ИПН - непроведение начисления и уплаты в бюджет: частично удовлетворена жалоба


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: ИПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «B» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН), социального налога, отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование, поступлений в пенсионный фонд, поступлений социальных отчислений.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налоговых обязательств по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2016г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101201 Индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН) в сумме 50 079,9 тыс.тенге, пени в сумме 17 877,0 тыс.тенге, 103101 Социального налога в сумме 53 670,9 тыс.тенге, пени в сумме 20 895,4 тыс.тенге, 904101 отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование в сумме 14 789,7 тыс.тенге, пени в сумме 5 085,3 тыс.тенге, 901101 поступлений в пенсионный фонд в сумме 76 534,9 тыс.тенге, пени в сумме 27 742,0 тыс.тенге, 902101 поступлений социальных отчислений в сумме 30 977,9 тыс.тенге, пени в сумме 7 870,9 тыс.тенге.

Компания «В», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов (ОПВ), социальных отчислений (СО), отчислений и (или) взносов на ОСМС за 2-4 кварталы 2017г., за 4 квартал 2018г., за 3-4 кварталы 2019г., за 1, 3 кварталы 2020г., а также завышение начисленных сумм по налогам, ОПВ, СО и ОСМС за 1-2 кварталы 2019г., за 4 квартал 2020г. и  пени явилось нарушение пункта 3 статьи 161 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс от 10.12.2008г.) от 10.12.2008г., пункта 3 статьи 351 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., пункта 3 статьи 359 Налогового кодекса от 10.12.2008г., пункта 3 статьи 486 Налогового кодекса от 25.12.2017г., пункта 5 постановления Правительства РК от 15.03.1999г. №245 «Об утверждении правил удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды» (далее – Правила №245), пункта 2 статьи 3 «Правил исчисления и перечисления социальных отчислений», утвержденных Постановлением Правительства РК от 21.06.2004г. №683, статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».

С данным выводом налогового органа Компания «В» не согласна из-за того, что считает проведение налоговой проверки косвенным методом необоснованным, поскольку такая проверка проводится только в случаях нарушения порядка ведения учета, либо при утрате или уничтожении учетной документации.

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Относительно начисления ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС за 2 - 4 кварталы 2017г., за 2 квартал 2018г., за 1-2 кварталы 2019г., за 4 квартал 2020г.

Согласно статьи 160 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в случае нарушения порядка ведения учета, при утрате или уничтожении учетной документации налоговые органы определяют объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, на основе косвенных методов (активов, обязательств, оборота, затрат, расходов) в порядке, определенном настоящей статьей и статьями 161, 162 и 163 Налогового кодекса.

Под нарушением порядка ведения учета, утратой или уничтожением учетной документации понимается отсутствие или непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для исчисления налоговых обязательств, запрашиваемых на основании требований налоговых органов в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса.

Под косвенными методами определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, понимается определение сумм налогов и платежей в бюджет на основе оценки активов, обязательств, оборота, расходов, а также оценки других объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, принимаемых для расчета налогового обязательства относительно конкретного налога и платежа в бюджет в соответствии с настоящим Кодексом. Оценка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, осуществляется на основании информации, полученной из налоговой отчетности и (или) первичных учетных документов, а также из других источников.

Статьей 161 Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусмотрено, что если в ходе проведения налоговой проверки налогоплательщиком (налоговым агентом) не представлены все или часть документов, необходимых для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налогоплательщику (налоговому агенту) в обязательном порядке вручается требование налогового органа о представлении или восстановлении указанных документов, а также извещение о приостановлении налоговой проверки.

Требование налогового органа подлежит исполнению в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения требования налогоплательщику (налоговому агенту).

В рассматриваемом случае, в ходе проверки в адрес Компании «В» выставлены требования о предоставлении документов от 29.07.2021г., 10.09.2021г., 02.11.2021г., 14.12.2021г., 31.01.2022г., 14.03.2022г., 27.04.2022г.

Компанией «В» документы в ходе проверки не представлены в связи с обжалованием процедуры вручения предписания №150 от 23.06.2021г. в Министерстве финансов Республики Казахстан и в судебных органах.

В связи с непредставлением бухгалтерских документов и регистров к налоговой проверке по требованию налогового органа Общество привлечено к административной ответственности в виде предупреждения по Постановлению от 18.01.2022г. по части 1 статьи 288 Кодекса об административных правонарушений Республики Казахстан.

