Возврат НДС - блок ЭСФ


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: возврат НДС


Министерство финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компания «А» на  уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.04.2023г. по 30.06.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные в сумме 32 529,8 тыс.тенге и  о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 40 544,4 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для неподтверждения к возврату суммы НДС в размере 7 546,8 тыс.тенге явилось нарушение пункта 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., то есть сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием у поставщиков 3 уровня ограничения выписки электронных счетов-фактур (ЭСФ) в информационной система электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ).

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того,  что при применении системы управления рисками по результатам налоговой проверки незаконно вменены нарушения поставщиков, относящихся к 3 уровню по отношению к Компании «А».

При этом, Компания «А»  отмечает, что в акте налоговой проверки отсутствуют факты установления рисков извлечения Компании «А»  выгоды в процессе осуществления сделок с непосредственными поставщиками.

Также в жалобе Компании «А»  указано, что в ходе проведения налоговой проверки документы, подтверждающие факт поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ представлены в полном объеме.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

- налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

- требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

В рассматриваемом случае, Компанией «А»  предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2023г. за период с 01.04.2023г. по 30.06.2023г. в сумме 2 143 496,9 тыс.тенге.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется аналитический отчет «Пирамида».

В ходе проверки установлено, что у Компании«А»  порог баллов не превышает 350 баллов, соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».

Согласно пункту 45 Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Аналитический отчет «Пирамида» формируется с учетом: риска неисполнения налоговых обязательств и риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

При этом, согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, в том числе расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС ЭСФ и других ИС ОГД.

Необходимо отметить, что согласно пункту 47 Правил №391 риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:

1) применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;

2) действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;         

3) притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).

В части установления данных рисков, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 Правил №391.

При этом, пунктом 5 статьи 431 Налогового кодекса предусмотрено, что сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Как указанно выше, Компанией «А» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2023г. за период с 01.04.2023г. по 30.06.2023г. в сумме 2 143 496,9 тыс.тенге. При этом, как указано выше, Компания «А» не согласна с неподтверждением к возврату суммы НДС в размере 7 546,8 тыс.тенге.

Так, сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления, составляет 7 546,8 тыс.тенге по 5 поставщикам.

С учетом изложенного, в связи с наличием нарушений по результатам применения СУР, выявленных при анализе сведений ЭСФ, не подлежит возврату превышение НДС в сумме 7 546,8 тыс.тенге по вышеуказанным поставщикам.

Таким образом, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 7 546,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.




  • 1433
  • 0
  • 23 февраля 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.