КПН-взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками: обжалуемое уведомление отменено


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), уменьшение убытка.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «К» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с 01.01.2020г. по 27.10.2023г., по результатам которой вынесено уведомление от 29.12.2023г. о начислении КПН в сумме 32 308,6 тыс.тенге и пени 14 437,9 тыс.тенге, уменьшение убытка в сумме 1 639,8 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статей 226, 229, 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компанией необоснованно отнесены на вычеты расходы по взаиморасчетам с поставщиком Компанией «О».

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна в связи с тем, что сделки, заключенные с Компанией «О» в судебном порядке не оспорены, Компания «О» не является лжепредприятием, отсутствуют сведения о неблагонадежности данного поставщика.

По утверждению Компании «К», в ходе проверки представлены все первичные бухгалтерские документы, отражающие операции и события, и свидетельствующие об исполнении договорных условий между сторонами.

Кроме того, в жалобе указано, что Компания «О» является действующим предприятием, представляет отчетность, производит уплату налогов, перевозка товара производилась через Компанию «G», которая подтверждается железнодорожными накладными, оплата также произведена через банки второго уровня.

Также в жалобе отмечено, что в ходе проверки не проведена встречная проверка данного поставщика, следовательно, исключение в ходе проверки расходов из вычетов произведено неправомерно.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно подпункту 15) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доходы от реализации и от списания обязательств.

На основании подпункта 2) пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса к доходу от списания обязательств относится размер не востребованного кредитором обязательства на дату представления ликвидационной налоговой отчетности при ликвидации налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.

В случае, когда при ликвидации налогоплательщика в соответствии с настоящим Кодексом предусмотрены проведение ликвидационной налоговой проверки или выдача заключения по результатам камерального контроля, размер такого обязательства определяется как:

сумма обязательств (за исключением суммы налога на добавленную стоимость), подлежавшая выплате в соответствии с первичными документами налогоплательщика и подлежащая отражению (отраженная) в промежуточном ликвидационном балансе, на день утверждения такого баланса, минус сумма обязательств, которые будут удовлетворены в период со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса и до дня завершения ликвидационной налоговой проверки или камерального контроля.

По результатам ликвидационной налоговой проверки размер обязательства определяется налоговым органом исходя из фактической суммы удовлетворенных обязательств за указанный период. Размер такого обязательства отражается в акте налоговой проверки.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Положения данного пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка произведена согласно заявления Компании «К» на ликвидацию от 27.10.2023г.

В ходе налоговой проверки исключены расходы из вычетов за 2020г. в сумме 158 361,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «О». Оплата произведена путем безналичного расчета.

Компания «О» зарегистрирована в Управлении государственных доходов.

Согласно данным Интегрированной налоговой информационной системы (ИНИС РК) с 06.02.2019г. по 16.10.2019г. руководителем является Ш.А.Г., с 16.10.2019г. по 27.06.2022г. С.В.Ю., с 27.06.2022г. по настоящее время П.Е.В. (нерезидент Республики Казахстан), учредителем Компании «О» с 06.02.2019г. по настоящее время является К.А.В. (нерезидент Республики Казахстан).

Вид деятельности – оптовая торговля ломом и отходами черных и цветных металлов.

Необходимо отметить, что согласно ИС СОНО Компания «О» декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2020г. и по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2020г. декларации по индивидуальному подоходному налогу (ф.200.00) за 1 - 4 кварталы 2020г., декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г., декларации по НДС (ф.300.00) за 1-4 кварталы 2020г. представлены в полном объеме.

Компания «О» с 19.06.2023г. снята с регистрационного учета по НДС на добровольной основе.

В рассматриваемом случае, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Департаментом государственных доходов по поставщику Компании «О» произведена внеплановая документальная комплексная проверка (акт от 22.12.2023г. №109) на основании заявления о ликвидации и проведении налоговой проверки от 19.06.2023г. Проверка произведена за период с 01.01.2019г. по 19.06.2023г.