Таким образом, в связи с непредоставлением документов налоговая проверка проведена косвенным методом.

Согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса от 25.12.2017г. для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов налоговые органы в зависимости от обстоятельств, характера и рода деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента) могут использовать сведения, полученные налоговым органом при ранее проведенных налоговых проверках, в том числе инвентаризации имущества (кроме жилых помещений) проверяемого налогоплательщика (налогового агента), которое является объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением.

В данном случае, согласно акту проверки, источником информации для определения правильности исполнения обязательств по социальному налогу, ИПН, обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям и отчислениям и (или) взносам на ОСМС послужили ведомости по начисленным и выплаченным доходам работников за 2017-2020гг. (далее – расчетные ведомости) и карточки счета 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах», которые были предоставлены Компанией «В» в ходе проведения тематических проверок, ранее проведенных за 2016-2020гг.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Если иное не установлено пунктом 2-1 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Аналогичные нормы содержит статья 190 Налогового кодекса от 25.12.20017г.

Согласно пункту 1 статьи 350 Налогового кодекса от 25.12.2017г. исчисление, удержание и уплата в бюджет индивидуального подоходного налога осуществляются у источника выплаты налоговым агентом по доходам, указанным в подпунктах 1) - 12) и 17) статьи 321 Налогового кодекса, в случае, если такие доходы подлежат выплате (выплачиваются) указанным налоговым агентом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 486 Налогового кодекса от 25.12.2017г.  сумма социального налога определяется путем применения соответствующих ставок, установленных в пункте 1 статьи 485 Налогового кодекса, к объекту налогообложения, определенному пунктом 2 статьи 484 Налогового кодекса с учетом положений пункта 3 статьи 484 Налогового кодекса.

Согласно пункту 5 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.10.2013г. № 1116 обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в ЕНПФ, исчисляются путем применения ставки, установленной статьей 25 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» к объекту исчисления обязательных пенсионных взносов.

Объектами исчисления обязательных пенсионных взносов являются для юридических лиц - ежемесячный доход наемных работников, и физических лиц, с которыми заключены договора гражданско-правового характера, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, который не превышает пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Согласно пунктам 5 и 7 Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21.06.2004г. № 683 объектом исчисления социальных отчислений для работников являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.

Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

Согласно статьям 29 и 30 Закона Республики Казахстан от 16.11.2015г. №405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании» доходами работников, в том числе государственных и гражданских служащих, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, установленных пунктом 4 настоящей статьи.

Исчисление (удержание) и перечисление отчислений и (или) взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих, осуществляются работодателем ежемесячно.

В рассматриваемом случае, налоговым органом в ходе рассмотрения жалобы представлены расчетные ведомости за период 2017-2020гг., по которым установлено следующее.

  • Согласно расчетных ведомостей за апрель, май, июнь 2017г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 7 231,1 тыс.тенге, социальный налог в сумме 6 327,7 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 8 787,7 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 2 699,5 тыс.тенге.

