Невывоз временно ввезенных контейнеров

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «М» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

   Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу декларирования временно ввезенных ТСМП (контейнеры), по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 54 492,9 тыс. тенге.

   Компания «М», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Компания «М» отмечает, что декларирование временно ввезенных ТСМП осуществлялось путем подачи таможенных деклараций на транспортное средство, при этом таможенная стоимость транспортных средств международной перевозки не определялась.

Компания «М» никогда не ввозила данные контейнера на территорию Республики Казахстан и не был ответственным за вывоз контейнеров согласно представленным таможенным декларациям на транспортное средство (далее – ТДТС). Кроме этого, Компание «М» не было известно о ввозе и не предоставлено согласие на вывоз, также в отношении оформления ввоза контейнеров на территорию Республики Казахстан отсутствуют договорные отношения с грузоотправителем и грузополучателем.

Компания «М» утверждает, что в ж/д накладных Компания «М» была ошибочно указана, недобросовестный китайский экспедитор использовал нашу инструкцию на возврат в своих корыстных целях. В приложенных для подтверждения нашего согласия возврата контейнеров, в письмах таможенных брокеров видно, что это были сканированные письма от китайского собственника контейнеров.

На основании вышеизложенного, Компания «М» просит отменить уведомление об устранении нарушений от 02.05.2019г. полностью.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 393 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс)  в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Евразийского экономического союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза с нарушением таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

Согласно пунктам 5 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс ЕАЭС) и статье 416 Кодекса под проверяемыми лицами понимаются следующие лица:

      1) декларант;

      2) перевозчик;

   3) лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;

     4) лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела;

   5) лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;

      6) уполномоченный экономический оператор;

      7) лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;

  8) лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.

    В рассматриваемом случае начисление таможенных платежей и налогов таможенным органом произведено в связи с тем, что Компания «М» в период с 2013-2017гг. не осуществило вывоз с таможенной территории товары - «б/у железнодорожные контейнеры» в количестве 564 единиц.

    На момент временного ввоза и заявления ТСМП действовал Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее – Кодекс о таможенном деле).

Статьей 454 Кодекса о таможенном деле установлено, что ТСМП на территории Республики Казахстан, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, имеют статус иностранных товаров и временный ввоз завершается их вывозом с таможенной территории Таможенного союза в сроки, предусмотренные статьей 455 Кодекса, либо помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Согласно статье 462 Кодекса о таможенном деле таможенное декларирование ТСМП осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.

В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства-члены Таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 251 Кодекса, в зависимости от вида транспорта.

Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.

Кроме того, согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010г. № 511 «Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки» (далее – Решение №511) при временном ввозе ТСМП перевозчик совершает таможенные операции, связанные с декларированием временного ввоза ТСМП, в срок, установленный пунктом 4 статьи 160 Таможенного кодекса Таможенного союза. При таможенном декларировании временного ввоза или временного вывоза ТСМП перевозчик представляет в таможенный орган ТДТС в двух экземплярах.

Таким образом, вышеуказанные нормы таможенного законодательства предусматривают, что обязанность за подачу ТДТС возлагается на перевозчика.

В графе 4 предоставленных ТДТС, лицом, осуществляющим перевозку товаров, указано АО «КТЖ–Грузовые перевозки ст. Достык».

При этом в акте камеральной таможенной проверки отсутствует информация в качестве кого, и на основании каких нормативных документов, договоров и т.д. у Компании «М» возникла обязанность по вывозу указанных контейнеров. 

Кроме этого, в акте проверки отсутствует ссылка на акты приема-передачи, подтверждающие, что ввезенные контейнера были переданы Компании «М» для обратного вывоза, а также не представлены документальные доказательства, подтверждающие обязанность Компании «М»  по обратному вывозу временно ввезенных контейнеров.

Также, согласно Решению № 511 для целей осуществления таможенного контроля и таможенных операций в отношении временно ввезенных железнодорожных ТСМП таможенные органы государства-члена могут запрашивать железную дорогу (железнодорожного перевозчика) данного государства об обстоятельствах ввоза и месте нахождения ТСМП.

При этом статьей 362 Кодекса установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении временно ввозимых (временно ввезенных) транспортных средств международной перевозки возникает у:

      1) декларанта временно ввозимого транспортного средства международной перевозки – с момента регистрации таможенным органом декларации на транспортное средство;

      2) железнодорожного перевозчика государства – члена Евразийского экономического союза, принявшего от другого железнодорожного перевозчика государства – члена Евразийского экономического союза временно ввезенное железнодорожное транспортное средство международной перевозки и (или) перевозимые на железнодорожных транспортных средствах контейнеры к перевозке в пределах таможенной территории Евразийского экономического союза, – с момента принятия к перевозке указанных железнодорожного транспортного средства и (или) контейнеров в соответствии с пунктом 10 статьи 358 настоящего Кодекса;

      3) перевозчика, принявшего временно ввезенное железнодорожное транспортное средство международной перевозки и (или) перевозимые на железнодорожных транспортных средствах контейнеры к перевозке в пределах таможенной территории Евразийского экономического союза в рамках единого договора перевозки различными видами транспорта, – с момента принятия к перевозке указанных железнодорожного транспортного средства и (или) контейнеров в соответствии с пунктом 10 статьи 358 настоящего Кодекса;

      4) получателя, принявшего временно ввезенное железнодорожное транспортное средство международной перевозки и (или) перевозимые на железнодорожных транспортных средствах контейнеры от железнодорожного перевозчика государства – члена Евразийского экономического союза в соответствии с договором перевозки, – с момента принятия, указанных железнодорожного транспортного средства и (или) контейнеров в соответствии с пунктом 10 статьи 358 настоящего Кодекса;

      5) железнодорожного перевозчика государства – члена Евразийского экономического союза, принявшего временно ввезенное железнодорожное транспортное средство международной перевозки и (или) перевозимые на железнодорожных транспортных средствах контейнеры от получателя в соответствии с договором перевозки для обратного вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, – с момента принятия к перевозке указанных железнодорожного транспортного средства и (или) контейнеров в соответствии с пунктом 10 статьи 358 настоящего Кодекса;

      6) перевозчика, за исключением железнодорожного перевозчика государства – члена Евразийского экономического союза, принявшего временно ввезенный на железнодорожном транспортном средстве контейнер от получателя в соответствии с договором перевозки для обратного вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, – с момента принятия к перевозке указанного контейнера в соответствии с договором перевозки.

При этом, в пунктах 2 и 6 статьи 362 Кодекса предусмотрены обстоятельства, при которых прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов.

Учитывая изложенное, а также отсутствие в акте камеральной таможенной проверки достоверной и документально подтвержденной информации о местонахождении временно ввезенных контейнеров и лицах, пользующихся и (или) распоряжающихся данными контейнерами, начисление таможенных платежей и налогов Компании «М» произведено таможенным органом необоснованно.

     Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению Компании «М» таможенных платежей и налогов признаны неправомерными.

  • 3318
  • 0
  • 26 декабря 2019

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.