В акте проверки от 22.12.2023г. отмечено, что согласно представленной декларации по КПН за 2020г. совокупный годовой доход составляет сумму 746 489,9 тыс.тенге. При этом, в ходе проверки от 22.12.2023г. Компанией «О» представлены документы (оборотно-сальдовые ведомости за проверяемые периоды, в том числе за 2020г., регистры налогового учета за 2020г., отчет о реализации товаров (услуг) за 2020г., материальная ведомость за 2020г., регистр налогового учета по счетам-фактурам выданным за 2020г. и другие).

Так, в оборотно-сальдовой ведомости за 2020г. (далее – ОСВ) по строке 1300 «Запасы» сальдо на начало периода отражено в сумме 150 914,4 тыс.тенге, оборот по Дебету в сумме 639 564,3 тыс.тенге, оборот по Кредиту в сумме 725 273,1 тыс.тенге, сальдо на конец периода составляет в сумме 65 205,6 тыс.тенге. По данным материальной ведомости за 2020г. общая сумма начального остатка по основному складу и складу металлолома составляет 150 914,4 тыс.тенге, итого поступление материалов (приход) на сумму 639 564,3 тыс.тенге, итого продажа материалов (расход) на сумму 725 273,1 тыс.тенге.

Кроме того, в Отчете о реализации товаров (услуг) за 2020г. всего реализовано на сумму 746 496,7 тыс.тенге, в том числе реализация лома и отходов черных металлов вида (смешанный), лома черных металлов на сумму 566 276,0 тыс.тенге, в количестве 6488,179 тонн.

При этом, в регистре налогового учета по строке 100.00.001 к Декларации по КПН за 2020г. реализация товарно-материальных запасов Компанией «О» в адрес покупателей произведена на сумму 746 489,9 тыс.тенге, в том числе в адрес Компании «К» на сумму 158 361,5 тыс.тенге.

Следует указать, что согласно анализа поставщиков Компании «О» (2 уровень) установлено, что лом черных металлов и металлолом приобретен на 27 535,9 тыс.тенге у следующих поставщиков:

  • Компания Y на 619,3 тыс.тенге;

  • Компания «U» на 17 701,0 тыс.тенге;
  • Компания «V» на 8 876,2 тыс.тенге;
  • Компания «С» на 339,4 тыс.тенге.

Кроме того, в Декларациях по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу за 1-4 кварталы 2018 года отражены доходы физических лиц по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), предметом которого является оказание услуг, выполнение работ на 472 220,1 тыс.тенге, в том числе за:

  • 1 квартал 2020 года 106 622,0 тыс.тенге;

  • 2 квартал 2020 года 29 439,8 тыс.тенге;

  • 3 квартал 2020 года на 149 536,9 тыс.тенге;
  • 4 квартал 2020 года на 186 621,4 тыс.тенге.

Таким образом, всего приобретено лома черных металлов и металлолома на 499 756,0 тыс.тенге.

Соответственно, если Компанией «О» реализует товар в адрес Компании «К» на сумму 158 361,5 тыс.тенге, то при этом приобретает товар на сумму 499 756,0 тыс.тенге (27 535,9 тыс.тенге от поставщиков + 472 220,1 тыс.тенге по Договорам ГПХ от физических лиц).

Кроме этого, в ходе проверки предоставлен Договор от 13.07.2020 года между Компанией «К» и Компания «О», из условий Договора следует, что поставка и доставка Товара осуществляется согласно подписанным Заказам на поставку к данному Договору. Датой поставки считается дата оформления приемосдаточного акта, составленного и выписанного в пункте приема Покупателя (Грузополучателя). Датой отгрузки Товара считается дата календарного штемпеля станции отправления в транспортной железнодорожной накладной.

Грузополучателем товара является Компания «А», согласно транспортным железнодорожным накладным (квитанция в приеме груза форма 27 КЗХ) станция отправления О-1, станция назначения J, отправитель Компания «О», получатель Компания «А», перевозчик Компанией «G».

По прибытию Товара на станцию назначения Жанаул составляются приемо-сдаточные акты (ПСА) компанией «S», в результате которых прибывший вагон взвешивается, определяется точный вес Товара, в ПСА отражаются дата прибытия, номер вагона, железно-дорожной накладной, поставщика по контракту, организация отправитель, станция отправитель, дата отгрузки отправителя, дата прибытия на место, грузоподъемность вагона, вес тары, вес по документу а также замечания, не соответствующие требованиям приемки товара, согласно контрактов на поставку.