  • Согласно расчетных ведомостей за июль, август, сентябрь 2017г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 7 000,4 тыс.тенге, социальный налог в сумме 6 073,1 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 8 607,7 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 2 711,3 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 664,8 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за октябрь, декабрь, ноябрь 2017г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 8 927,1 тыс.тенге, социальный налог в сумме 7 809,5 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 10 932,7 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 3 393,3 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 829,1 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за январь, февраль, март 2018г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 7 484,6 тыс.тенге, социальный налог в сумме 6 516,9 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 9 741,1 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 2 447,9 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 1 259,2 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за апрель, май, июнь 2018г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 8 100,6 тыс.тенге, социальный налог в сумме 6 939,1 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 10 086,4 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 2 466,8 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 1 290,3 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за июль, август, сентябрь 2018г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 8 643,0 тыс.тенге, социальный налог в сумме 7 176,3 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 10 950,4 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 2 788,1 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 1 423,5 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за октябрь, ноябрь, декабрь 2018г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 10 413,0 тыс.тенге, социальный налог в сумме 8 595,6 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 13 500,6 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 3 596,5 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 1 833,5 тыс.тенге
  • Согласно расчетных ведомостей за январь, февраль, март 2019г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 10 257,6 тыс.тенге, социальный налог в сумме 9 724,8 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 15 342,0 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 4 172,6 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 2 069,2 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за апрель, май, июнь 2019г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 9 495,8 тыс.тенге, социальный налог в сумме 9 142,6 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 14 643,2 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 4 075,4 тыс.тенге, отчисления в ОСМС в сумме 2 012,7 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за июль, август, сентябрь 2019г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 12 331,7 тыс.тенге, социальный налог в сумме 11 129,1 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 16 227,8 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 4 178,4 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 2 061,8 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за октябрь, декабрь, ноябрь 2019г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 19 041,7 тыс.тенге, социальный налог в сумме 16 135,3 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 5 880,4 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 2 953,7 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за январь, февраль, март 2020г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 15 962,7 тыс.тенге, социальный налог в сумме 13 774,6 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 19 632,7 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 4 951,0 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 4 932,3 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за апрель, май, июнь 2020г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 18 490,4 тыс.тенге, социальный налог в сумме 15 623,0 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 21 806,0 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 5 046,9 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 5 146,1 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за июль, август, сентябрь 2020г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 21 074,9 тыс.тенге, социальный налог в сумме 17 471,5 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 24 426,6 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 5 408,0 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 5 744,5 тыс.тенге.
  • Согласно расчетных ведомостей за октябрь, ноябрь, декабрь 2020г. Компанией «В» начислен ИПН в сумме 15 564,1 тыс.тенге, социаль

ный налог в сумме 13 231,5 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 18 585,6 тыс.тенге, социальные отчисления в сумме 4 576,5 тыс.тенге, отчисления и (или) взносы на ОСМС в сумме 4 573,3 тыс.тенге.

Указанные суммы начисленных обязательств по ИПН, социальному налогу, ИПН, социального налога, обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, отчислениям и (или) взносам на ОСМС соответствуют данным, отраженным в акте налоговой проверки по графе «По данным налоговой проверки».

Относительно доводов Компанией «В», что показатели акта проверки, указанные в строке «Данные налогоплательщика» отражены не в полном объеме, а именно без учета данных налоговой отчетности (ф.200.00), предоставленной и принятой за проверяемый период, следует отметить следующее.

Компанией «В» к жалобе приложены следующие копии дополнительной налоговой отчетности – Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00), которые не были учтены в ходе проведения налоговой проверки:

  1. от 03.09.2021г. за 2 квартал 2017г.;
  2. от 03.09.2021г. за 3 квартал 2017г.;
  3. от 03.09.2021г. за 4 квартал 2017г.;
  4. от 27.01.2022г. за 1 квартал 2018г.;
  5. от 27.01.2022г. за 2 квартал 2018г.;
  6. от 27.01.2022г. за 3 квартал 2018г.;
  7. от 03.09.2021г. за 4 квартал 2018г.;
  8. от 27.01.2022г. за 2 квартал 2019г.;
  9. от 30.09.2019г. за 3 квартал 2019г.;
  10. от 30.09.2019г. за 3 квартал 2019г.;
  11. от 20.12.2019г. за 3 квартал 2019г.;
  12. от 06.03.2020г. за 4 квартал 2019г.;
  13. от 12.10.2020г. за 1 квартал 2020г.;
  14. от 29.09.2020г. за 2 квартал 2020г.;
  15. от 14.10.2020г. за 3 квартал 2020г.

В этой связи следует указать, что согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 5 статьи 211 Налогового кодекса от 25.12.2017г. налогоплательщик (налоговый агент) вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.

Не допускается внесение изменений и дополнений в соответствующую налоговую отчетность проверяемого налогового периода - в период проведения (с учетом продления и приостановления) комплексных и тематических проверок по видам налогов и платежей в бюджет, социальным платежам, указанным в предписании на проведение налоговой проверки.

Пунктом 1 статьи 149 Налогового кодекса от 25.12.2017г. датой начала проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику (налоговому агенту) предписания, если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае, согласно информации, представленной налоговым органом, предписание на проведение налоговой проверки №150 от 23.06.2021г. вручено 30.06.2021г. представителю Компании «В» (доверенность от 13.06.2021г. №20). В предписании имеется отметка о получении.

Учитывая вышеуказанные нормы Налогового кодекса от 25.12.2017г., Компания «В» в период с 30.06.2021г. не вправе было предоставлять дополнительную налоговую отчетность Декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00).

