КПН, уменьшение амортизации по фиксированным активам (По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН)

 Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц - субъектов крупного предпринимательства, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) , налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2017г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 663 427,1 тыс.тенге, пени в сумме 188 990,4 тыс.тенге, НДС в сумме 51 222,7 тыс.тенге, пени в сумме 19 431,5 тыс.тенге, о сумме уменьшенного убытка в размере 1 972 582,4 тыс.тенге.

Компания «К» не согласившись с выводами органа государственных доходов, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление в части увеличения дохода от списания обязательств, уменьшения вычетов по фиксированным активам, исключения из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с контрагентами и приводит следующие доводы.

  1. Относительно увеличения совокупного годового дохода (СГД) на сумму дохода от списания обязательств за 2020г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение подпункта 1) пункта 1 статьи 229 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязатедльных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., по результатам которого Компанией «К» был занижен совокупный годовой доход (СГД) за 2020г. на сумму дохода от списания обязательств в размере 124 466,2 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что по акту налоговой проверки по состоянию на 31.12.2020г. указано, что Компанией «К» подписаны договоры поставки с иностранными контрагентами и акты сверок сумм задолженности, которые подтверждают отсутствие задолженности и требований по выплатам долга.

Комппания «К»  утверждает, что ссылка на данное обстоятельство является необоснованной, поскольку актов сверок, подписанных с контрагентами, и документов, подтверждающих отсутствие задолженности к проверке не представлены.

В жалобе указано, что кредиторская задолженность по взаиморасчетам с контрагентами ранее была списана Комппанией «К» в предыдущих налоговых периодах и признана в налоговом учете в виде дохода от списания обязательств, согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса согласно которому к доходу относится списание обязательств в связи с истечением срока исковой давности. Ранее, органу государственных доходов вся документация предоставлялась к налоговой проверке за предыдущие налоговые периоды.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 225 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента Республики Казахстан состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом из источников в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход от списания обязательств.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 229 Налогового кодекс к доходу от списания обязательств относится размер обязательства, по которому кредитором прекращено требование к налогоплательщику о его исполнении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 229 Налогового кодекса сумма дохода от списания обязательств равна сумме обязательств (за исключением суммы налога на добавленную стоимость), подлежавших выплате в соответствии с первичными документами налогоплательщика в случае, указанном в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи, – на день прекращения требования.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению: стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл, первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

В рассматриваемом случае, из документов, приложенных к жалобе, следует, что Компания «К» о взаиморасчетам с компаниями - нерезидентами «D», «AF», «Kо», «S», «P», «AB», «R», «Sа» по данным бухгалтерского учета по состоянию на 31.12.2020г. числилась кредиторская задолженость в сумме 403 872,3 тыс.тенге (Кт 6290, Дт 3310).

Как следует из акта налоговой проверки и информации органа государственных доходов Компания «К» на основании Приказа от 31.12.2020г. списана кредиторская задолженность по вышеуказанным компаниям в сумме 403 872,3 тыс.тенге.

При этом, в пункте 2 данного приказа указано, что бухгалтерии предприятия в бухгалтерском учете декабря 2020г. отразить доход от списания обязательств на вышеуказанную сумму.

Вместе с тем, Компания «К» сумма дохода от списания кредиторской задолженности по вышеуказанным компаниям не отражена в декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г. При этом, по результатам налоговой проверки в доход от списания обязательств за 2020г. на основании подпункта 1) пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса включена в сумме 124 466,2 тыс.тенге за исключением сумм дохода, отраженных в декларациях в предыдуших периодах, в размере 279 406,1 тыс.тенге.

Так, по взаиморасчетам с Компанией «D» согласно Договору от 20.12.2006г. и Договору от 01.03.2007г. по состоянию на 31.12.2020г. списана кредиторская задолженность в сумме 55 985,7 тыс.тенге. По данным анализа карточки субконто счета 3300, 3311 приложенного Компания «К»  к жалобе, сальдо на конец 2018г. составляет сумму 47 659,4 тыс.тенге. Cоглано расшифровке доходов, включаемых в строку 100.00.003 Декларации по КПН за 2011-2015гг., за 2018г. представленной к налоговой проверке Компания «К»  в доход от списания обязательств по указанному договору включена сумма 47 659,4 тыс.тенге.

Вместе с тем, возникшая разница в размере 8 326,3 тыс.тенге (55 985,7 - 47 659,4) Компанией «К» не включена в СГД за 2019-2020гг., соответственно, указанная разница, подлежит включению в доход от списания обязательств за 2020г.

По взаиморасчетам с Компанией «AF» согласно Договору от 18.06.2008г. по состоянию на 31.12.2020г. списана кредиторская задолженность в сумме 35 005,1 тыс.тенге. По данным анализа карточки субконто счета 3300, 3311 приложенного Компанией «К» к жалобе сальдо на конец 2018г. составляет сумму 31 967,3 тыс.тенге. Cоглаcно расшифровке доходов включаемых в строку 100.00.003 Деклараций по КПН за 2011-2015гг., за 2018г., представленной к налоговой проверке, Комппания «К» в доход от списания обязательств по указанному договору включена сумма 31 967,3 тыс.тенге

Вместе с тем, возникшая разница в размере 3 037,8 тыс.тенге (35 005,1 - 31 967,3) Компанией «К» не включена в СГД за 2019-2020гг., соответственно, указанная разница, подлежит включению в доход от списания обязательств за 2020г.

По взаиморасчетам с Компанией «Kо» согласно Договору от 03.07.2007г. по состоянию на 31.12.2020г. Компанией «К» списана кредиторская задолженность в сумме 15 839,7 тыс.тенге. По данным анализа карточки субконто счета 3300, 3311 приложенного Компанией «К» к жалобе, сальдо на конец 2018г. составляет сумму 14 485,1 тыс.тенге. Соглано расшифровке доходов включаемых в строку 100.00.003 Деклараций по КПН за 2011-2015гг., за 2018г., представленной к налоговой проверке, Комппания «К» в доход от списания обязательств по указанному договору включена сумма 14 465,1 тыс.тенге.

Вместе с тем, возникшая разница в размере 1 374,6 тыс.тенге (15 839,7 -14 465,1) Комппанией «К» не включена в СГД за 2019-2020гг., соответственно, указанная разница, подлежит включению в доход от списания обязательств за 2020г.

По взаиморасчетам с компанией «S» согласно Договору от 26.05.2008г. и Договору от 17.04.2008г. по состоянию на 31.12.2020г. списана кредиторская задолженность в сумме 53 850,8 тыс.тенге. По данным анализа карточки субконто счета 3300, 3311 приложенного Компанией «К» к жалобе, сальдо на конец 2018г. составляет сумму 49 177,6 тыс.тенге. Согласно расшифровке доходов включаемых в строку 100.00.003 Деклараций по КПН за 2011-2015гг., за 2018г., представленной к налоговой проверке, Комппанией «К» в доход от списания обязательств по указанным договорам включена сумма 49 177,6 тыс.тенге.

