КПН-увеличение совокупного годового дохода: жалоба не удовлетворена


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «O» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) начисления КПН.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2020г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 142 435,8 тыс.тенге и пени 47 781,3 тыс.тенге.

Компания «O», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Относительно увеличения совокупного годового дохода на сумму 128 388,8 тыс.тенге (доход от реализации и прочий доход)

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 190, пункта 1 статьи 227, пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса занижен доход от реализации товаров (работ, услуг) за 2020г. в сумме 42 716,7 тыс.тенге, за 2021г. в сумме 74 779,0 тыс.тенге и прочие доходы за 2020г. в сумме 10 893,1 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «О» не согласна, так как, за 2020г. уменьшен доход от реализации товаров по экспортным счет-фактурам на общую сумму 42 706,6 тыс.тенге (от 08.12.2020г. покупатель «B», от 15.12.2020г., от 23.12.2020г. покупатель «С»), в этой связи, уменьшены доходы по курсовой разнице на сумму 10 893,1 тыс.тенге.

Также, во исполнение уведомлений от 31.01.2023г. по решению суда на сумму 95 812,0 тыс.тенге (фактически 47 906,0 тыс.тенге) по КХ «А», от 20.03.2023г. по решению суда на сумму 31 878,4 тыс.тенге по КХ «Щ», представлены дополнительные декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г., с уменьшением дохода от реализации товаров по указанным КХ.

Кроме того, по уведомлению от 19.04.2023г. на сумму 38 038,0 тыс.тенге приобретение товара произведено в 2019г. (КХ «П»), и уменьшены остатки товаров на указанную сумму на начало и конец 2020г. представлена декларация по КПН (ф.100.00).

При этом, все предоставленные дополнительные декларации по КПН (ф.100.00) в ходе налоговой проверки не приняты во внимание.

Далее, по уведомлению от 19.04.2023г. Компанией «О» направлен административный иск, который находится в стадии обжалования в судебных органах, то есть данное уведомление не имеет юридической силы.

Относительно начисления КПН за 2021г. в сумме 115 117,2 тыс.тенге Компания «О» в жалобе указывает, что путем предоставление дополнительных декларации по КПН (ф.100.00) за указанный налоговый период уменьшен доход от реализации товаров (работ, услуг) на сумму 149 694,0 тыс.тенге в связи с исключением из вычетов расходов по взаиморасчетам с ПК «СП» и КХ «Ж».

Проверив доводы Компании «О», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса, в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза в том числе доход от реализации; превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы; 25) другие доходы, не указанные в подпунктах 1) – 24) настоящего пункта.

Согласно пункту 1 статьи 227 доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 – 240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, доходы от реализации и прочие доходы должны подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки доход от реализации товаров (работ, услуг) за 2020-2021гг. увеличен на сумму 117 495,7 тыс.тенге, в том числе за 2020г. - 42 716,7 тыс.тенге, за 2021г. - 74 779,0 тыс.тенге, прочие доходы за 2020г. увеличены на сумму 10 893,1 тыс.тенге.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.

Так, Компанией «О», согласно данным бухгалтерского учета оборотно-сальдовой ведомости и анализа счета 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг» отражен доход:

  • за 2020г. в сумме 6 988 266,7 тыс. тенге;

  • за 2021г. в сумме 3 575 965,5 тыс.тенге.

При этом, по данным Декларации по КПН (ф.100.00) в строке 100.00.001 «Доход от реализации» доход отражен:

  • за 2020г. в сумме 6 945 550,0 тыс.тенге;

  • за 2021г. в сумме 3 501 186,5 тыс.тенге.

Соответственно, в ходе налоговой проверки учтены данные бухгалтерского учета (оборотно-сальдовой ведомости, карточки и анализ соответствующих счетов) за 2020-2021гг., а также данные представленных Компанией «О» дополнительных декларации по КПН (ф.100.00).

При этом, относительно доводов Компании «О», изложенных в жалобе, в части представления дополнительных деклараций по КПН (ф.100.00) с уменьшением расходов по приобретению товаров в целях устранения нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля по уведомлениям от 31.01.2023г. (КХ «А»), от 20.03.2023г. (КХ «Щ»), от 27.06.2023г. (ПК «СП»), от 24.05.2023г. (КХ «Ж»), от 13.04.2023г. (ПК«СП»), которые не учтены при определении дохода от реализации товаров, следует отметить.

Согласно пункту 1 статьи 157 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РК или иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо по основаниям, прямо предусмотренным законодательными актами, независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка относится к оспоримой, если ее ничтожность не предусмотрена законодательными актами.

В случае возникновения спора о ничтожности сделки, ее недействительность устанавливается судом.

Также, согласно пункту 3 статьи 157-1 ГК РК при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а при невозможности возврата в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить стоимость подлежащего возврату имущества, стоимость пользования имуществом, выполненных работ или оказанных услуг в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены настоящим Кодексом или иными законодательными актами Республики Казахстан.

Также, согласно статье 286 Налогового кодекса корректировкой признается увеличение или уменьшение размера дохода или вычета отчетного налогового периода в пределах суммы ранее признанного дохода или вычета в случаях, установленных статьей 287 Налогового кодекса.

