НДС возврат ( факт ввоза и потребления отгруженной продукции на территории СЭЗ)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «M» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «M» по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.01.2018г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 551 252,5 тыс.тенге.

Компания «M» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа по неподверждению превышения НДС к возврату в сумме 551 252,5 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что согласно акту налоговой проверки по непосредственным поставщикам Компании «К» и Компании «А» не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 1 474,9 тыс.тенге, по которым направлены запросы на устранение нарушений, выявленных по результатам формирования аналитического отчета «Пирамида», однако, ответы на запросы не представлены для ознакомления Компании «M».

Из жалобы следует, что акт налоговой проверки не содержит выявленные нарушения по результатам применения системы управления рисками (СУР), в результате Компания «M» считает, что отказ в возврате НДС в сумме 142 678,0 тыс.тенге необоснованно.

Также из жалобы следует, что в акте проверки не приведены доводы относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 105 231,5 тыс.тенге.

Компания «M», ссылаясь на нормы статьи 25, 48, 423 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. указывает, что заявило требование о возврате превышения НДС в декларации по НДС за 1 квартал 2021г. При этом, по мнению Компании «M», не подлежит возврату превышение НДС только за 1 квартал 2018г., тогда как по акту налоговой проверки на дату завершения применен срок исковой давности за 2 и 3 кварталы 2018г.

Далее, в жалобе указано, что по всем отгрузкам по ввозу продукции на территорию СЭЗ предоставлены декларации, которыми подтверждаются факт ввоза и потребления отгруженной продукции на территории СЭЗ. При этом согласно сведениям УГД СЭЗ объем отгруженной продукции за период 01.04.2018г. по 31.12.2019г. составил 286 806,5 тыс.тенге.

Кроме того, согласно данным ИС «Астана-1» в ходе проверки по декларациям на товары №560 и №750 не установлено подтверждение вывоза товаров с территории Республики Казахстан (РК), в этой связи, по мнению Компании «M», налоговая проверка должна основываться на декларациях, которые были предоставлены к проверке.

Также в жалобе указано, что документы, подтверждающие экспорт товаров на территорию ЕАЭС, СЭЗ и в Республику Узбекистан были предоставлены в ходе налоговой проверки, однако, в акте проверки не указаны детальные обстоятельства по отказу в возврате НДС на сумму 43 756,8 тыс.тенге.

Согласно акту налоговой проверки в соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 612 013,5 тыс.тенге, в том числе:

- 1 474,9 тыс.тенге, по нарушениям, выявленным у непосредственных поставщиков;

- 142 678,0 тыс.тенге, по нарушениям, выявленным в результате применения СУР;

- 105 231,5 тыс.тенге, излишне предъявленное превышение НДС к возврату;

- 131 622,9 тыс.тенге, в связи с истечением срока исковой давности;

- 184 695,4 тыс.тенге, в связи с отсутствием сведений подтверждающих фактическое потребление ввезенных товаров на территорию СЭЗ;

- 43 756,8 тыс.тенге, превышение НДС не связанное с экспортом товаров;

- 2 553,5 тыс.тенге, в связи с отсутствием сведений о фактическом пересечении товаров через государственную границу Республики Казахстан.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Министерством финансов в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, письмом от 21.02.2022г. в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса назначена тематическая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.04.2018г. по 31.03.2021г.

Во исполнение данного письма Комитетом государственных доходов вынесено предписание от 22.02.2022г. №25 о проведении тематической проверки Компании «M» по результатам которой составлен акт тематической проверки от 05.08.2022г. №25 (далее - акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует.

Тематическая налоговая проверка Компании «M» по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату за период с 01.04.2018г. по 31.03.2021г., проведена согласно требованию о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 1 квартал 2021 года, сумма НДС, указанная в требовании к возврату составила 551 252,5 тыс.тенге.

  • Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС по непосредственным поставщикам

Согласно акту налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» не подтверждено к возврату превышение НДС по непосредственным поставщикам Компании «К» и Компании «А» в сумме 1 474,9 тыс.тенге.

Так, Компания «M» отнесло НДС в зачет в сумме 63 600,6 тыс.тенге от непосредственного поставщика Компании «К», у которого установлено расхождение между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларации по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам на 1 237,5 тыс.тенге.

Также, Компания «М» отнесло НДС в зачет в сумме 1 389,3 тыс.тенге от непосредственного поставщика Компании «А», у которого установлено расхождение между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларации по НДС и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам на 237,4 тыс.тенге.

