НДС-неподтверждение к возврату, в связи с запросом: жалоба не удовлетворена


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.07.2022г. по 30.09.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 155 407,9 тыс.тенге.

Компания «Е», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для отказа в возврате превышения НДС в сумме 155 407,9 тыс.тенге явилось то, что установлены расхождения по непосредственным поставщикам, по поставщикам 2 и 3 уровней и по другим основаниям, а также в связи с направлением запроса в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю.

С данным выводом налогового органа Компания «Е» не согласна из-за того, что к проверке предоставлены товаросопроводительные документы по всем операциям на экспорт в количестве 29 комплектов, а именно международные накладные CMR по ним, оформленные согласно порядку заполнения Типовой формы международной транспортной накладной (CMR) и накладные на отпуск товара в количестве 29 штук, подписанные и заверенные печатями Продавца и Получателя товара. 

При этом Компания «Е» указывает, что утвержденная форма CMR не содержит реквизит – «Номер накладной», в этой связи в предоставленных к проверке международных накладных CMR отсутствует реквизит «Номер документа», в CMR заполнены все обязательные поля и имеются отметки Таможенных органов Республики Казахстан (далее-РК), Российской Федерации (далее - РФ) и отметка получателя о получении товара. При заполнении «Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» покупателями в графе №9 проставлен прочерк, так как на документе фактически отсутствует порядковый номер.

Кроме того, Компания «Е» утверждает, что Покупателями до начала налоговой проверки были произведены исправления графы 11 по всем заявлениям о ввозе товара путем замены всех заявлений о ввозе товара с 2022г. по 2023г. включительно, в этой связи к проверке предоставлены исправленные заявления с отметками налогового органа РФ.

В жалобе отмечено, что в акте налоговой проверки от 27.02.2024г. №460 номера отметок налогового органа были заменены на первоначальные отозванные номера и выявлено несоответствие заполнения графы 11 заявления о ввозе товаров. В акте налоговой проверки отражены данные отозванных заявлений. При этом Компания «Е» указывает, что данные по заявлениям от 09.01.2023г. №3, от 10.01.2023г. №11 и №12 соответствуют данным системы ИС ЭСФ и отгрузочным документам.

Проверив доводы Компании «Е», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Тематическая проверка Компании «Е» проведена на основании требования о возврате превышения НДС за период с 01.07.2022г. по 30.09.2023г. в сумме 155 407,9 тыс.тенге, указанного в Декларации по НДС за 3 квартал 2023г.

Согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР устанавливают Правила №391.

В соответствии с пунктами 11 и 45 Правил возврата превышения НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, утвержденных приказом Министра финансов Республик Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391) при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Пунктом 67 Правил №391 предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида», не подтверждена достоверность сумм НДС.

Согласно пункту 38 Правил №391 степень управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Пунктом 52 Правил возврата превышения НДС предусмотрено, что при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства.

В соответствии с подпунктом 1) пунктом 5 статьи 458 Налогового кодекса не допускается внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов проверяемого налогового периода – в период проведения комплексных проверок и тематических проверок по налогу на добавленную стоимость и акцизам, указанным в предписании на проведение налоговой проверки.

Пунктом 1 статьи 458 Налогового кодекса предусмотрено, что заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов подлежит отзыву из налоговых органов самостоятельно налогоплательщиком, а также на основании налогового заявления об отзыве налоговой отчетности, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения (жительства) налогоплательщика.

Согласно пунктам 2) и 3 пункта 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии либо в электронной форме); копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 162 Налогового кодекса налоговые органы направляют запросы в компетентные органы иностранных государств.

Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.

В рассматриваемом случае установлено, что за проверяемый период Компанией «Е» осуществлена реализация товаров на экспорт в РФ по следующим договорам (контрактам) и заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление о ввозе товаров):

Контракт №2 от 30.06.2022г. с покупателем Компания «Р» отгружено товаров по следующим Заявлениям о ввозе товаров:

- №20 от 31.08.2022г. на сумму 5 000 000 RUB или 39 700,0 тыс.тенге, отметка налогового органа № 2649041020220001 от 04.10.2022г.;

- №21 от 31.08.2022г.  на сумму 7 352 976 RUB или 58 382,6 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649200920220005 от 20.09.2022г.;

- №22 от 31.08.2022г.  на сумму 7 352 874,00 RUB или 58 381,8 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649200920220002 от 20.09.2023г.;

- №25 от 05.10.2022г.  на сумму 6 500 000 RUB или 51 805,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649191020220002 от 19.10.2022г.

