Отказ в возврате НДС из-за нарушений в СУР и недостаточных подтверждений экспорта


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, а также по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 01.07.2023г. по 30.09.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 218 045,5 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для невозврата обжалуемой суммы НДС явилось наличие нарушений, выявленных в результате формирования аналитического отчета «Пирамида», расхождений между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по приобретению на различных уровнях.

С данными выводами Компания «А» не согласна из-за того, по результатам налоговой проверки в нарушение подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. учтены нарушения предприятий, которые не являются поставщиками проверяемого налогоплательщика.

При этом Компания «А» считает, что положения Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденные Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391), позволяющие учитывать нарушения поставщиков последующих уровней, противоречат нормам Налогового кодекса.

Также в жалобе Компания «А» указывает, что нарушены статьи 4 и 8 Налогового кодекса, так как в акте налоговой проверки указаны нарушения поставщиков последующих уровней. Компания «А» отмечает, что согласно норм статьи 4 Налогового кодекса положения налогового законодательства Республики Казахстан не должны противоречить принципам налогообложения, а при выявлении, такие противоречия не должны применяться.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

В рассматриваемом случае, Компанией «А» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2023 года за период с 01.06.2023г. по 30.09.2023г. в сумме 1 292 266,0 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к данному приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

В ходе проведения налоговой проверки в соответствии с Правилами №391 произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска в соответствии с утверждённым порядком расчета, по результатам которого присвоено 158,76 баллов, что составляет менее 350 баллов.

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

Согласно пункту 47 Правил №391 риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:

1) применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;

2) действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;

3) притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).

В части установления данных рисков, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 Правил №391.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 120-1 Налогового кодекса налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

Пунктом 52 Правил №391 предусмотрено, что в случае выявления по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности сумм превышения НДС, производится в пределах предъявленных сумм, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящихся на поставщиков, у которых выявлены нарушения налогового законодательства, предусмотренные подпунктами 1) - 7) пункта 52 Правил №391.

В соответствии с пунктом 54 Правил №391 непосредственными поставщиками признаются:

  • поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги проверяемому услугополучателю;

  • поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги через взаимосвязанных сторон и (или) лиц, находящимися под контролем по отношению к проверяемому услугополучателю.

Нарушениями непосредственных поставщиков проверяемого услугополучателя, выявленных по результатам отчета «Пирамида» признаются:

  • нарушения, указанные в пункте 46 данных Правил №391, допущенные непосредственным поставщиком;

  • нарушения, указанные в пункте 47 данных Правил №391, допущенные поставщиками, имевшими взаиморасчеты с непосредственным поставщиком.

В соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» и не подтверждена достоверность сумм НДС.

Таким образом, по результатам акта налоговой проверки по выявленным нарушениям отчета «Пирамида» в результате применения системы управления рисками не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 202 772,7 тыс.тенге.

В рассматриваемом случае, в пункте 2.11. акта налоговой проверки «Применение Системы управления рисками в целях возврата превышения НДС» подробно отражены выявленные нарушения на сумму 2 171 147,5 тыс.тенге, в том числе наименьшая сумма НДС составила 202 772,7 тыс.тенге по поставщикам.

  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «V» НДС в сумме 611 321,3 тыс.тенге, установлены нарушения:

по ограничению выписки ЭСФ в ИС ЭСФ у 25 поставщиков 6 уровня, возбуждены уголовные дела статьям 216, 245 УК РК у 9 поставщиков 6 уровня, судом регистрация признана недействительной у 1 поставщика 6 уровня.

Таким образом, наименьшая сумма НДС, не подлежащая к возврату по ТОО «V» составляет 129 499,3 тыс. тенге.

  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «T» в сумме НДС 8 753,0 тыс.тенге, нарушения установлены у 1 поставщика 6 уровня, по которому выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, при этом наименьшая сумма НДС составляет 1 146,6 тыс.тенге.