Кроме того, по акту тематической проверки по данным аналитического отчета «Пирамида» установлены аналогичные расхождения по суммам НДС, в результате которого по 23 непосредственным поставщикам не подтвержденная к возврату НДС составила 1 213,2 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 2 ) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм по которым на дату завершения налоговой проверки, по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Таким образом, по акту тематической проверки в связи с выявленными нарушениями отчета «Пирамида» по вышеуказанным поставщикам Компании «М» не подтвержден к возврату НДС в сумме 2 688,2 тыс.тенге (1 474,9+1 213,2), в том числе, подтверждены результаты акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 в части отказа в возврате НДС в сумме 1 474,9 тыс.тенге.

2) Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в связи с нарушениями, выявленными по результатам применения СУР в сумме                   142 678,0 тыс.тенге

По результатам оценки показателей деятельности Компании «М»  с использованием критериев степени риска, суммарный итог превысил пороговое значение (35 баллов) в результате Компания «М» отнесено к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

Пунктом 13 Правил применения системы управления рисками  в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска, утвержденным приказом от 02.02.2018г. №118 Министра финансов Республики Казахстан (далее - Правила СУР) установлено, что в случае выявления по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС производится в пределах сумм, указанных в требовании о возврате НДС и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, с учетом положений статьи 152 Налогового кодекса.

По результатам акта налоговой проверки от 17.11.2021г.  № 333 НДС неподтвержденный к возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР, составил сумму 142 678,0 тыс.тенге.

В ходе тематической проверки установлено, что по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» за проверяемый период по поставщикам различных уровней, выявлены расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларации по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, по которым наименьшая из сумм НДС, отнесенная в зачет поставщиками товаров (работ, услуг) по 69 непосредственным поставщикам составила 143 559,5 тыс.тенге:

На основании изложенного, по акту тематической проверки в результате применения Правил СУР в связи с выявленными расхождениями сумм НДС у поставщиков последующих уровней не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 143 559,5 тыс.тенге, следовательно, подтверждены результаты акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 по отказу в возврате НДС на сумму 142 678,0 тыс.тенге. 

3) Относительно излишне предъявленной суммы превышения НДС в размере 105 231,5 тыс.тенге

Согласно акту налоговой проверки от 17.11.2021г.  № 333 в связи отсутствием превышения НДС за 2 квартал 2019г. отказано в возврате НДС в сумме 105 231,5 тыс.тенге.

По результатам акта тематической проверки установлено, что согласно декларации по НДС за 1 квартал 2021г., сумма требования о возврате превышения НДС за период с 01.01.2018г. по 31.03.2021г. составила 551 252,5 тыс.тенге. При этом в приложении №9 к декларации по НДС за 1 квартал 2021г. сумма НДС, предъявленная к возврату за 2 квартал 2019г., составила 117 177,0 тыс.тенге.

Вместе с тем, по данным декларации по НДС за 2 квартал 2019г., и лицевого счета по коду бюджетной классификации (КБК) 105101, превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за указанный период, составило 11 945,4 тыс.тенге.

Таким образом, поскольку фактическая сумма превышения НДС за 2 квартал 2019г. составляет 11 945,4 тыс.тенге, следовательно, по акту тематической проверки подтверждены результаты акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 по отказу в возврате превышения НДС в сумме 105 231,5 тыс.тенге (117 177,0-11 945,4).

4) Относительно неподтверждения к возврату НДС в сумме 131 622,9 тыс.тенге в связи с истечением срока исковой давности

Согласно акту налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 сумма превышения НДС, неподтвержденная к возврату за 1-3 кварталы 2018г. согласно статье 48 Налогового кодекса составила 131 622,9 тыс.тенге.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса (в редакции с 01.01.2020г.), если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года.

Подпунктом 3) пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса установлено, что исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого налогоплательщик, (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и платежей в бюджет, пени.

Таким образом, с 01.01.2020г. право требования налогоплательщиком зачета и (или) возврата налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени действует в период 3-летнего срока исковой давности.

Согласно требованию о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 1 квартал 2021г., сумма превышения НДС за период с 01.01.2018г. по 31.12.2019г., предъявленная к возврату, составила 551 252,5 тыс.тенге, в том числе по следующим периодам:

- за 1 квартал 2018г. в сумме 3 227,7 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2018г. в сумме 60 382,2 тыс.тенге;

- за 3 квартал 2018г. в сумме 68 012,9 тыс.тенге;

- за 4 квартал 2018г. в сумме 69 913,9 тыс.тенге;

- за 1 квартал 2019г. в сумме 56 586,4 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2019г. в сумме 117 177,0 тыс.тенге;

- за 3 квартал 2019г. в сумме 89 439,1 тыс.тенге;

- за 4 квартал 2019г. в сумме 86 512,8 тыс.тенге;

В соответствии с пунктом 16 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 29.06.2017г. № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства» применительно к праву органа государственных доходов на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомлений.