При этом, согласно пункту 1 статьи 287 Налогового кодекса доходы или вычеты подлежат корректировке в случаях, в том числе полного или частичного возврата товаров.

Корректировка дохода производится, при соблюдении одновременно следующих условий:

1) наличие первичных документов, подтверждающих возникновение требования;

2) отражение требования в бухгалтерском учете на дату корректировки дохода либо отнесение на расходы (списание) в бухгалтерском учете в предыдущих периодах. Корректировка дохода производится в пределах суммы списанного требования и ранее признанного дохода по такому требованию.

В рассматриваемом случае, к жалобе не приложены документы, подтверждающие отражение в бухгалтерском учете на дату корректировки дохода в бухгалтерском учете в предыдущих периодах. При этом, согласно данных бухгалтерского учета, представленных к налоговой проверке, отсутствует информация о проведении корректировки дохода в связи с полным или частичным возвратом товаров.

Соответственно, подлежит увеличению доход от реализации товаров (работ, услуг) за 2020г. на сумму 42 716,7 тыс.тенге и за 2021г. на сумму 74 779,0 тыс.тенге.

Относительно увеличения по результатам налоговой проверки прочих доходов за 2020г. на сумму 10 893,1 тыс.тенге следует отметить.

По результатам налоговой проверки прочие доходы за 2020г. определены на общую сумму 124 315,1 тыс.тенге, в том числе доход по курсовой разнице в сумме 117 045,8 тыс.тенге и доходы при обмене валюты в сумме 7 269,2 тыс.тенге, которые подтверждены данными регистра налогового учета к строке 100.00.014 декларации по КПН (ф.100.00) за указанный налоговый период, заверенного бухгалтером и печатью Компании «О».

Тогда как, согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г. с учетом дополнительной декларации, представленной в орган государственных доходов 22.05.20223г. прочие доходы составляют сумму 113 422,0 тыс.тенге.

Соответственно, по результатам налоговой проверки увеличены прочие доходы за 2020г. на сумму 10 893,1 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что Департаментом государственных доходов по ранее на основании предписания от 05.11.2021г. проведена тематическая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по КПН и НДС за 2020г., по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 26.04.2022г.

При этом, согласно акту налоговой проверки от 26.04.2022г. увеличен совокупный годовой доход на сумму 3 125,5 тыс.тенге, в том числе за счет увеличения прочих доходов на указанную сумму.

Так, согласно акту налоговой проверки от 26.04.2022г. прочие доходы за 2020г. составляют сумму 124 315,1 тыс.тенге, при этом по данным декларации по КПН (ф.100.00) за указанный налоговый период составили 121 189,6 тыс.тенге, то есть увеличен на сумму 3 125,5 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что Компанией «О» уведомление о результатах проверки и акт налоговой проверки от 26.04.2022г. не обжалованы как в уполномоченном, так и в судебных органах.

Следовательно, прочие доходы за 2020г. в сумме 124 315,1 тыс.тенге подтверждены по акту налоговой проверки от 26.04.2022г., так и обжалуемого акта налоговой проверки.

Таким образом, учитывая нормы пункта 1 статьи 226 и пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса, увеличение совокупного годового дохода за 2020-2021гг. на сумму 128 388,8 тыс.тенге, в том числе дохода от реализации в размере 117 495,7 тыс.тенге и прочих доходов за 2020г. в сумме 10 893,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

2.Относительно взаиморасчетов с ТОО «А»

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 242 Налогового кодекса завышены расходы по реализованным товарам (работам, услугам) за 2021г. в сумме 426 649,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «А».

С данным выводом налогового органа Компания «О» не согласна, так как, исключение расходов по контрагенту ТОО «А» незаконно, так как указанное в акте налоговой проверки уведомление от 29.11.2023г. находится на стадии обжалования в Специализированном межрайонном административном суде в соответствии с пунктом 5 статьи 96 Налогового кодекса, так как Компанией «О» фактически получены товары от ТОО «А».

Компания «О» согласна с исключением из вычетов расходов по штрафам 84,3 тыс.тенге и начисленных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в сумме 516,6 тыс.тенге за 2020-2021гг. по результатам налоговой проверки.

Проверив доводы Компании «О», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Подпунктом 2) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением операций, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом о бухгалтерском учете возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены расходы по приобретению товаров (семена подсолнечника) из вычетов за 2021г. в сумме 426 649,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «А».

Оплата произведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИНИС РК руководителем и учредителем ТОО «А» является З.Г. с 02.08.2002г. по 19.01.2021г.

Учредителем и директором с 19.01.2021г. является Ч.О.

Основной вид деятельности: «Полиграфическое исполнение других изделий (книжная продукция» (за период с 23.12.2002г. по 18.01.2021г.) «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации» (с 19.01.2021).

ТОО «А» являлся плательщиком НДС с 12.01.2021г. по 19.01.2021г., снят с учета по НДС по причине «Признания недействительной перерегистрации».

Согласно данным ИС СОНО РК декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2021г. не представлена. Соответственно у ТОО «А» отсутствуют имущество и транспортные средства.