Вместе с тем, возникшая разница в размере 4 673,2 тыс.тенге (53 850,8 - 49 177,6) Компанией «К» не включена в СГД за 2019-2020гг., соответственно, указанная разница, подлежит включению в доход от списания обязательств за 2020г.

По взаиморасчетам с компанией «P» согласно Договору  от 03.10.2006г. по состоянию на 31.12.2020г. списана кредиторская задолженность в сумме 973,7 тыс.тенге. По данным анализа карточки субконто счета 3300, 3311 приложенного Компанией «К» к жалобе, сальдо на конец 2018г. составляет сумму 828,9 тыс.тенге. Согласно расшифровке доходов включаемых в строку 100.00.003 Деклараций по КПН за 2011-2015гг., за 2018г., представленной к налоговой проверке, Компания «К» в доход от списания обязательств по указанному договору включена сумма 828,9 тыс.тенге.

Вместе с тем, возникшая разница в размере 144,8 тыс.тенге (973,7 - 828,9) Компания «К»  не включена в СГД за 2019-2020гг., соответственно, указанная разница, подлежит включению в доход от списания обязательств за 2020г.

По взаиморасчетам с компанией «R» согласно Договору от 31.05.2010г. и Договору от 05.05.2011г. по состоянию на 31.12.2020г. списана кредиторская задолженность в сумме 1 245,6 тыс.тенге. По данным анализа карточки субконто счета 3300, 3311 приложенного Компанией «К» к жалобе, сальдо на конец 2018г. составляет сумму 1 060,3 тыс.тенге. Согласно расшифровке доходов включаемых в строку 100.00.003 Декларации по КПН за 2011-2015гг., за 2018г. представленной к налоговой проверке, Комппанией «К» в доход от списания обязательств по указанным договорам включена сумма 1 060,3 тыс.тенге.

Вместе с тем, возникшая разница в размере 185,3 тыс.тенге (1 245,6 –                         1 060,3) Компанией «К» не включена в СГД за 2019-2020гг., соответственно, указанная разница, подлежит включению в доход от списания обязательств за 2020г.

По взаиморасчетам с компанией «S» согласно Договору от 18.08.2009г. по состоянию на 31.12.2020г. списана кредиторская задолженность в сумме 841,4 тыс.тенге. По данным анализа карточки субконто счета 3300, 3311 приложенного Компанией «К» к жалобе, сальдо на конец 2018г. составляет сумму 768,4 тыс.тенге. Согласно расшифровке доходов включаемых в строку 100.00.003 Декларации по КПН за 2011-2015гг., за 2018г., представленной к налоговой проверке, Комппания «К» в доход от списания обязательств по указанному договору включена сумма 768,4тыс.тенге.

Вместе с тем, возникшая разница в размере 73,0 тыс.тенге (841,4 - 768,4) Компанией «К» не включена в СГД за 2019-2020гг., соответственно, указанная разница, подлежит включению в доход от списания обязательств за 2020г.

По взаиморасчетам с компанией «AB»

а) согласно Договору от 04.07.2007г., по состоянию на 31.12.2020г. списана кредиторская задолженность в сумме 631,0 тыс.тенге. По данным анализа карточки субконто счета 3300, 3311 приложенного Компанией «К»   к жалобе, сальдо на конец 2018г. составляет сумму 576,3 тыс.тенге. Согласно расшифровке доходов включаемых в строку 100.00.003 Деклараций по КПН за 2011-2015гг., за 2018г. представленной к налоговой проверке, Комппания «К» в доход от списания обязательств по указанному договору включена сумма 576,3 тыс.тенге.

Вместе с тем, возникшая разница в размере 54,7 тыс.тенге (631,0 – 576,3)  Компанией «К» не включена в СГД за 2019-2020гг., соответственно, указанная разница, подлежит включению в доход от списания обязательств за 2020г.

б) согласно Договору от 24.01.2008г. по состоянию на 31.12.2020г. списана кредиторская задолженность в сумме 11 485,3 тыс.тенге. Согласно расшифроке доходов включаемых в строку 100.00.03 Деклараций по КПН за 2011-2018гг. представленной к налоговой проверке, Компанией «К» в доход от списания обязательств по указанному договору включена сумма 6 373,4 тыс.тенге.

Вместе с тем, возникшая разница в размере 5 111,9 тыс.тенге (11 485,3 - 6 373,4) Компанией «К»  не включена в СГД за 2019-2020гг., соответственно, указанная разница, подлежит включению в доход от списания обязательств за 2020г.

в) согласно договору от 30.05.2006г. по состоянию на 31.12.2020г. списана кредиторская задолженность в сумме 228 013,5 тыс.тенге. По данным расшифроки доходов включаемых в строку 100.00.03 Деклараций по КПН за 2011-2018гг. представленным к налоговой проверке, Комппанией «К» в доход от списания обязательств по указанному договору включена сумма 126 529,0 тыс.тенге.

Вместе с тем, возникшая разница в размере 101 484,4 тыс.тенге (228 013,5 - 126 529,0) Компанией «К» не включена в СГД за 2019-2020гг., соответственно, указанная разница, подлежит включению в доход от списания обязательств за 2020г.

Следовательно, доводы Компании «К» о том, что в данном случае доход от списания обязательств включается по мере истечения срока исковой давности является несостоятельным.

На основании изложенного, учитывая подпункт 1) пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса увеличение СГД в виде дохода от списания обязательств за 2020г. и соответствующее начисление КПН по результатам акта налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно уменьшения вычетов по фиксированным активам в сумме 2 417 962,8 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1 статьи 267 Налогового кодекса и положений государственного классификатора РК 12-2009 «Классификатор основных фондов», утвержденного Приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 07.09.2009г. №451-од (далее - Классификатор основных фондов), по результатам которого технологические линии №5, №6 производства цемента сухим способом из II группы фиксированных активов «Машины и оборудование» переведены в I группу «Здания и сооружения» в результате амортизационные отчисления по фиксированным активам за 2017-2020гг. уменьшены на сумму 2 417 962,8 тыс.тенге.

Также по результатам налоговой проверки в связи с переводом из II группы в I группу фиксированных активов уменьшены амортизационные отчисления за 2017г. в сумме 543,0 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 407,2 тыс.тенге, за 2019г. в сумме 305,3 тыс.тенге, за 2020г. в сумме 481,0 тыс.тенге по приобретенным основным средствам от Компании «О».

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что Контрактом от 23.12.2005г. предусмотрено получение инвестиций на приобретение производственной базы (договор от 12.12.2005г.), оборудования и строительно-монтажных работ для завода по производству цемента.

Компания «К» в жалобе указывает, что Договором от 12.12.2005г. предусмотрено приобретение земельного участка с введенными на нем в эксплуатацию 22 зданиями. При этом, приобретение оборудования производилось отдельными договорами с поставщиками, которые заключались в ходе выполнения проекта. Следовательно, здания производственных цехов введенные в эксплуатацию были приобретены до приобретения оборудования, то есть здания не проектировались для установки оборудования.