При этом согласно пункту 1 статьи 159 Налогового кодекса решением по результатам налоговой проверки является уведомление о результатах проверки, выносимое по завершении налоговой проверки.

Наряду с этим, следует указать, согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса предусмотрено, что срок исковой давности продлевается на один календарный год - в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет.

В рассматриваемом случае, налорговым органом уведомление о результатах проверки №333 вынесено 17.11.2021г., соответственно на момент вынесения данного уведомления срок исковой давности в части начисления, пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов, требования возврата налогов за период с 1 квартала 2018г. по 3 квартал 2018г. истек.

При этом Компанией «М» дополнительная налоговая отчетность по НДС за периоды, по которым срок исковой давности, истекает менее чем через один календарный год, в налоговые органы не представлялась.

На основании изложенного, поскольку в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса срок исковой давности в части требования возврата налогов за 1-3 кварталы 2018г. истек, соответственно, по акту тематической проверки подтверждены результаты акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 по отказу в возврате превышения НДС за период с 01.01.2018г. по 30.09.2018г. в сумме 131 622,9 тыс.тенге.

5) Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 2 553,5 тыс.тенге связи с отсутствием сведений о фактическом пересечении товаров через государственную границу РК

В соответствии с пунктом 4 статьи 386 Налогового кодекса декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа, предусмотренной настоящим пунктом, представление документов, установленных подпунктами 2), 3) и 6) пункта 2 и подпунктами 1) и 2) пункта 3 статьи 386 Налогового кодекса, не требуется.

Согласно пункту 7 Порядка подтверждения таможенными органами государств - членов ЕАЭС фактического вывоза товаров с таможенной территории, утвержденным Решением от 07.02.2018г. №25 (далее - Порядок №25), информационная система центрального таможенного органа государства-члена, таможенный орган которого осуществил выпуск товаров в соответствии с таможенными процедурами, указанными в пункте 1 Порядка №25, ведет сбор и обработку сведений о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Союза, в том числе на основе электронных сообщений, а также сведений о проследовании товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, осуществляемого в связи с перевозкой (транспортировкой) этих товаров с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем.

При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в таможенной процедуре экспорта.

Таким образом, при определении сумм НДС, подлежащего к возврату, в случае экспорта товаров учитываются сведения из информационных систем таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

По результатам акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 в связи с отсутствием сведений, подтверждающих факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 2 553,5 тыс.тенге.

По данным декларации на товары №560 общее количество товара, подлежащего на экспорт, составило 67,116 тонн. Вместе с тем, по данным ИС «Астана-1» по вышеуказанной декларации на товары, отсутствуют сведения о фактическом вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС, НДС по которому составил 1 619,3 тыс.тенге.

Аналогично, по декларации на товары №540 общее количество товара на экспорт составил 128,450 тонн, тогда как, по данным ИС «Астана-1» фактический вывоз товара с таможенной территории ЕАЭС составил 102,0 тонн. Следовательно, по данным ИС «Астана-1» не подтверждены сведения о фактическом вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС в количестве 26,45 тонн, НДС по которому составил 934,1 тыс.тенге.

На основании изложенного, поскольку по вышеуказанным декларациям на товары по ИС «Астана-1» не подтвержден вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, соответственно, по акту тематической проверки подтверждены результаты акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 в части отказа в возврате превышения НДС в сумме 2 553,5 тыс.тенге                           (1 619,3+934,1).

6) Относительно неподтверждения НДС к возврату в сумме 184 695,4 тыс.тенге в связи с отсутствием сведений о факте потребления ввезенных товаров на территории СЭЗ

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса реализация на территорию специальной экономической зоны товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон, по перечню товаров, определенных уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон по согласованию с уполномоченным органом и уполномоченным органом в области налоговой политики, облагается НДС по нулевой ставке.

Пунктом 4 статьи 389 Налогового кодекса установлено, что возврат превышения налога на добавленную стоимость поставщикам товаров, реализуемых на территорию специальной экономической зоны, производится в части ввезенных товаров, фактически потребленных при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон.

Согласно пункту 5 указанной статьи Налогового кодекса при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с настоящей статьей, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие фактическое потребление ввезенных товаров при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон, которые формируются на основе данных, представленных участником специальной экономической зоны или лицом, заключившим соглашение об инвестициях.