В рассматриваемом случае, между Компанией «О» и ТОО «А» заключены договоры купли-продажи (Договоры): от 18.04.2021г., от 21.05.2021г., от 28.05.2021г., от 03.06.2021г.

Из пункта 1.1 Договоров следует, что ТОО «А» (Продавец) обязуется продать, а Компания «О» (Покупатель) обязуется принять и оплатить на условиях настоящего Договора Товар. В пункте 5.1 договоров предусмотрено, что оплата за Товар осуществляется покупателем на условии – предоплата за товар в течение 3-х банковских дней с момента подписания Договора и выставления счета на оплату либо в течении 2-х банковских дней по факту поставки Товара.

Согласно накладным от 20.05.2021г., от 25.05.2021г., от 01.06.2021г., от 14.06.2021г., подписанным Ч.О., Компанией «О» приобретены от ТОО «А» Товар в количестве 1 462,914 тонн на сумму 477 847,5 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 51 197,9 тыс.тенге.

Вместе с тем, следует указать, что согласно данным ИС ЭСФ всем электронным счетам-фактурам ТОО «А», выставленным в адрес покупателей, в том числе в адрес Товарищества, присвоен статус «отменено».

Также следует указать, что решением Специализированного межрайонного экономического от 20.07.2023г. (далее - Решение СМЭС от 20.07.2023г.) договор купли-продажи 100% доли в уставном капитале ТОО «А», заключенный между Ч.О. и З.Г. признан недействительным. Государственная перерегистрация ТОО «А» на основании приказа НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» от 19.01.2021г. признана недействительной.

Из Решения СМЭС от 20.07.2023г. следует, что ТОО «А» произвело перерегистрацию руководителя и учредителя согласно приказу НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» от 19.01.2021г.

Управление государственных доходов обратилось в суд с иском о признании незаконной и отмене государственной перерегистрации ТОО «А», произведенной на основании приказа от 19.01.2021г., признания договора купли-продажи 100% доли ТОО «А», заключенного между Ч.О. и З.Г. недействительным.

Требования обоснованы тем, что Управлением в отношении ТОО «А» по адресу, указанному в регистрационных данных проведено визуальное налоговое обследование от 20.02.2023г., по результатам которого установлено отсутствие налогоплательщика.

В период руководства Ч.О. были выписаны ЭСФ на общую сумму оборота – 7 410 362,6 тыс.тенге, НДС – 889 243,5 тыс.тенге. В ходе розыскных мероприятий, Управлением установлен руководитель ТОО «А», который предоставил пояснение в ДЭР, что отношение к финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия не имеет, регистрация на ее имя произведена обманным путем.

В мотивировочной части Решения СМЭС от 20.07.2023г. указано, что согласно пункту 1 статьи 158 ГК РК, сделка, содержание которой не соответствует требованиям законодательства, а также совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка, является оспоримой и может быть признана судом недействительной, если ГК РК и иными законодательными актами не установлено иное.

В соответствии со статьей 160 ГК РК мнимой считается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения вызвать юридические последствия.

В связи, с чем суд приходит к выводу, что фактически сделки между Ч.О. и З.Г. не соответствует требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан от 17.04.1995г. «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (далее - Закон), для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и прилагаются учредительные документы, указанные в статье 7 настоящего Закона, составленные на казахском и русском языках и представляемые в трех экземплярах.

Таким образом, судом установлено, что при перерегистрации Компании «О» допущены существенные нарушения законодательства о регистрации юридических лиц, которые носят неустранимый характер.

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан от 27.11.2000г. №107 «Об административных процедурах», правовой акт государственного органа прекращает действие с момента исполнения его требований или содержащихся в нем поручений лицами, которым адресован данный правовой акт. До прекращения действия правовой акт может быть изменен либо отменен государственным органом, принявшим данный правовой акт, вышестоящим к нему государственным органом либо судом.

При таких обстоятельствах судом сделан вывод о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданско- процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.

Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с данным поставщиком (договоры, счет-фактуры, накладные на отпуск товарок) не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.

Учитывая вышеизложенное, исключение из вычетов расходов за 2021г. в сумме 426 649,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «А» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля от 29.11.2023г. следует отметить, что в адрес Компании «О» данное уведомление выставлено за неправомерное отнесение на вычеты расходов за 2021г. в сумме 85 329,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «А», перерегистрация которого признана недействительной.

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 140 Налогового кодекса в случае выявления по результатам камерального контроля нарушений по действию (действиям) по выписке счета-фактуры, совершение которого (которых) признано судом осуществленным (осуществленными) без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, налоговые органы не вправе осуществлять тематические проверки по данному вопросу до: направления налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Так как, уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля от 29.11.2023г. Компании «О» выставлен в ходе проведения налоговой проверки, а налоговая проверка начата 08.11.2023г., в связи с чем налоговой проверкой охвачен период, указанный в данном уведомлении. В этой связи, доводы Компании «О» о том, что фактически получены товары от ТОО «А» не состоятельны.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.


  • 71
  • 0
  • 24 июня 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.