При этом проект реконструкции технологических линий №5, №6 был заказан к разработке и выполнен после приобретения зданий. После окончания реконструкции приняты на баланс в качестве основных средств. Оборудование технологических линий приобретены как движимое имущество и приняты к учету как инвертарные объекты основных средств.

Компания «К» приводит статью 519 Налогового кодекса и отмечает, что движимое имущество (оборудование) налогообложению не подлежит, а также учитывая принцип определенности (статья 6 Налогового кодекса) налогобложение налога на имущество обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете критериев признания имущества в качестве соответствующих объектов основных средств.

Компания «К» ссылясь на пункт 37 МСФО (IAS)16 «Основные средства», указывает, что машины и оборудование выделены в отдельный класс учета основных средств, отличный от зданий и сооружений. При этом классификация объектов основных средств осуществляется на основании Классификатора основных фондов ГК РК 12-2009, согласно которому дано понятие зданию, сооружению, машинам и оборудованию.

Таким образом, Компания «К» считает, что оборудования, установленые на фундаменте не классифицируется как сооружение, а подлежат классификации в соответсвующей группе машин и оборудования, соответственно, как объект движимого имущества признается в качестве основных средств, отдельно от зданий и сооружений.

Компания «К» приводит понятие сооружения в соответствии с КОФ 12-2009, в котором оборудование является местом где созданы условия, необходимые для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда (устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию).

Учитывая изложенное, Комппания «К» считает, что так как, оборудование технологических линий предназначено для производства готовой продукции, а не для обслуживания зданий или создания условий для осуществления процесса производства и связано с изменением предмета труда, то оборудование технологических линий не может быть отнесено к сооружениям.

Кроме того, Комппания «К» приводит ответ РГКП «Центр по недвижимости» в котором указано, что технологическая линия №5, №6 производства цемента сухим способом не является недвижимым имуществом и не подлежит технической инвентаризации. Также, согласно ответу Департамента юстиции технологическая линия №5, №6 производства цемента сухим способом не подлежит государственной регистрации в правовом кадастре.

В жалобе указано, что по акту налоговой проверки технологическая линия отнесена к классу «Прочие производственные сооружени» (132.440000), при этом технологическая линия не относится к сооружениям, а также здания, сооружения и оборудования не распространяются на полный технологический процесс до получения общего конечного результата. Вместе с тем, в состав технологических линий из всего состоящего на учете оборудования включены домкрат, портативный гидроподъемник, дрель, карта памяти и т.д.

Комппания «К» в жалобе ссылается на решение Министерства финансов РК согласно которому признано необоснованным выводы налогового органа о том, что печи вращающиеся для обжига неправомерно отнесены к группе «Прочие машины и оборудования», что также подтверждено письмом Бюро национальной статистики.

В жалобе указано, что ответ Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – Бюро национальной статистики) на запрос органа государственных доходов не может быть доказательством признания технологических линий в качестве сооружений, поскольку изложен на суждениях приведенных налоговым органом.

Таким образом, по мнению Компании «К», технологическая линия производства цемента представляет собой исключительно совокупность оборудований и не относится к сооружениям.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

По результатам акта налоговой проверки установлено, что Компанией «К» с Инвестиционным комитетом при Министерстве индустрии и торговли Республике Казахстан заключило Инвестиционный контракт в соответствии с которым Компания «К» обязуется инвестировать 3 185 707,0 тыс.тенге в строительство завода по производству цемента в течение пяти лет.

Согласно Договору от 21.04.2008г. внесены изменения в  вышеуказанный инвестиционный контракт в результате увеличены обязательства по инвестициям до 7 975 478,3 тыс.тенге. Объектом инвестиционной деятельности является создание производства цемента, включающее в себя инвестиции в фиксированные активы.

В ходе проведения налоговой проверки установлено, что на основании Постановления Акимата от 15.05.2008г. разрешена реконструкция и модернизация двух технологических линий производства цемента сухим способом.

В Заключении от 12.04.2013г. проекта «Реконструкция объектов технологической линии №5 производства цемента» представленным к налоговой проверке, указано, что Комппания «К» действующее его инфраструктура, сформирована во время основного строительства (1970-1975г.) и дополнена при реконструкции технологической линии №6 (строительства крытого склада известняка 2007-2008г.).

Проектом предусмотрена реконструкция и модернизация старых и строительство новых объектов технологической линии №5: цех дробления известняка; цех дробления и сушки глины, отделение сырьевых мельниц; двухъярусные смесительные силосы и т.д.

В проекте принято следующее технологическое оборудование: щековая дробилка С - 888, дробилка молотковая СМД-97 А, дробилка сушилка «Хацемаг», штабелеукладчик, роторный экскаватор, фильтр рукавный с импульсной регенерацией, циклон, вентилируемая шаровая мельница, сырьевой вентилятор, дымосос печной, вращающаяся печь с четырехступенчатыми циклонными теплообменниками, дымосос на холодильнике клинкера, холодильник клинкера, угольная мельница, дымосос на угольную мельницу, электрофильтр, конвейер пластинчатый. 

Согласно Акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию технологической линии №6 производства цемента сухим способом от 02.02.2009г., утвержденному Постановлением Акимата от 05.02.2009г. Компания «К» начало производство цемента, используя метод сухого производства.

При этом технологическая линия №5, введена в эксплуатацию согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию реконструкции технологической линии №5 производства цемента сухим способом от 05.06.2014г. (стоимость поступивших фиксированных активов по 2 группе в 2014г. составила 15 351 263,7 тыс.тенге).

В рассматриваемом случае, Комппания «К» в бухгалтерском и налоговом учетах технологические линии №5 и №6 отнесены к II группе «Машины и оборудование» фиксированных активов.

В ходе проведения налоговой проверки проведено обследование технологических линий №5, №6 в частности: склад глины и железорудного концентрата, цех дробления известняка, цех помола сырья, цех обжига №2, угольное отделение. При этом в цехе помола сырья имеется ленточный транспортер, 4 бункера для сырья, рукавные фильтры, транспортер огарков, транспортер подачи глины из цеха, транспортер подачи глины из склада и их галерея. Также имеется главный привод мельниц 1, 2, 3, 4, электродвигатель, шаровые мельницы, кран балка, аэроподъемник, сырьевые силоса.

В цехе обжига №2 имеется теплообменник с циклонами, система, аэрожелобов, система питания печи, элеватор и бункер системы питания печи, вращающая печь, форсунка печи, клинкерный холодильник, транспортеры подачи клинкера в клинкерные силоса и их галерея. В угольном отделении шаровая мельница для помола печи.

Технологические линии № 5, №6 размещаются на открытых площадках и в производственных зданиях, а также цементные печи, цементные силоса. При этом загрузочные и разгрузочные концы печей, мельницы, обеспыливающее оборудование, сепараторы и другое расположены в производственных зданиях.