Таким образом, при определении сумм НДС подлежащего к возврату, в случае реализации товаров на территории специальных экономических зон, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие фактическое потребление ввезенных товаров на территории специальной экономической зоны. 

По результатам акта проверки от 17.11.2021г. №333 НДС, не подтвержденный к возврату, в связи с отсутствием сведений о факте потребления товаров на территории СЭЗ составил сумму 184 695,4 тыс.тенге.

При этом в ходе проведения вышеуказанного акта проверки был направлен запрос от 01.10.2021г. в ГУ Таможенный пост, ответ по которому на дату завершения налоговой проверки (17.11.2021г.) не получен. Вместе с тем, в ходе проведения тематической проверки повторно направлен запрос от 16.06.2022г. в ГУ Таможенный пост СЭЗ, на которую письмом от 08.07.2022г. таможенный орган по данным отчетов участников СЭЗ подтверждает фактическое потребление ввезенных товаров на территорию СЭЗ.

Кроме того, по акту тематической проверки сумма НДС по приобретенным товарам, ввезенным на территорию СЭЗ, приходящаяся на обороты по нулевой ставке за период с 01.10.2018г. по 31.12.2019г., определена по себестоимости товаров, которая составила 177 029,3 тыс.тенге. Тогда как, актом налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 НДС в сумме 184 695,4 тыс.тенге определена от стоимости реализованных товаров, ввезенных на территорию СЭЗ, соответственно, расхождение НДС составило 7 666,1 тыс.тенге (184 695,4-177 029,3).

Таким образом, поскольку, по акту тематической проверки подтвержден факт потребления товаров, ввезенных на территорию СЭЗ, соответственно, не подтверждены результаты акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 по отказу в возврате НДС в сумме 184 695,4 тыс.тенге.

7) Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 43 756,8 тыс.тенге по причине не связанности с экспортом товаров

Согласно акту налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 НДС, не связанный с экспортом товаров и неподтвержденный к возврату, составил сумму 43 756,8  тыс.тенге.

В ходе тематической проверки по данным бухгалтерского учета (карточка счета 1330, сводные таблицы, оборотно-сальдовые ведомости, первичных документов, ЭСФ по приобретению), экспорт товаров на территорию ЕАЭС (РФ, Кыргызстан) составил в сумме 377 218,9 тыс.тенге, (в количестве 1 415,11 тонн) по которому сумма НДС отнесенная в зачет составил 44 833,0 тыс.тенге.

Экспорт товаров в Республику Узбекистан составил в сумме 1 814 800,4 тыс.тенге (в количестве 6 185,5 тонн), по которому сумма НДС отнесенная в зачет составила 216 385,1 тыс.тенге.

Также, оборот по реализованным товарам на территорию СЭЗ составил 2 411 531,9 тыс.тенге (в количестве 13 450,128 тонн), по которому сумма НДС отнесенная в зачет составила 286 806,6 тыс.тенге.

Таким образом, по акту тематической проверки за проверяемый период общий оборот по реализации, облагаемого по нулевой ставке, составила                        4 603 551,3 тыс.тенге, по которому сумма НДС составила 548 024,7 тыс.тенге (44 833,0+216 385,1+286 806,6).

Следовательно, по акту тематической проверки при определении себестоимости товаров, использованных для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке, расхождения с данными Компании «М» не установлено, соответственно, не подтверждены результаты акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 по отказу в возврате НДС в сумме 43 756,8 тыс.тенге.

Таким образом, по акту тематической проверки в соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 385 655,8 тыс.тенге в том числе:

-2 688,2 тыс.тенге - по непосредственным поставщикам;

-143 559,5 тыс.тенге - по нарушениям СУР;

-105 231,5 тыс.тенге - излишне предъявленная сумма НДС;

-131 622,9  тыс.тенге - истек срок исковой давности;

-2 553,5 тыс.тенге - не подтверждение экспорта товаров.

Следовательно, по акту тематической проверки не подтверждены результаты акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 в части отказа в возврате НДС в сумме 165 596,6 тыс.тенге (551 252,5-385 655,8).

На основании изложенного, отказ в возврате превышения НДС на сумму 385 655,8 тыс.тенге по результатам акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 является обоснованным. Отказ в возврате превышения НДС в сумме 165 596,6 тыс.тенге по результатам акта налоговой проверки от 17.11.2021г. №333 является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии отказ в возврате НДС в сумме 165 596,6 тыс.тенге признано неправомерным.









  • 7564
  • 0
  • 8 августа 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.