КПН - взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками: Жалоба не удовлетворена
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «U» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2020г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме налога 17 831,1 тыс.тенге и пени 5 715,1 тыс.тенге, НДС в сумме налога 10 116,1 тыс.тенге и пени 2 498,7 тыс.тенге. уменьшенного убытка в сумме 665,8 тыс.тенге.
Компания «U» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
- Относительно взаиморасчетов с Компанией «О».
Основанием для начисления обжалуемой суммы и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 190, 242, 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «О».
С данным выводом налогового органа Компания «U» не согласна из-за того, что взаиморасчеты с Компанией «О» подтверждены первичными бухгалтерскими документами (договорами, счетами–фактурами, накладными на отпуск запасов на сторону, актами выполненных работ (оказанных услуг)).
Проверив доводы Компании «U», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 5) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно подпункту 2) статьи 403 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость, ранее признанный как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, подлежит исключению по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
Следовательно, вычету не подлежат расходы и НДС в зачет по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению товаров (строительно-монтажные работы, установка брусчатки, фронтальный погрузчик, колесный мини-погрузчик Caterpillar) за 2022 год в сумме 36 845,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2022г. в сумме 4 421,4 тыс.тенге от Компании «О».
Оплата произведена путем наличного расчета.
Основным видом деятельности: «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации».
Компания «О» отсутствует по месту нахождения, что подтверждается актами налоговых обследований от 23.08.2023г., 21.12.2023г.
Компания «О» снята с учета по НДС 16.08.2023г. в связи с непредставлением налоговой отчетности. Имеет высокую степень риска.
Согласно ИС СОНО:
- декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2022г. не представлена;
- декларация по КПН (ф.100.00) за 2022г. не представлена;
- декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2022г. не представлена;
- декларация по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2022г. не представлена.
Из вышеприведенного следует, что у Компании «О» отсутствуют активы, транспортные средства, земельные участки.
Решением Специализированного межрайонного экономического (СМЭС) суда от 31.07.2023г. сделки Компании «О» с Компанией «U» признаны недействительными.
Из Решения СМЭС от 31.07.2023г. следует, что Компания «О» реализует товары (щебень, песчаная гровиная смесь, глина) и услуги (строительно-монтажные работы, установка брусчатки, автокран, автогрейдер, погрузчик) в адрес Компании «U».
Ввоз товара с третьих стран отсутствует. Уплата налогов с момента регистрации не производилась. Недвижимое и движимое имущество за Компанией «О» не зарегистрировано.
Согласно сведениям ИС ЭСФ по приобретению за период 2022 год единственным поставщиком Компании «О» является Дивизион по корпоративному бизнесу - филиал Акционерного общества «Казахтелеком» приобретение абонентской платы за услуги на сумму 4 732,1 тыс.тенге, НДС в сумме 567,8 тыс.тенге.
Согласно представленным налоговой отчетности у Компании «О» за период 2022 год отсутствуют поставщики. У Компании «О» имеются неисполненные уведомления/извещения камерального контроля.
Таким образом, Компания «О» не могла реализовать товары и услуги в адрес Компании «U», так как у Компании «О» отсутствуют поставщики, отсутствует материально - техническое оснащение и штатная численность работников.
Таким образом, судом установлено, что вышеуказанное свидетельствует о заключении оспариваемых договоров без фактической реализации товаров, формальности заключенной сделки и его совершение с целью уклонения от уплаты налогов и вызывает сомнения в происхождении товара и достоверности осуществления сделок, что подтверждается в ИС ЭСФ. В этой связи право отнесения на вычеты расходов, отнесение в зачет по сделкам должно подтверждаться надлежащими первичными бухгалтерскими документами, отвечающими требованиям достоверности, порядку оформления согласно статье 190 Налогового кодекса.