Следует указать, что в соответствии с подпунктами 2), 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса должностные лица налогового органа имеют право запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.

В данном случае, в ходе проведения налоговой проверки направлен запрос от 23.08.2022г. в Бюро национальной статистики относительно классификации технологических линий №5, №6 для производства цемента сухим способом к подразделу 130.000000 «Сооружения» согласно Классификатору основных фондов.

Из ответа от 20.09.2022г. Бюро национальной статистики следует, что технологическая линия – техническая совокупность взаимосвязанных единиц технологического оборудования, установленных последовательно для осуществления технологического процесса изготовления чего-либо.

Здание цеха и размещенные в нем иные объекты составляют сложный неделимый объект, поскольку здание цеха изначально проектировалось для установки данного оборудования, здание и оборудование представляют собой единое целое и предназначены для получения целевого продукта по единому технологическому процессу, в случае изъятия оборудования производственный процесс будет невозможен.

Таким образом, Бюро национальной статистики согласно письму от 20.09.2022г. технологические линии №5, №6 для производства цемента сухим способом классифицирует по классу 132.440000 «Прочие производственные сооружения» группы 132.000000 «Другие объекты гражданского строительства» подраздела 130.000000 «Сооружения».

Следует указать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Аналогичные нормы предусмотрены статьей 190 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, как следует из информации органа государственных доходов в ходе проведения налоговой проверки были использованы данные Компании «К», в частности: перечень основных средств с указанием стоимости, отнесенные к стоимостному балансу II группы фиксированных активов по налоговому учету, в том числе основных средств, относимых к подразделению технологическая линия №5, №6, а также перечень основных средств по бухгалтерскому учету с указанием наименования, инвентарного и номера линии, даты принятия к учету и остаточной стоимости.

В соответствии с подпунутом 2) пункта 5 статьи 181 Налогового кодекса уполномоченный орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика в случае необходимости вправе направлять запросы в государственные органы, соответствующие органы иностранных государств и иные организации по вопросам, находящимся в компетенции таких органов и организаций.

Согласно ответа на запрос от 24.08.2023г., направленного в ходе рассмотрения жалобы, Министерство индустрии и инфрасруктурного развития Республики Казахстан приводит подпункт 7) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» относит технологические линии №5, №6 по производству цемента сухим способом к «Сооружениям», а отдельные оборудования входящие в состав технологических линий к «Машинам и оборудованиям».

Необходимо отметить, что в функции Бюро национальной статистики входит разработка и утверждение статистических классификаторов, в том числе Классификатора основных фондов.

Согласно ответа на запрос от 05.10.2023г., направленного в ходе рассмотрения жалобы, Бюро национальной статистики приводит Международные статистические стандарты и Национальный классификатор ГК РК 04-2008 «Классификатор по видам экономической деятельности» (КПВЭД) и классифицирует технологические линии №5, №6 для производства цемента сухим способом согласно КОФ по классу 132.440000 «Прочие производственные сооружения» группы 132.000000 «Другие объекты гражданского строительства» подраздела 130.000000 «Сооружения».

Таким образом, учитывая ответы уполномоченных органов стоимость технологических линий №5, №6 подлежат отнесению к стоимостному балансу I группы фиксированных активов (Здания и сооружения), соответственно, уменьшение начисленных амортизационных отчислений по результатам налоговой проверки произведено обоснованно.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в перечень основных средств, отнесенных по акту налоговой проверки к стоимостному балансу I группы фиксированных активов, по данным бухгалтерского учета часть основных средств Комппанией «К» не отнесены к подразделению технологические линии №5, 6, в том числе, домкрат грузовой с гидравлическим возвратом, дрели, роторный экскаватор, флэшка карта (SD Memory Cart 8 Gb Transfer) и т.д., (за 2017г. - 52 позиций, за 2018г. - 81 позиций, за 2019г. - 81 позиций, за 2020г. - 88 позиций).

Следовательно, стоимость вышеуказанных основных средств подлежит включению в стоимостной баланс II группы фиксированных активов.

На основании изложенного, учитывая нормы статьи 267 Налогового кодекса, уменьшение стоимостного баланса II группы и увеличение I группы фиксированных активов по основным средствам, не относящимся к технологической линии №5, 6 и соответственно уменьшение амортизационных отчислений в указанной части по результатам налоговой проверки являются необоснованными.

  1. Относительно исключения из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «О», Компанией «As», Компанией «Ка», Компанией «С», Компанией «М»

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 100 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязатедльных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс от 10.12.2008г.), статьи 242, 400 Налогового кодекса по результатам которого отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по приобретению товаров, работ, услуг за 2017-2020гг. по взаиморасчетам с Компанией «О», Компанией «As», Компанией «Ка», Компанией «С», Компанией «М», имеющие признаки неблагонадежности.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что в акте налоговой проверки не указана норма Налогового кодекса на основании, которой были исключены расходы из вычетов, при этом нормы статей 115, 257 Налогового кодекса от 10.12.2008г., и статей 264, 403 Налогового кодекса содержат исчерпывающие основания для расходов не подлежащих отнесению на вычеты и НДС в зачет.

Комппания «К» утверждает, что нормы Налогового кодекса не содержат оснований исключения расходов из вычетов по взаиморасчетам с налогоплательщиками, имеющими признаки неблагонадежности, при этом в судебном порядке сделки не признаны недействительными.

Комппания «К» указывает, что по взаиморасчетам с контрагентами имеются первичные бухгалтерские документы подтверждающие фактическое совершение сделок, работы фактически выполнены, товары поставлены, оплата на банковские счета произведена. Следовательно, согласно требовниям Налогового кодекса расходы направлены на получение дохода и подтверждены документально.

Также в жалобе указано, что в период совершения сделок контрагенты состояли на учете по НДС, а также отсутствие у контрагентов необходимых ресурсов (основные средства, активов и.т.д.) не может свидетельствовать о совершении участниками уголовного и административного правонарушения. 

Далее из жалобы следует, что решением суда государственная перерегистрация от 07.07.2020г. Комппани «О» признана недействительной, однако сделки с данным поставщиком осуществлены до указанной даты, при этом подписание документов иным лицом, не является основанием для исключения расходов согласно нормам Налогового кодекса.

Также Комппания «К» отмечает, что имеющийся штат работников недостаточен для осуществления полного цикла работ, в этой связи определенный вид работ может передаваться для выполнения подрядчику, а также аффилированной Компании «Ce».

В жалобе указано, что в акте налоговой проверки указаны признаки неблагонадежности в отношении контрагентов Комппании «К», таких как в отношении Комппании «О» - снятие с учета по НДС, признание недействительной перерегистрации от 07.07.2020г., в то время как сделки с поставщиком осущестлялись до 3 квартала 2020г.

При этом в Решении суда от 27.10.2022г. в отношении Комппании «О» не установлено, что руководитель и (или) учредитель данной компании не причастен к регистрации и финансово-хозяйственной деятельности, а также, что сделки с Комппанией «К» осущеслялось без фактического выполнения работ, услуг и поставки товаров.