Из чего следует, что Товар отправляется напрямую по железной дороге от Компании «О» к получателю Компании «А».

Следует отметить, что между Компанией «О» и получателем Компанией «А» имеются предприятия посредники, это Компания «К» и Компания «С».

Договоры поставки заключены между Компанией «О» и Компанией «К», далее между Компанией «К» и Компанией «С», при этом Компания «С» согласно базы электронной счет-фактуры (далее – ЭСФ) покупателей производит реализацию в адрес Компании «А».

Из условий заключенного между Компанией «О» и Компанией «К» Договора на поставку лома черных металлов от 13.07.2020 года №13/07/2020, получателем Товара является Компания «А».

Так, например в ЭСФ от 21.10.2020г. (дата совершения оборота 14.10.2020г.) №190240006469-20201021-46712688 Компания «О» (поставщик), Компания «К» (покупатель) на сумму 5 756,0 тыс.тенге (лом черных металлов в количестве 62,565 тонн по цене 92,0 тыс.тенге за 1 тонну) в разделе В «Реквизиты поставщика» пункт 19 «Дополнительные сведения» отражен ПСА от 14.10.2020г. №2045557, в разделе G «Данные по товарам, работам, услугам» пункт 4.3 «Дополнительные сведения» отражены вагон №61344180, железнодорожная накладная №75273057, аналогично по другим ЭСФ.

К данной ЭСФ предоставлена накладная на отпуск запасов на сторону от 14.10.2020г., в графе «транспортная организация» отражен вагон №61344180, в графе «товарно-транспортная накладная» отражена железнодорожная накладная №75273057, аналогично по другим накладным на отпуск запасов на сторону.

Из чего следует, что перевозка лома черных металлов и металлолома фактически произведена перевозчиком Компанией «G» грузовыми вагонами.

Согласно ЭСФ установлено, что Компанией «К» приобретено товара от Компании «О» на сумму 158 361,5 тыс.тенге, и реализовано товара в адрес Компании «С» в сумме 222 093,2 тыс.тенге, далее Компания «С» реализует в адрес Компании «А» за 2020 год (металлолом) на сумму 33 041 790,4 тыс.тенге.

Необходимо указать, что Компанией «К» в ходе проверки предоставлены первичные документы по движению груза (лома черных металлов и металлома), приемо-сдаточные акты, квитанции в приеме груза (транспортные железнодорожные накладные), где перевозчиком является Компания «G», а также Договоры, заказы к Договорам, дополнительные соглашения, ЭСФ, накладные на отпуск запасов на сторону, акты сверок взаиморасчетов, банковские выписки и другие документы по взаиморасчетам Компании «К» с Компаниями «О» и «С».

Кроме того, что в ходе рассмотрения жалобы, Департаментом государственных доходов предоставлены копии вышеперечисленных документов с оттиском печати и подписью уполномоченного лица Компании «О».

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

Следует отметить, что в акте проверки отсутствует информация относительно запроса на проведение встречной проверки Компании «О», при этом, данный поставщик является действующим налогоплательщиком, состоящим на регистрационном учете в УГД.

Кроме того, как было указано ранее, к акту проверки представлены первичные документы по движению груза и документы (оборотно-сальдовые ведомости за проверяемые периоды, в том числе за 2020г., регистры налогового учета за 2020г., отчет о реализации товаров (услуг) за 2020г., материальная ведомость за 2020г., регистр налогового учета по счетам-фактурам выданным за 2020г.), подтверждающие взаиморасчеты Компании «К» с Компанией «О». При этом, по акту проверки в разделе «перечень представленных к налоговой проверке документов» указан список представленных документов, список по не представленным документам отсутствует.

Таким образом, учитывая норму статьи 242 Налогового кодекса, исключение расходов из вычетов по взаиморасчетам с Компанией «О» и соответствующее начисление КПН, уменьшение убытка по результатам налоговой проверки является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление в части уменьшения вычетов по взаиморасчетам Компанией «О», а в остальной части оставить без изменения.


  • 83
  • 0
  • 24 июня 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.