- №26 от 05.10.2022г.  на сумму 7 115 625 RUB или 56 071,1 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649131020220002 от 13.10.2022г.;

- №28 от 03.11.2022г.  на сумму 7 900 000 RUB или 63 279,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649021220220001 от 02.12.2022г.;

- №29 от 03.11.2022г.  на сумму 6 500 000 RUB или 50 505,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649161120220005 от 16.11.2022г.;

- №30 от 07.11.2022г. на сумму 7 150 000 RUB или 53 196,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649161120220006 от 16.11.2022г.;

- №31 от 07.11.2022г. на сумму 7 150 000 RUB или 54 483,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649161120220006 от 16.11.2022г.;

- №32 от 07.11.2022г.  на сумму 3 100 000 RUB или 23 870,0 тыс. тенге, отметка налогового органа №2649021220220002 от 02.12.2022г.;

- №37 от 05.12.2022г. на сумму 7 150 000 RUB или 54 411,5 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649131220220003 от 13.12.2022г.;

- №38 от 05.12.2022г. на сумму 7 500 000 RUB или 56 025,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649131220220004 от 13.12.2022г.;

- №39 от 05.12.2022г. на сумму 7 150 000 RUB или 54 411,5 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649131220220005 от 13.12.2022г.

- №40 от 05.12.2022г.  на сумму 7 500 000 RUB или 57 300,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649131220220006 от 13.12.2022г.;

- №41 от 05.12.2022г.  на сумму 7 500 000 RUB или 57 300,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649131220220007 от 13.12.2022г.;

- №42 от 05.12.2022г. на сумму 7 500 000 RUB или 57 900,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649261220220001 от 26.12.2022г.;

- №1 от 09.01.2023г. на сумму 4 023 935 RUB или 29 777,1 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649170120230007 от 17.01.2023г.;

- №2 от 09.01.2023г.  на сумму 3 852 625 RUB или 28 856,2 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649170120230005 от 17.01.2023г.;

- №14 от 03.02.2023г. на сумму 9 875 360 или 75 546,5 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649090320230001 от 09.03.2023г.;

- № 17 от 06.04.2023г. на сумму 6 600 000 RUB или 39 732,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649180720230001 от 18.07.2023г.;

- № 18 от 10.05.2023г.  на сумму 14 698 200 RUB или 81 134,1 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649190920230001 от 19.09.2023г.

Во всех указанных Заявлениях о ввозе товаров в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствуют серия и номер транспортного документа.

Также необходимо отметить, что по Заявлениям о ввозе товаров имеются дублирующие Заявления о ввозе товаров, не отозванные в системе ИС СОНО, в которых кроме отсутствия серии и номера транспортного документа, также отсутствует в графе 11 номер электронных счетов-фактур (ЭСФ):

1) Заявление о ввозе товаров №3 от 09.01.2023г. на сумму 3 039 636 RUB или 23 010,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649091120230004 от 09.11.2023г. в котором в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствуют серия и номер транспортного документа.

При этом, в системе ИС СОНО имеется дублирующее Заявление о ввозе товаров №3 от 09.01.2023г. на сумму 3 039 636 RUB или 23 010,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649170120230006 от 17.01.2023г. в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствует серия и номер транспортного документа, в графе 11 некорректно указан номер ЭСФ. Указанное Заявление о ввозе товаров на момент проверки не отозвано;

2) Заявление о ввозе товаров №11 от 10.01.2023г. на сумму 3 828 575 RUB или 24 809,2 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649091120230008 от 09.11.2023г. в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствует серия и номер транспортного документа;

При этом, в системе ИС СОНО имеется дублирующее Заявление о ввозе товаров №11 от 10.01.2023г. на сумму 3 828 575 RUB или 24 809,2 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649170120230009 от 17.01.2023г. в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствуют серия и номер транспортного документа, в графе 11 некорректно указан номер ЭСФ. Указанное Заявление о ввозе товаров на момент проверки не отозвано;

3) Заявление о ввозе товаров №12 от 10.01.2023г.  на сумму 3 825 615 RUB или 27 927,0 тыс. тенге, отметка налогового органа №2649091120230005 от 09.11.2023г. в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствуют серия и номер транспортного документа.

При этом, в системе ИС СОНО имеется дублирующее Заявление о ввозе товаров №12 от 10.01.2023г. на сумму 3 825 615 RUB или 27 927,0 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649170120230008 от 17.01.2023г. в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствует серия и номер транспортного документа, в графе 11 некорректно указан номер ЭСФ. Указанное Заявление о ввозе товаров на момент проверки не отозвано.