В свою очередь, основания, установленные статьями 264, 403 Налогового кодекса, для исключения из вычетов расходов и НДС из зачета должны быть установлены решением суда. При этом услуги, полученные от данного поставщика, Комппания «К»  перевыставило в адрес Компании «Ce».

При этом расходы по взаиморасчетам с Компанией «О» за 2017г., в сумме 1354,1 тыс.тенге, за 2018г., в сумме 1 587,3 тыс.тенге за 2019г. в сумме 1 720,7 тыс.тенге, Компания «К» отразило как в расходах, так и в доходах следовательно налоооблагаемый доход составил 0 тенге. Также расходы за 2020г. в сумме 1 959,9 тыс.тенге были перевыставлены в Комппанию «Ce», а сумма 2 520,0 тыс.тенге на модернизацию основных средств отражена на увеличение фиксированных активов 2 группы.

Также в отношении Комппаний «As», «Ка», «С», «М» в акте налоговой проверки указаны на признаки неблагонадежности в том числе, снятие с учета по НДС, отсутствие фиксированных активов, заключение договоров на предоставление рабочей силы, и т.д., вместе с тем, в отношении данных поставщиков отсуствуют решения судов о признании сделок недействительными.

Проверив доводы Компании «K», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Подпунктом 1) статьи 115 Налогового кодекса от 10.12.2008г. установлено, что вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г., если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса от 10.12.2008г., при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса от 10.12.2008г. имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-5) данного пункта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Аналогичные нормы предусмотрены статьями 242, 264, 400, 46, 367, 190 Налогового кодекса.

Таким образом, вычету подлежат расходы, направленные на получение дохода, НДС подлежит зачету по полученным товарам (работам, услугам), использованным (будут использованы) в целях облагаемого оборота, при наличии соответствующих подтверждающих документов и соблюдении требований, установленных Налоговым кодексом.

Согласно подпункту 2) статьи 1 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее - Закон о бухгалтерском учете) первичные учетные документы (далее - первичные документы) - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Пунктом 2 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете установлено, что формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком РК в соответствии с законодательством РК.

При этом в пунктах 3, 3-1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете указано, что первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством РК, которые должны содержать обязательные реквизиты, указанные в подпунктах 1)-7) пункта 3 данной статьи.

В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов РК и способа обработки учетной информации, если это не противоречит законодательству РК, в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Таким образом, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Первичные документы, фиксирующие факт совершения операции либо события, должны содержать обязательные реквизиты и быть оформлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства РК.

3.1 Относительно взаиморасчетов с Компанией «О»

Согласно акту налоговой проверки по взаиморасчетам с Компанией «О» исключены из вычетов расходы по приобретению услуг (аренда автокрана, предоставление рабочих) за 2017г. в сумме 246 111,6 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 129 194,0 тыс.тенге, за 2019 г. в сумме 122 770,3 тыс.тенге, за 2020г. в сумме 44 643,8 тыс.тенге, исключен НДС из зачета за 4 квартал 2017г. в сумме 5 587,0 тыс.тенге, за 1-4 кварталы 2018г. в сумме 15 429,8 тыс.тенге, за 1-4 кварталы 2019г. в сумме 14 732,4 тыс.тенге, за 1-4 кварталы 2020г. в сумме 5 206,0 тыс.тенге.

Компанией «О» зарегистрирован в органе юстиции с 04.11.2014г., руководителем и учредителем Компании «О» являлся гражданин С., в связи с перерегистрацией руководителем и учредителем с 08.10.2015г. становится гражданин Сл., далее с 07.07.2020г. руководителем и учредителем становится гражданин К.

Следует отметить, что за период 2017-2020гг. Компанией «О» в адрес Компании «К» выставлены счета-фактуры с указанием следующих наименований товаров, работ, услуг – аренда автокрана грузоподъемностью 20 тн., услуги по замене зубчатого венца и подвенцовой шестерни сырьевой мельницы, по изготовлению дополнительного газохода для вентилятора 30 364 FN сырьевой мельницы №4, услуги предоставления рабочих за 2017г. на сумму 74 336,7 тыс.тенге, за 2018г. на сумму 48 927,8 тыс.тенге, за 2019г. на сумму 56 315,5 тыс.тенге, за 2020г. на сумму 15 451,5 тыс.тенге. Оплата за услуги осуществлена Компания «К»  безналичным путем.

Согласно пункту 12 статьи 412 Налоговог кодекса счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, заверяется для юридических лиц – подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, содержащей название и указание организационно-правовой формы, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать. Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10  Закона о бухгалтерском учете. руководство или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.

В ходе проведения налоговой проверки установлено, что договора, акты выполненных работ и другие документы, подписаны от имени директора Компании «О» гражданина Р.

Вместе с тем, согласно данным ИНИС РК сведения о наличии регистрации гражданина Р. в качестве руководителя Компании «О» отсутствует.

Учитывая изложенное, в соответствии с требованиями налогового законодательства РК у Компании «О» отсутствуют полномочия подтверждающие право подписи в указанных документах.  

Кроме того, по результатам налоговой проверки установлено, что согласно сведению ИС «Беркут» гражданин С. 07.10.2019г. выехал с территории Республики Казахстан в Республику Узбекистан, при этом обратно не возвращался. Согласно свидетельству о смерти гражданин скончался 23.11.2021г.

Также необходимо отметить, что Решением Специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) от 27.10.2022г. Договор купли-продажи 100% доли  уставного капитала от 01.10.2015г., заключенный между гражданином С. и гражданином Сл. признан недействительным, следовательно, государственная регистрация, перерегистрация Компании «О»  произведенные на основании приказа от 04.11.2014г., и от 08.10.2015г. признаны недействительными и отменены.

Кроме того, руководителем Компании «О» гражданином К. в орган государственных доходов, 25.06.2021г. подано заявление о том, что Компания «О» было зарегистрировано на его имя обманным путем.

При этом решением СМЭС от 04.10.2021г. и постановлением Судебной коллегии по гражданским делам от 11.07.2022г. государственная перерегистрация Компании «О» согласно приказу от 07.07.2020г. признана недействительной.

В связи с отменой приказа о государственной регистрации Компании «О»  снято с учета по НДС с 01.12.2014г., приказом НАО «Правительство для граждан» от 15.12.2022г. ликвидирован.

В соответствии с пунктом 2) статьи 264, пункта 4 статьи 403  Налогового кодекса вычету не подлежат расходы, НДС, ранее признанный как НДС, относимый в зачет, подлежит исключению по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением операций, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.

На основании изложенного, учитывая нормы пункта 2) статьи 264 пункта 4 статьи 403 Налогового кодекса исключение из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компании «О»  по результатам налоговой проверки является обоснованным.

3.2 Относительно взаиморасчетов с Компании «Ка»

Согласно акту налоговой проверки по взаиморасчетам с Компании «Ка» исключены из вычетов расходы по приобретению товаров, работ, услуг за 2020г. в сумме 40 567,5 тыс.тенге, и НДС из зачета за 1-4 кварталы 2020г. в сумме 4 513,2 тыс.тенге.

