средства, вес брутто/нетто, стоимость товаров).

Тем самым, по результатам дополнительной таможенной проверки установлено отсутствие подтверждающих документов и сведений по оплате за поставленные товары, снимки с экрана мобильного приложения «Wechat» не подтверждают оплату за товары, а также  представленные экспортные декларации КНР не подтверждают сведения, заявленные в ДТ, и соответственно, заявленная таможенная стоимость Физическим лицом «В» не подтверждена как цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, в связи, с чем метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) не применим.

Учитывая изложенное, начисление таможенным органом таможенных платежей и налогов по результатам таможенной проверки является правомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.



  • 418
  • 0
  • 24 мая 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.