Однако, каких-либо документов, подтверждающих отгрузку товара грузоотправителем, перевозку, транспортировку, получение товара грузополучателем - акты сдачи-приемки, путевые листы, также являющиеся первичными бухгалтерскими документами, не имеются.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.
Таким образом, согласно подпункту 5) статьи 264 и подпункту 2) статьи 403 Налогового кодекса не подлежат отнесению на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «О».
- Относительно взаиморасчетов с Компании «Е».
Основанием для начисления обжалуемой суммы и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 190, 242, 400 Налогового кодекса отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «E».
С данным выводом налогового органа Компания «U» не согласна из-за того, что взаиморасчеты с Компанией «Е» подтверждены первичными бухгалтерскими документами (договорами, счетами–фактурами, накладными на отпуск запасов на сторону, актами выполненных работ (оказанных услуг)).
Проверив доводы Компании «U», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.
Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.
При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.
Согласно пункту 12 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.
Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению услуг (сварочные работы по обвязке тепло-механической части, сварочные работы по внутреннему, наружному газоснабжению, монтаж и сварка наружных тепловых сетей, монтаж и сварка внутреннего отопления, сварочно-монтажные работы (по водохим очистке дреннажной системы)) за 2020 год в сумме 36 189,3 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 4 342,7 тыс.тенге от Компании «Е».
Оплата произведена путем наличного расчета.
Основным видом деятельности Компании «Е» является «Розничная торговля компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением в специализированных магазинах».
Компания «Е» отсутствует по месту нахождения, что подтверждается актами налогового обследования от 22.01.2019г., 17.06.2019г., 15.07.2019г., 04.09.2019г., 06.01.2020г., 03.06.2020г., 15.07.2020г., 17.08.2020г., 22.09.2020г., 29.12.2020г., 02.06.2021г., 15.11.2021г., 18.02.2022г., 234.06.2022г., 28.02.2023г., 21.12.2023г. Признана бездействующим налогоплательщиком с 28.04.2023г.
Компания «Е» снята с учета по НДС 21.02.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения.
Согласно ИС СОНО:
- декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2020г. не представлена;
-в декларации по ИПН (ф.200.00) за 4 квартал 2020г. отражены 3 работника.
Из вышеприведенного следует, что у Компании «Е» отсутствуют активы, транспортные средства, земельные участки.
Как следует из акта налоговой проверки, что Компании «U» 07.09.2023г. направлено требование на предоставление необходимых документов, однако Компанией «U» ответ на требование не представлен.
В соответствии пунктами 1 и 2 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).
Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.
В рассматриваемом случае, Департаментом государственных доходов был направлен запрос на проведение встречной проверки от 20.12.2023г., при этом провести встречную проверку не представилось возможным, в связи с отсутствием по месту нахождения, составлен акт налогового обследования от 21.12.2023г.
Следует указать, что в отношении Компании «Е» Департаментом экономических расследований по возбуждено уголовное дело по статье 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан по факту совершения действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузке товаров.
В протоколе допроса свидетеля от 02.02.2022г. «B» руководителя Компании «Е» отмечено, что допрошенный в качестве свидетеля «B» указал, что в июле 2020г. был безработным, родственник «С» купил у незнакомых мне людей Компанию «Е» и зарегистрировал на имя своей матери «А». При этом, директором Компании «Е» являлся «B», выполнял все поручения «С», подписывал документы, ничем не интересовался, так как «С» вел всю работу по деятельности Компании «Е» сам.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования.
Так, Компанией «U» представлены Договоры на оказание услуг от 10.09.2020г., от 11.09.2020г., от 12.09.2020г., от 14.09.2020г., от 15.09.2020г., от 16.09.2020г., от 17.09.2020г., от 18.09.2020г., от 19.09.2020г., акты выполненных работ (оказанных услуг).
Из вышеуказанных Договоров следует, что услуги считаются оказанными после подписания акта приема-сдачи услуг Заказчиком (Компания «U») и его уполномоченным представителем, однако Компанией «U» не представлена к жалобе акт приема-сдачи услуг.
