КПН, увеличение дохода от списания обязательств и по сомнительным обязательствам и облагаемого оборот (частичная отмена)
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «D» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 132 160,2 тыс.тенге, пени в сумме 17 816,0 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 89 540,1 тыс.тенге, пени в сумме 27 352,3 тыс.тенге, уменьшении убытка на сумму 2 202 251,6 тыс.тенге.
Компания «D» не согласившись с выводами органа государственных доходов, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки полностью.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налогов и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 225, 227 Налогового кодекса по результатам которого совокупный годовой доход в виде дохода от реализации товаров (работ, услуг) за 2019г. в сумме 1 521 164,0 тыс.тенге и за 2020г. в сумме 362 357,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «К» и Компанией «С», а также дохода по вознаграждениям за 2019г. в сумме 12 947,7 тыс.тенге.
Также по результатам налоговой проверки увеличен облагаемый оборот за 4 квартал 2019г. в сумме 16 599,9 тыс.тенге и за 1-4 кварталы 2020г. в сумме 434 408,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с вышеуказанными предприятиями, а также увеличен облагаемый оборот за 4 квартал 2020г. по другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на сумму 238 872,3 тыс.тенге.
Завышены доходы от списания обязательств, от выбытия фиксированных активов, другие доходы и доход по сомнительным обязательствам за 2019-2020гг. на общую сумму 488 195,2 тыс.тенге.
Кроме того, компанией «D» в нарушение статей 242, 248, 400 Налогового кодекса отнесены на вычеты расходы по реализованным товарам (работам, услугам) за 2019-2020гг. на сумму 85 566,8 тыс.тенге, а также расходы по сомнительным требованиям за 2020г. в сумме 78 218,8 тыс.тенге, по отчислениям в ГФСС, ФСМС за 2019г. в сумме 2 037,0 тыс.тенге, налоги и платежи в бюджет за 2019г. в сумме 5 858,6 тыс.тенге и другие расходы за 2019г. в сумме 11 756,6 тыс.тенге, а также отнесен НДС в зачет за 1-3 кварталы 2020г. в сумме 6 881,1 тыс.тенге.
С данным выводом налогового органа компания «D» не согласна из-за того, что бухгалтерский учет на предприятии велся надлежащим образом, начисленные суммы налогов по результатам проверки предъявленные к уплате, основаны на предположениях, в связи с чем, необходимо детально исследовать первичную документацию.
При этом, в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) к налоговой проверке в полном объеме были представлены первичные бухгалтерские документы.
В этой связи, Компания «D» считает увеличение совокупного годового дохода за 2019-2020гг., облагаемого оборота за 4 квартал 2019г. и 1-4 кварталы 2020г., а также исключение из вычетов расходов за 2019-2020гг. необоснованным.
Проверив доводы Компании «D», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе письмом от 20.03.2023г. в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса назначена тематическая проверка по вопросу правильности исчисления КПН за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. и НДС за период с 01.10.2019г. по 31.12.2020г.
Во исполнение данного письма, Комитетом государственных доходов на основании предписания от 29.03.2023г. проведена тематическая проверка компании «D», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 08.09.2023г. (далее - акт тематической проверки).
Из акта тематической проверки следует.
Согласно пункту 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете), бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Также в акте тематической проверки указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 199 Налогового кодекса если иное не установлено Налоговым кодексом, в случае договоренности о ведении совместной деятельности либо иной договоренности, предусматривающей двух и более участников договора о совместной деятельности без образования юридического лица (далее-договор о совместной деятельности), объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, учитываются и облагаются налогами соответственно у каждого участника договора о совместной деятельности в порядке, определенном Налоговым кодексом.
Пунктом 2 статьи 199 Налогового кодекса установлено, что каждый участник договора о совместной деятельности в отношении доли своего участия самостоятельно ведет учет активов, обязательств, доходов и расходов по совместной деятельности для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, если иное не установлено Налоговым кодексом.
Статьей 417 Налогового кодекса установлена особенность выписки счетов-фактур при реализации (приобретении) товаров, работ, услуг, осуществляемых в рамках договоров о совместной деятельности.
В ходе проведения тематической проверки установлено, что согласно данным бухгалтерского учета доходы и расходы Компанией «D» учитывались на счетах:
счет 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг»;
счет 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг».
Также из акта тематической проверки следует, что Компанией «D» c Компанией «К» и Компанией «С» осуществлялась совместная деятельность, в том числе, по следующим договорам:
- Договор о закупках работ от 03.08.2017г.;
- Договору субподряда от 09.08.2018г.;
- Договор оказания услуг аренды автотранспорта и спецтехники с экипажем от 27.05.2020г.;
- Договор оказания услуг аренды автотранспорта и спецтехники с экипажем от 24.04.2020г.;
- Договор оказания услуг аренды автотранспорта и спецтехники с экипажем от 27.04.2020г.;
- Договор аренды техники от 13.12.2018г.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).
Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.
В ходе тематической проверки в соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса назначены и проведены встречные проверки Компании «D» с Компанией «С» и с Компанией «К».