Компании «Ка» зарегистрирован в органе юстиции с 13.03.2020г., является плательщиком НДС с 02.04.2020г.

Согласно Решению СМЭС от 11.11.2022г. договоры от 19.03.2020г., заключенные между Компаний «К»  и Компании «Ка» на сумму оборота 36 941,9 тыс.тенге, НДС в сумме 4 433,0 тыс.тенге признаны недействительными.

Из Решения СМЭС от 11.11.2022г. следует, что в рамках договоров Компании «Ка» за апрель, май, июнь, июль, август 2020г. в адрес Компании «К» выписало ЭСФ на сумму 36 941,9 тыс.тенге, НДС в сумме 4 433,0 тыс.тенге.

В решении СМЭС от 11.11.2022г. указано, что Компания «Ка» не является производителем, у предприятия не имеется основных средств, недвижимого и движимого имущества на праве собственности, в том числе транспортных средств. Компания «Ка» отражает приобретение товаров у Компания «П» на сумму оборота 21 602,4 тыс.тенге, сумму КПН 4 320,4 тыс.тенге, сумму НДС 2 592,2 тыс.тенге, который решением СМЭС от 14.04.2022г. государственная регистрация от 24.10.2019г. признана недействительной и отменена.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что все сделки, произведенные с Компания «П» являются ничтожными, поскольку юридическое лицо было зарегистрировано незаконно.

Учитывая изложенное, суду не представлены доказательства о происхождении товара Компания «Ка»  , реализованного в адрес Компания «К».

Таким образом, вышеуказанным решением суда, сделки Компания «К» с Компания «Ка» по приобретению товаров (работ, услуг) на сумму 36 941,9 тыс.тенге и НДС в сумме 4 433,0 тыс.тенге признаны недействительными.

Также следует указать, что за 4 квартал 2020г. Комппания «К»  по взаиморасчетам с Компанией «Ка» в рамках договора  от 29.07.2020г. и ЭСФ от 15.10.2020г. был приобретен товар (канат стальной, диамтр 16,5 м.м.) стоимостью 668,4 тыс.тенге, НДС в сумме 80,2 тыс.тенге, который по данным ИС ЭСФ был приобретен у Компания «П»

Учитывая изложенное, следует, что документы по взаиморасчетам с Компания «Ка» не могут быть признаны достоверными, свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства РК.

В соответствии с пунктом 5) статьи 264, пункта 2) статьи 403 Налогового кодекса не подлежат вычету и НДС в зачет расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

На основании изложенного, учитывая нормы пункта 5 статьи 264, пункта 1 статьи 242, пункта 1 статьи 400, пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса исключение из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компания «Ка» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

3.3 Относительно вазиморасчетов с Компанией «С»

Согласно акту налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению услуг за 2017г. в сумме 892,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «С».

По данным ИНИС РК руководителем и учредителем Компании «С» с 08.12.2014г. по настоящее время является гражданин «Се».

Вид деятельности: «Строительство жилых зданий».

Компания «С» снят с учета по НДС 10.08.2019г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

По данным декларации ф.300.00 основными поставщиками, оборот по реализации которых составляет 92,2% от общей суммы приобретения, являются следующие юридические лица:

 - Компания «Sy», Постановлением судебной коллегии по гражданским делам от 09.10.2019г. принято решение об отмене перерегистрации от 28.12.2016г.

- Компания «До», Решением СМЭС от 10.07.2019г. отменена государственная регистрация.

- Компания «Кв», Решением СМЭС от 19.07.2019г. отменены перерегистрации от 16.08.2017г., от 26.04.2018г., от 15.08.2018г.

- Компания «Ш», Решением СМЭС от 07.06.2019г. отменена государственная регистрация.

Кроме того, по Постановлению КНБ от 14.05.2019г. в рамках уголовного дела части 1, 2 статьи 262 и части 3 статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан в Компании «С» проведена тематическая проверка за 2014-2018гг. (акт налоговой проверки от 31.12.2019г.), по результатам которой приобретение товаров, работ и услуг от поставщиков, и соответственно реализация товаров, работ и услуг в адрес покупателей, в том числе в адрес Компаниии «К» не подтверждена по результатам налоговой проверки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «С» не могут быть признаны достоверными, свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства РК.

Таким образом, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «С» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

3.4 Относительно взаиморасчетов с Компанией «As»

Согласно акту налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению услуг (представление рабочих) за 2019г. в сумме 23 372,1 тыс.тенге, за 2020г. в сумме 23 966,6 тыс.тенге, НДС из зачета за 1-4 кварталы 2019г. в сумме 2 804,6 тыс.тенге, за 1-4 кварталы 2020г. в сумме 2 876,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «As».

Компания «As» зарегистрирован в органе юстиции с 18.02.2016г. руководителем и учредителем являлся гражданин А., с 13.05.2021г. руководителем и учредителем становится гражданин Я., вид деятельности – упаковывание (50%), аренда строительного оборудования с оператором (25%), грузовые перевозки автомобильным транспортом (25%), снято с учета по НДС с 16.02.2022 года в связи с непредставлением налоговой отчетности, признан бездействующим с 27.04.2023г.

В ходе налоговой проверки направлен запрос от 01.07.2022г. №399/1 на проведение встречной налоговой проверки, который был прекращен в связи с отсутствием Компанией «As» по месту нахождения.

По данным первичных документов (счет-фактуры, акты выполненных работ) Компанией «As» в адрес Компанией «К» оказаны услуги по представлению рабочих (грузчиков) для выполнения по разгрузке грузов, поступающих в адрес Заказчика и очистке разгрузочных площадок на участке МРГ.

Согласно данным ИС СОНО декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2018-2020гг. не представлены.

При этом, по данным ИС ЭСФ и декларации по НДС (ф.300.00) основными поставщиками Компанией «As» являются:

- Компания «Кэ», который Решением суда 26.07.2018г. государственная перерегистрация признана недействительной;

- Компания «РМ», который снят с учета по НДС 30.12.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения;

- Компания «Tr» который снят с учета по НДС 16.04.2018г. в связи признанием государственной перерегистрации недействительной;

- Компания «Ма» который снят с учета по НДС 04.06.2019г. в связи с прекращением деятельности, 17.06.2019г. реорганизовано путем присоединения к Компании «Ка», который снят с учета по НДС в связи с прекращением деятельности.