Следует отметить, что Приказом Министра финансов Республики Казахстан №562 от 20.12.2012г. (далее – Приказ №562) утверждены формы первичных учетных документов согласно приложениям к данному приказу. При этом, в соответствии с приложением 50 к Приказу №562 утверждена форма Р-1 «Акт выполненных работ (оказанных услуг)» (далее – Форма акта).
Данная форма акта предусматривает графу 2 «Наименование работ (услуг) (в разрезе их подвидов в соответствии с технической спецификацией, заданием, графиком выполнения работ (услуг) при их наличии)», а также графу 4 «Сведения об отчете о научных исследованиях, маркетинговых, консультационных, и прочих услугах (дата, номер, количество страниц)», которые подлежат заполнению.
В рассматриваемом случае, в представленных актах выполненных работ (оказанных услуг) к Договорам на оказание услуг в графе «Наименование работ (услуг)» указано одной строкой «сварочные работы по обвязке тепло-механической части, сварочные работы по внутреннему, наружному газоснабжению, монтаж и сварка наружных тепловых сетей, монтаж и сварка внутреннего отопления, сварочно-монтажные работы (по водохим очистке дреннажной системы», отсутствуют сведения об отчете услуг, а также отсутствует подробный отчет о получении вышеуказанных услуг.
Таким образом, акты выполненных работ (оказанных услуг), составленные между Компанией «U» и Компанией «Е» с нарушением требований Приказа №562, не могут свидетельствовать о факте совершения операции (события) и права на ее совершение.
Как указано выше, оплата произведена Компанией «Е» наличным путем, при этом Компанией «U» не представлены платежные документы, подтверждающие факт оплаты за оказанные услуги в адрес Компании «U».
Согласно данным ИС ЭСФ у Компании «Е» поставщиками являются: Компании «A» товары (керамическая плитка (кафель), ламинат обработанный, изделия из металла для ворот) на сумму 169 583,7 тыс.тенге, НДС на сумму 20 350,0 тыс.тенге, снято с учета по НДС 21.12.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения. Состоит в списке имеющих задолженность; Компания «S» товары (арматура 20 А500С, проволока вязальная, товарный бетон М350) на сумму 146 035,7 тыс.тенге, НДС на сумму 17 524,3 тыс.тенге, снято с учета по НДС 25.09.2020г.; Компания «Т» размещение контейнеров на/с СВХ с присвоением номера краткой декларации на сумму 17 430,2 тыс.тенге, НДС на сумму 1 474,9 тенге.
Таким образом, следует указать, что у вышеуказанных поставщиков Компании «Е» отсутствует реализация по оказанию услуг (сварочные работы по обвязке тепло-механической части, сварочные работы по внутреннему, наружному газоснабжению, монтаж и сварка наружных тепловых сетей, монтаж и сварка внутреннего отопления, сварочно-монтажные работы (по водохим очистке дреннажной системы)), следовательно, Компания «Е» не могла оказывать данные услуги в адрес Компании«U» в связи отсутствием документов (отчеты о проделанной работе, ведомости привлеченных работников для оказания вышеуказанных услуг, а также их персональные данные (Ф.И.О., ИИН) и документы, подтверждающие квалификацию работников (диплом, свидетельство).
Следует отметить, что в соответствии со статьей 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования.
В рассматриваемом случае, Компанией «U» к жалобе не приложены отчеты о содержании операций или события, что не раскрывает конкретный характер оказанных услуг и не позволяет определить, связанность расходов с деятельностью, направленный на получение совокупного годового дохода, следовательно, предоставленные документы не подтверждают оказание услуг и не могут служить достаточным основанием для отнесения данных расходов на вычеты и НДС в зачет.
Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «Е» (счета-фактуры, договоры) не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 4278
- 0
- 25 апреля 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.