Из акта встречной проверки от 05.06.2023г., проведенным в Компании «С», следует, что согласно представленным к встречной проверке данным бухгалтерского учета, договорам, накладным, актам выполненных работ, ЭСФ, договоров о совместной деятельности (доля участия Компании «С» составляет 100%), Компания «D» в адрес Компании «С» реализовало товаров, работ, услуг:
- за 2019г. на сумму 441 196,5 тыс.тенге;
- за 2020г. на сумму 183 319,5 тыс.тенге;
- НДС за 4 квартал 2019г. в сумме 0 тенге (проверяемый период по НДС с 01.10.2019г. по 31.12.2020г.), НДС за 3 квартал 2020г. в сумме 21 997,9 тыс.тенге.
Тогда как, по акту обжалуемой налоговой проверки Компанией «D» по взаиморасчетам с Компанией «С» доход от реализации товаров (работ, услуг) составил:
- за 2019г. сумму 1 962 360,5 тыс.тенге;
- за 2020г. сумму 371 451,1 тыс.тенге.
Также, облагаемый оборот по НДС:
- за 4 квартал 2019г. составил в сумме 16 599,9 тыс.тенге, НДС в сумме 1 992,0 тыс.тенге;
- за 1 квартал 2020г. составил в сумме 8 551,0 тыс.тенге, НДС в сумме 1 026,1 тыс.тенге;
- за 2 квартал 2020г. на сумму 108 212,3 тыс.тенге, НДС в сумме 12 985,4 тыс.тенге;
- за 3 квартал 2020г. на сумму 254 687,8 тыс.тенге, НДС в сумме 30 562,5 тыс.тенге.
В акте тематической проверки указано, что расхождение в стоимости реализованных товаров (работ, услуг) образовалось в результате особенности выписки счетов-фактур, установленных статьей 417 Налогового кодекса, согласно которому в счет-фактуре в разделе реквизиты получателя указываются все участники договора о совместной деятельности, а стоимость реализованных товаров, работ, услуг распределяется в зависимости от доли участия в совместной деятельности.
При этом указано, что в выписанных счетах-фактурах Компании «D» в адрес Компании «С» в соответствии с договорами о совместной деятельности доля участия Компании «С» составляет 100%, доля Компании «К» - 0%.
Вместе с тем, согласно Конструктору аналитического отчета электронных счетов-фактур (далее - КАО ЭСФ) счета – фактуры, выписанные по договору о совместной деятельности, отражаются как у Компании «С», так и у Компании «К», то есть данные по реализации товаров (работ, услуг) дублируются (дважды) у каждого покупателя, тогда как, фактически по договору получателем товаров, (работ, услуг) является только один из покупателей, в данном случае – Компания «С» (доля участия 100%).
Следовательно, по результатам обжалуемой налоговой проверки необоснованно увеличен доход Компании «D» от реализации продукции и облагаемый оборот по договору о совместной деятельности.
Таким образом, по акту тематической проверки с учетом акта встречной проверки от 05.06.2023г. по взаиморасчетам с Компанией «С» не подтверждены результаты обжалуемой налоговой проверки в части увеличения:
- дохода от реализации товаров, работ, услуг за 2019г. на сумму 1 521 163,9 тыс.тенге, за 2020г. на сумму 188 131,6 тыс.тенге;
- облагаемого оборота за 4 квартал 2019г. на сумму 16 599,9 тыс.тенге, НДС на сумму 1 992,0 тыс.тенге;
- за 1 квартал 2020г. оборот на сумму 8 551,0 тыс.тенге, НДС в сумме 1 026,1 тыс.тенге;
- за 2 квартал 2020г. оборот на сумму 108 212,3 тыс.тенге, НДС в сумме 12 985,4 тыс.тенге;
- за 3 квартал 2020г. оборот на сумму 71 368,3 тыс.тенге, НДС в сумме 8 564,2 тыс.тенге.
Относительно Компании «К» следует отметить, что в ходе тематической проверки проведена встречная проверка в данном предприятии, по результатам которого составлен акт встречной проверки от 06.06.2023г.
Из акта встречной налоговой проверки от 06.06.2023г. следует, что согласно представленным к встречной проверке данным бухгалтерского учета, договорам, накладным, актам выполненных работ, ЭСФ, договорам о совместной деятельности, Компания «D» в адрес Компании «К» реализовало товаров, работ, услуг за 2019г. на сумму 3 841 107,5 тыс.тенге и за 2020г. на сумму 1 044 443,7 тыс.тенге.
Кроме того, в акте встречной налоговой проверки от 06.06.2023г. (проверяемый период по НДС с 01.10.2019г. по 31.12.2020г.) отражено, что облагаемый оборот Компании «К» за 4 квартал 2019г. составил в сумме 295 283,9 тыс.тенге, НДС в сумме 35 433,4 тыс.тенге, а также облагаемый оборот за 1-4 кварталы 2020г. составил в сумме 972 292,6 тыс.тенге, НДС в сумме 116 675,1 тыс.тенге.