  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «B» в сумме 22 438,8 тыс.тенге, нарушение установлено у поставщика 5 уровня и у поставщика 6 уровня, по которым выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, при этом наименьшая сумма НДС составляет 14 914,5 тыс.тенге, нарушение установлено у поставщика 6 уровня ТОО «P», чья перерегистрация признана судом недействительной от 27.05.2022г., при этом наименьшая сумма НДС составляет 6 977,8 тыс.тенге.
  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «K» в сумме 5 083,4 тыс.тенге нарушения установлены у 4 поставщиков 6 уровня, по которым выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, при этом наименьшая сумма НДС составляет 5 083,4 тыс.тенге.
  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «М» в сумме 6 278,0 тыс.тенге, нарушения установлены у 2 поставщиков 6 уровня, по которым выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, при этом наименьшая сумма НДС составляет 6 278,0 тыс.тенге.
  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «С» в сумме 12 707,6 тыс.тенге, нарушение установлено у поставщика 6 уровня ТОО «S», по которому выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, при этом наименьшая сумма НДС составляет 1 457,1 тыс.тенге.
  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «L» в сумме 15 821,3 тыс.тенге, нарушение установлено у поставщика 6 уровня ТОО «Т», по которому выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, при этом наименьшая сумма НДС составляет 1 791,3 тыс.тенге.
  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «D» в сумме 2 789,0 тыс.тенге, нарушение установлено у поставщика 6 уровня ТОО «S», по которому выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, при этом наименьшая сумма НДС составляет 2 789,0 тыс.тенге.
  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «U» в сумме 9 367,1 тыс.тенге, нарушение установлено у 2 поставщиков 6 уровня, по которым выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, нарушение установлено у поставщика 6 уровня по которому возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 216 УК РК ТОО «H, при этом наименьшая сумма НДС составляет 9 367,1 тыс.тенге.
  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «E» в сумме 7 299,3 тыс.тенге, нарушение установлено у поставщиков 6 уровня ТОО «М» и ТОО «L», по которым выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, при этом наименьшая сумма НДС составляет 4 003,9 тыс. тенге.
  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС от ИП «R» в сумме 1 671,2 тыс.тенге, нарушение установлено у поставщика 6 уровня ТОО «N», по которому выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, при этом наименьшая сумма НДС составляет 1 671,2 тыс.тенге.
  • Компанией «А» отнесен в зачет НДС по ТОО «Т» в сумме 24 968,8 тыс.тенге, нарушение установлено у поставщиков 6 уровня ИП «K», ТОО «Q», ТОО «W», ТОО «G», ТОО «F», нарушение установлено у поставщика 6 уровня ТОО «J», по которому возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 216 УК РК, при этом наименьшая сумма НДС составляет 24 968,8 тыс.тенге.

Вместе с тем, согласно письму Комитета государственных доходов от 13.05.2024г. №КГД-04-11/7549-ВН по 9 поставщикам последующих уровней Компании «А», указанных в акте тематической проверки, по которым не подтвержден к возврату НДС в сумме 25 146,0 тыс.тенге в связи с имевшимся ограничением выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, произведено снятие ограничения выписки ЭСФ до завершения акта проверки от 06.03.2024г.

Таким образом, подлежит возврату превышение НДС в сумме 25 146,0 тыс.тенге, не подлежит возврату превышение НДС в сумме 177 626,7 тыс.тенге (202 772,7 - 25 146,0) тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» по непосредственным поставщикам и поставщикам последующих уровней и не устраненными в период проведения проверки.

На основании вышеизложенного, учитывая подпункт 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 25 146,0 тыс.тенге по результатам акта налоговой проверки является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки от 06.03.2023г. №247 Департамента государственных доходов по Актюбинской области в части не подтвержденной к возврату превышения НДС, не подлежащей уплате в бюджет, в сумме 25 146,0 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.


  • 91
  • 0
  • 24 июня 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.