- Компания «Кр», который снят с учета по НДС 03.10.2020г. в связи с отсутствием по месту нахождения, реорганизован путем присоединения к Компании «Са» снят с учета по НДС с 02.04.2019г. в связи с отсутствием по месту нахождения;

- Компания «B», который снят с учета по НДС 31.07.2019г., реорганизован путем присоединения с 02.08.2019г. к Компании «И» снят с учета по НДС 16.10.2019г. в связи с отсутствием по месту нахождения;

- Компанией «Ст», который снят с учета по НДС 03.10.2020г. в связи с отсутствием по месту нахождения, реорганизован путем присоединения с 27.10.2020г. к Компании «W» снят с учета по НДС 16.11.2019г. в связи с непредставлением налоговой отчетности, Решением СМЭС от 02.09.2022г. сделки между Компанией «Ст» и Компанией «As» за август и сентябрь 2020г. признаны недействительными;

- Компания «Aр», который снят с учета по НДС 01.03.2021г. в связи с прекращением деятельности, реорганизован путем присоединения с 16.04.2021г. к Компании «В» не является плательщиком НДС.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «As» не могут быть признаны достоверными, свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства РК.

Таким образом, исключение из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «As» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  • Относительно вазиморасчетов с Компанией «М»

Согласно акту налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению работ и услуг за 2017г. (ремонт технологической линии №5, очистка клинкерной приемки и транспортера, изготовление и монтаж желобов технологической линии №6 и т.д.) в сумме 11 037,9 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 5 319,2 тыс.тенге, за 2019г. в сумме 7 359,3 тыс.тенге, за 2020г. в сумме 13 741,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «М».

Оплата произведена путем безналичного расчета.

По данным ИНИС РК руководителем и учредителем Компании «М» с 09.01.2014г. по настоящее время является гражданин Б.

Вид деятельности: «Прочие строительно-монтажные работы».

Компания «М».не является плательщиком НДС.

Согласно актам налоговых обследований, проведенных за 2019-2023гг., Компания «М» отсутствует по местунахождения, с 01.01.2023г. по категории СУР отнесен к высокому степени риска.

Согласно данным ИС СОНО:

- декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2017-2018гг. не представлены.

По данным декларации по КПН (ф.100.00) Компании «М» за 2017г. совокупный годовой доход составил 21 217,3 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 30 880,1 тыс.тенге, за 2019г. в сумме 53 719,1 тыс.тенге, и за 2020г. в сумме 26 212,1 тыс.тенге.

При этом, Компанией «М» в указанных декларациях отражено приобретение прочих услуг и работ за 2017г. в сумме 50 534,1 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 27 493,0 тыс.тенге, за 2019г. – 49 367,0 тыс.тенге и за 2020г. в сумме 25 545,9 тыс.тенге, которые в последующем исключены из вычетов путем предоставления дополнительных деклараций по КПН (ф.100.00) за указанные налоговые периоды.

При этом, следует отметить, что по данным ИС ЭСФ основными поставщиками оборот по реализации, которых составляет 85,0% от общей суммы приобретения, являлись следующие юридические лица:

- Компания «Ш», который решением СМЭС от 28.12.2021г. государственная перерегистрация от 31.05.2016г. признана недействительной.

- Компания «Ю», который решением СМЭС от 08.08.2022г. отменена государственная регистрация.

По данным декларации по НДС (ф.300.00) в приложении №1 отсутствует расшифровка реестра поставщиков на сумму 43 292,1 тыс.тенге.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «М» не могут быть признаны достоверными, свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства РК.

Таким образом, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «М» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно уменьшения вычетов по фиксированным активам в сумме 33 616,5 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 3 статьи 122 Налогового кодекса от 10.12.2008г., пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса, по результатам которого Компанией «К» отнесены на вычеты по фиксированным активам расходы за 2017г. по взаиморасчетам с Комапанией «Ре» в сумме 28 266,5 тыс.тенге и за 2019г. по взаиморасчетам с ИП «M» в сумме 5 350,0 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что работы, выполненные Компанией «Ре» и ИП «M», по результатам акта налоговой проверки необоснованно отнесены к капитальным работам, тогда как, по мнению Компанией «К» согласно Приложению 2 к РДС РК 1.04-26-2021 «Реконструкция капитальный и текущий ремонт гражданских, производственных зданий и сооружений» выполненные работы относятся к текушему ремонту.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса от 10.12.2008г. к фиксированным активам относятся основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода, за исключением активов, указанных в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса от 10.12.2008г. последующими расходами признаются фактические расходы, понесенные при эксплуатации, ремонте, реконструкции, модернизации, содержании и ликвидации активов, указанных в пункте 2 указанной статьи.

Подпунктом 1) пункта 3 статьи 122 Налогового кодекса от 10.12.2008г. установлено, что сумма последующих расходов, подлежащая отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов, увеличивает соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы).

Следовательно, в соответствии с нормами Налогового кодекса сумма последующих расходов увеличивает стоимостный баланс группы (подгруппы), в случае если данные расходы подлежат отнесению в бухгалтерском учете на увеличении балансовой стоимости соответствующего вида актива.

В соответствии с пунктом пунктом 7 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 (далее – МСФО 16) себестоимость объекта основных средств подлежит признанию в качестве актива только в случае, если:

 - существует вероятность того, что предприятие получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды;

 - себестоимость данного объекта может быть надежно оценена.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете учетная политика представляет собой принципы, основы, условия, правила и практику, принятые организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, стандартами бухгалтерского учета и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из потребностей организации и особенностей ее деятельности.

При этом согласно пункту 4.5 Учетной политики (имущество, здания и оборудование) Общества первоначально учитываются по их себестоимости. Последующие затраты включаются в балансовую стоимость актива или признаются как отдельный актив. Капитализированная стоимость включает основные затраты на усовершенствование и замену, которые продлевают сроки службы активов или увеличивают их доходность.

Таким образом, срок службы основных средств определяется налогоплательщиком, исходя из учетной политики организации и требований МСФО.

4.1 Относительно расходов на ремонт дорог (Компания «Ре»)

Как следует из акта проверки, Компания «К» в 2017 году от Компания «Ре» приобретены следующие виды строительных работ: ремонт дороги и установка бордюров, монтаж молниезащиты, монтаж монолитной плиты, бетонные работы и другие виды работ на складе ГСМ на общую сумму 28 266,5 тыс.тенге.

Вышеуказанные затраты Компания «К» согласно пункту 2 статьи 122 Налогового кодекса от 10.12.2008г. признаны последующими расходами и отнесены на вычеты в текущем налоговом периоде.

В рассматриваемом случае, Компания «К» с Компанией «Ре» заключен Договор от 11.08.2017г., согласно которому подрядчик (Компанией «Ре») берет на себя обязательства по ремонту и установке бордюров в секторе от Сырьевой мельницы до уголной мельницы в том числе:

- прокладка новой бетонной дороги толщиной 200мм с подоготовительными раьотами толщиной 100 мм пресованной земли под бетоном полщиной 200 мм;

- бетонная дорога, должна быть уложена с помощиью стержня из анкерной стали димаметром 14мм, согласно стандарту дорожного строительства, количество 312м2, стоимость 3,340 тенге за м2 без НДС;

- установка бордюра со стороны бетонной дороги на высоту 350 мм и шириной 180 мм с использованием мешкозашивочной камеры диаметром 150 мм в качестве анкеровки с заданным дизайном опалубки и получения идеальной прямолиненой формы борта; количество 80 погонный метр из расчета 2,470 за погонный метр без НДС;

- установка бордюра со стороны бетонной дороги на высоту 250 мм и шириной 180 мм с использованием каркасов рукавных фильтров с диаметром 150мм в качестве анкеровки с заданным дизайном опалубки и получения идеальной прятолиненой формы борта (существующий бетон должен быть демонтирова), количество 285 погонных метров из расчета 5400 тенге за метр;

-ремонт существующей бетонной дороги с удалением 100 мм поврежденных частей и укладкой анкерных стержней 14 мм и выравниванием верхнего слою бетона, количество 1000 м2 по цене 2500 тенге за м2.