Тогда как, по акту обжалуемой налоговой проверки Компанией «D» по взаиморасчетам с Компанией «К» доход от реализации товаров, работ, услуг составил:
- за 2019г. в сумме 4 243 882,1 тыс.тенге;
- за 2020г. в сумме 1 218 569,8 тыс. тенге;
- облагаемый оборот за 4 квартал 2019г. составил в сумме 295 283,9 тыс.тенге, НДС в сумме 35 433,4 тыс.тенге;
- за 1-4 кварталы 2020г. оборот составил в сумме 1 218 569,8 тыс.тенге, НДС в сумме 146 228,4 тыс.тенге.
В акте встречной проверки от 06.06.2023г. указано, что согласно договорам о совместной деятельности доля участия Компании «К» составляет 100%, доля Компании «С» - 0%.
При этом, как было указано ранее, согласно КАО ЭСФ счета – фактуры, выписанные Компании «D» по договору о совместной деятельности отражены как у Компании «К», так и у Компании «С», то есть выписанная счет-фактура дублируются у каждого покупателя, тогда как, фактически по договору получателем товаров, (работ, услуг) является Компания «К».
Следовательно, по результатам обжалуемой налоговой проверки необоснованно увеличен доход Компании «D» от реализации продукции и облагаемый оборот по договору о совместной деятельности.
Таким образом, по акту тематической проверки с учетом акта встречной проверки от 06.06.2023г. не подтверждены результаты обжалуемой налоговой проверки в части увеличения дохода от реализации товаров, работ:
- за 2019г. на сумму 402 774,6 тыс.тенге;
- за 2020г. на сумму 174 126,1 тыс.тенге;
- облагаемого оборота за 3-4 кварталы 2020г. на сумму 246 277,3 тыс.тенге, НДС на сумму 29 553,3 тыс.тенге.
Кроме того, согласно представленным документам (оборотно-сальдовые ведомости, регистры налогового учета, счета-фактуры, акты выполненных работ и.т.д.) облагаемый оборот за 4 квартал 2020г. по другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям составил в сумме 24 149,4 тыс.тенге, НДС в сумме 2 897,9 тыс.тенге, тогда как, по результатам обжалуемой проверки облагаемый оборот определен в сумме 263 021,7 тыс.тенге, НДС в сумме 29 058,2 тыс.тенге.
Следовательно, по результатам тематической проверки также не подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки в части увеличения облагаемого оборота за 4 квартал 2020г. на сумму 238 872,3 тыс.тенге (263 021,7-24 149,4), НДС в сумме 26 160,3 тыс.тенге (29 058,2-2 897,9).
Таким образом, по акту тематической проверки не подтверждены результаты налоговой проверки в части увеличения совокупного годового дохода:
- за 2019г. в сумме 1 923 938,5 тыс.тенге;
- за 2020г. в сумме 362 357,7 тыс.тенге;
- облагаемого оборота за 4 квартал 2019г. в сумме 16 599,9 тыс.тенге и за 1-4 кварталы 2020г. на сумму 673 281,3 тыс.тенге.
Относительно исключения расходов из вычетов за 2019-2020гг. следует отметить, что расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а НДС подлежит отнесению в зачет при использовании (будут использоваться) в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.
При этом, согласно представленным к тематической проверке документам (оборотно-сальдовые ведомости, регистры налогового учета, счета-фактуры, акты выполненных работ и другие) подтверждены результаты обжалуемой проверки от 09.01.2023г. №262 в части исключения из вычетов расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2019-2020гг. на сумму 85 566,8 тыс.тенге, расходов по сомнительным требованиям за 2020г. в сумме 78 218,8 тыс.тенге, по отчислениям в ГФСС, ФСМС за 2019г. в сумме 2 037,0 тыс.тенге, налогам и платежам в бюджет за 2019г. в сумме 5 858,6 тыс.тенге и других расходов за 2019г. в сумме 11 756,6 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-3 кварталы 2020г. в сумме 6 881,1 тыс.тенге. Согласно ответу на предварительное решение от 06.10.2023г. Компания «D» признает исключение данных расходов.
На основании изложенного, учитывая результаты акта тематической проверки, увеличение совокупного годового дохода за 2019г. в сумме 1 923 938,5 тыс.тенге, за 2020г. в сумме 362 357,7 тыс.тенге, а также облагаемого оборота за 4 квартал 2019г. в сумме 16 599,9 тыс.тенге и за 1-4 кварталы 2020г. в сумме 673 281,3 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН, НДС и уменьшение убытка в указанной части по результатам налоговой проверки являются необоснованными.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН, НДС и уменьшения убытка в связи с увеличением совокупного годового дохода за 2019г. в сумме 1 923 938,5 тыс.тенге, за 2020г. в сумме 362 357,7 тыс.тенге, а также облагаемого оборота за 4 квартал 2019г. в сумме 16 599,9 тыс.тенге, за 1-4 кварталы 2020г. в сумме 673 281,3 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.
- 7578
- 0
- 24 ноября 2023
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.