Относительно Контракта №2 от 29.07.2022г., заключенному Компанией «Е» с покупателем Компания «К» (РФ) следует отметить, что по данному контракту отгружено товаров (гидробур, экскаватор погрузчик и т.д.)  на общую таможенную стоимость 9 325 000 RUB или 72 362,0 тыс.тенге по следующим Заявлениям о ввозе товаров:

1) Заявление о ввозе товаров №2 от 30.08.2022г. на сумму 252 000 RUB или 1 955,5 тыс.тенге, отметка налогового органа от 17.11.2023г. №2649171120230004, при этом в Заявлении о ввозе товаров в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствует серия и номер транспортного документа.

2) В заявлении о ввозе товаров №3 от 30.08.2022г. на сумму 193 000 RUB или 1 497,7 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649201220230009 от 20.12.2023г. в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствуют серия и номер транспортного документа.

3) В заявлении о ввозе товаров №4 от 30.08.2022г. на сумму 8 880 000 RUB или 68 908,8 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649080120240002 от 08.01.2024г., тогда как предписание вручено Компании «Е» 28.12.2023г., тем самым нарушена норма, предусмотренная пунктом 5 статьи 458 Налогового кодекса, то есть внесены изменения в Заявление о ввозе товаров после вручения предписания. В этой связи не подтвержден НДС в сумме 8 269,1 тыс.тенге по Заявлению о ввозе товаров №4 от 30.08.2022г. Кроме того, в данном Заявлении о ввозе товаров в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствуют серия и номер транспортного документа.

Относительно Контракта №1 от 17.02.2023г., заключенному Компанией «Е» с покупателем Компанией «К» (РФ) следует отметить, что по данному контракту всего отгружено ТМЦ (клей двухкомпонентный полиуретановый) на общую сумму 14 501 430 RUB или 66 416,5 тыс.тенге, при этом, в Заявление о ввозе товаров №9 от 05.09.2023г. на общую сумму 14 501 430 RUB или 66 416,5 тыс.тенге, отметка налогового органа №2649180920230007 от 18.09.2023г. в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствуют серия и номер транспортного документа.

Относительно Контракта №3 от 03.08.2022г., заключенному Компанией «Е» с покупателем Компанией «К» (РФ) следует отметить, что по данному контакту всего отгружено ТМЦ (транспортное средство) в количестве 1 штук на общую сумму 7 800 000 RUB или 60 528,0 тыс.тенге, при этом Заявление о ввозе товаров №1 от 29.08.2022г. отозвано. В нарушение статьи 458 Налогового кодекса по отозванному Заявлению о ввозе товаров не представлена замена в ИС СОНО, в этой связи не подтверждена НДС в сумме 7 263,4 тыс.тенге.

Таким образом, следует отметить, что по всем представленным Компанией «Е» к налоговой проверке Заявлениям о ввозе товаров в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» отсутствуют серии и номера транспортного документа. Также в нарушение подпунктов 2) и 3) пункта 1 статьи 447 Налогового кодекса представленные Компанией «Е» в ходе проведения налоговой проверки Заявления о ввозе товаров имеют несоответствия по заполнению графы 11, в этой связи не подтвержден экспорт товаров по вышеуказанным Заявлениям о ввозе товаров.

На основании выявленных нарушений, допущенных при заполнении Заявлении о ввозе товаров в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством РК «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства» от 30.09.1998г. и в соответствии со статьями 136, 137, с пунктом 3 статьи 143 и пунктом 5 статьи 155 Налогового кодекса направлены запросы с целью получения дополнительной информации и подтверждения оборотов, облагаемых по нулевой ставке в УФНС от 22.02.2024г. №ДГД-15-16/2933 по взаиморасчетам с покупателем Компанией «Р» и №ДГД-15-16/2934 по взаиморасчетам с покупателем Компанией «К». При этом на момент завершения налоговой проверки ответ не получен.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.

На основании вышеизложенного, так как не была подтверждена достоверность сумм НДС в связи с отсутствием ответа на запрос о предоставлении информации по взаимоотношениям Компании «Е» с Компанией «Р» и Компанией «К», направленному в УФНС по Ставропольскому краю, соответственно по результатам проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 155 407,9 тыс.тенге.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 155 407,9 тыс.тенге по результатам проверки признано обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 17.04.2024г., принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения , а жалобу без удовлетворения.



  • 382
  • 0
  • 24 мая 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.