Дополнительным соглашением №13 от 27.09.2017г. Комппания «К»  поручает подрядчику дополнительно произвести работы на складе ГСМ, в частности:

- бетонирование площадок по ГСМ емкостями, установка, бетонирование сливов по ГСМ, установка дождевых стоков;

- ремонт дороги на участке, включающем в себя территорию от бетонной дороги, участка механизации до склада ГСМ.

- создание пешеходных дорожек и установка бордюрного камня до склада ГСМ.

Согласно вышеуказанному Договору от 11.08.2017г. и Дополнительному соглашению от 27.09.2017г., а также актам выполненных работ, счетам-фактурам и запросам коммерческого предложения Компанией «Ре» в адрес Компании «К» выполнены строительные работы в том числе: земляные работы, бетонирование и железнение, разработка грунта в отвал экскаватором, монтаж оплубки (демонтаж) для бетонирования заезда, щебеночная подготовка, изготовление и монтаж арматурной сетки, бетонирование железобетонных бордюров, восстановление разрушенного участка существующей железобетонной дороги, изготовление и монтирование фундамента под оборудование и опоров и т.д.

Необходимо отметить, что согласно Руководящему документу в строительстве Республики Казахстан РДС РК 1.04-26-2021 «Реконструкция, капитальный и текущий ремонт гражданских, производственных зданий и сооружений» (далее - Руководящий документ в строительстве) текущий ремонт зданий и сооружений – совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта.

В указанном Приложении 2 приведен перечень видов работ при текущем ремонте, однако, виды работ выполненные Компанией «Ре» в адрес Компании «К» отсутствуют в данном перечне.

Также следует отметить, что в Приложении 2 к Руководящему документу в строительстве отмечено, что перечень работ при текущем ремонте в каждом конкретном случае определяется разработанной на основании актов (описей) осмотра объекта и утвержденной документацией на текущий ремонт.

В данном случае, Комппания «К» не представлены акты (описи) осмотра объекта, дефектный акт и другие утвержденные документы, предусмотренные при выполнении текущего ремонта. 

Согласно Руководящему документу в строительстве капитальный ремонт это ремонт здания и сооружения с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления их работоспособности.

В данном случае, виды работ выполненные подрядчиком по ремонту дорог соответствуют восстановлению его ресурса и улучшению эксплуатационных показателей и их работоспособности, то есть носит капитальный характер.

Следовательно, учитывая пункт 9 статьи 100, статьи 116 Налогового кодекса от 10.12.2008г., Учетной политики и Руководящему документу в строительстве, расходы Компании «К» по ремонту дорог увеличивают стоимостной баланс фиксированных активов и подлежат отнесению на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений.

На основании изложенного, учитывая нормы подпункта 1) пункта 3 статьи 122 Налогового кодекса от 10.12.2008г., исключение из вычетов расходов по ремонту дорог, установке бордюров и других строительных работ за 2017г. в сумме 28 266,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

4.2 Относительно расходов по разработке, монтажу и наладке систем пожарной сигнализации (ИП «M»)

Как следует из акта проверки, Компания «К»  в 2019 году у ИП «M» приобретены следующие виды работ: разработка проекта, монтаж и наладка систем автоматической пожарной сигнализации и автоматических систем пожаротушения в зданиях и помещениях на сумму 5 350,0 тыс.тенге.

Вышеуказанные затраты Компания «К» согласно пункту 2 статьи 272 Налогового кодекса признаны последующими расходами и отнесены на вычеты в текущем налоговом периоде.

В рассматриваемом случае, в соответствии с Договором от 14.01.2019г. ИП «M» (Подрядчик) в 2019 году обязуется разработать проект и выполнить монтаж, наладку систем автоматической пожарной сигнализации и автоматических систем пожаротушения в зданиях и помещениях Компании «К».

В предмет договора также входит выполнение работ на пульте контроля и управления с учетом всего объема работ, предусмотренного предварительной расчетной сметой с обеспечением возможности подключения систем пожарной автоматики.

Пунктом 3.1 договора от 14.01.2019г. предусмотрено, что Подрядчик обязан наладить систему, произвести регулировку, технические измерения, провести испытания смонтированного оборудования и сдать по окончании работ комиссии. Выполнить работу своими силами и средствами, из своих материалов и инструментов, согласно утвержденного сметного расчета.

Согласно акту выполненных работ от 15.10.2019г. следует, что ИП «M» выполнил в адрес Компании «К» вышеуказанные работы, предусмотренные договором от 14.01.2019г.

Таким образом, из содержания указанного договора, акта выполненных работ по разработке проекта и выполнинию монтажа, наладки систем автоматической пожарной сигнализации и автоматических систем пожаротушения, следует, что данные работы носили капитальный характер.

В соответствии с пунктом 2 статьи 268 Налогового кодекса первоначальная стоимость фиксированных активов определяется как сумма затрат, понесенных налогоплательщиком по день признания фиксированного актива в соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса. К таким затратам относятся затраты на приобретение фиксированного актива, его производство, строительство, монтаж и установку, а также другие затраты, увеличивающие его стоимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности,

В соответствии с пунктом 10 Раздела «Признание» Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 организация должна оценивать все свои затраты, относящиеся к основным средствам, руководствуясь настоящим принципом признания, по мере возникновения таких затрат. Такие затраты включают затраты, понесенные первоначально в связи с приобретением или строительством объекта основных средств, а также затраты, понесенные впоследствии в связи с достройкой, частичным замещением или обслуживанием этого объекта.

Таким образом, согласно указанных норм Налогового кодекса и положений МСФО 16, Учетной политики затраты Компании «К» по разработке проекта, монтажу и наладке систем автоматической пожарной сигнализации и автоматических систем пожаротушения носит капитальный характер и увеличивает стоимость основных средств фиксированных активов и подлежат отнесению на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений.

На основании изложенного, учитывая нормы пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса, исключение из вычетов расходов по разработке проекта, монтажу, наладке систем автоматической пожарной сигнализации и автоматических систем пожаротушения за 2019г. в сумме 5 350,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН в связи уменьшением амортизационных отчислений по фиксированным активам, не относящимся к технологическим линииям №5, №6, а в остальной части оставить без изменения.

  • 8242
  • 0
  • 24 ноября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.