Следовательно, проведение налоговой проверки без учета данных отраженных в дополнительной налоговой отчетности (ф.200.00), предоставленной 03.09.2021г. и 27.01.2022г. является правомерным.

Таким образом, начисление ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС за 2-4 кварталы 2017г., 2 квартал 2018г., за 1-2 кварталы 2019г., за 4 квартал 2020г. по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно начисления ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС за 3 - 4 кварталы 2019г.

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Относительно дополнительной налоговой отчетности (ф.200.00) за 3 и 4 кварталы 2019г., представленной Обществом до начала проведения проверки, следует отметить, следующее.

В проверяемом периоде Компания «В» имело структурное подразделение в виде Филиала Компании «В», которое снято с регистрационного учета в связи с ликвидацией 21.10.2022г.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 350 Налогового кодекса от 25.12.2017г. исчисление, удержание и уплата в бюджет индивидуального подоходного налога осуществляются у источника выплаты налоговым агентом по доходам, указанным в подпунктах 1) - 12) и 17) статьи 321 Налогового кодекса, в случае, если такие доходы подлежат выплате (выплачиваются) указанным налоговым агентом.

Если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи, налоговыми агентами признаются следующие лица, выплачивающие доход физическому лицу-резиденту:

1) индивидуальный предприниматель;

2) лицо, занимающееся частной практикой;

3) юридическое лицо, в том числе нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Пунктом 4 статьи 350 Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусмотрено, что юридическое лицо-резидент вправе своим решением одновременно возложить на свое структурное подразделение обязанности по:

исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, которые начислены, выплачены таким структурным подразделением;

исчислению и уплате социального налога по объектам налогообложения, являющимся расходами такого структурного подразделения.

Принятие такого решения юридического лица-резидента вводится в действие:

  • в отношении вновь созданного структурного подразделения - со дня создания данного структурного подразделения или с начала квартала, следующего за кварталом, в котором создано данное структурное подразделение;

  • в остальных случаях - с начала квартала, следующего за кварталом, в котором принято такое решение.

Отмена такого решения юридического лица-резидента вводится в действие с начала квартала, следующего за кварталом, в котором отменено такое решение.

Аналогичные нормы содержат статья 482 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в части порядка исчисления и уплаты социального налога.

В рассматриваемом случае, согласно информации налогового органа Филиал Компании «В» не признан налоговым агентом по ИПН и самостоятельным плательщиком по социальному налогу, поскольку соответствующее решение не предоставлялось в налоговый орган по месту нахождения Филиала.

Соответственно, данные, отраженные в налоговой отчетности – Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00), представленной Филиалом Компании «В» за 3 квартал 2019г. от 30.09.2019г., от 20.12.2019г. и за 4 квартал 2019г. от 06.03.2020г. не учитываются в ходе проведения проверки Филиала «В».

Таким образом, начисление ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС за 3-4 кварталы 2019г. по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно начисления ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС за 1 - 3 кварталы 2020г.

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Относительно данных, отраженных в налоговой отчетности (ф.200.00) от 12.10.2020г. за 1 квартал 2020г., от 29.09.2020г. за 2 квартал 2020г. и от 14.10.2020г. за 3 квартал 2020г., которые не учтены в ходе налоговой проверки, следует отметить следующее.

Согласно пункту 25 Правил составления налоговой отчетности «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200.00)», утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2018г. № 1095 форма 200.03 «Исчисление суммы ИПН и социального налога по структурному подразделению» предназначена для исчисления юридическим лицом-налоговым агентом суммы ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС, подлежащих уплате по филиалу/представительству, не признанных налоговыми агентами по ИПН и самостоятельными плательщиками по социальному налогу. Форма составляется юридическим лицом по каждому филиалу/представительству в соответствии со статьями 353, 358, 486 и 489 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, Компания «В» в декларации от 12.10.2020г. за 1 квартал 2020г. в приложении 200.03 отразила начисление ИПН в сумме 7 865,2 тыс.тенге, социального налога в сумме 9 191,1 тыс.тенге и обязательных пенсионных взносов в сумме 10 071,8 тыс.тенге.

В декларации от 29.09.2020г. за 2 квартал 2020г. в приложении 200.03 «Исчисление суммы ИПН и социального налога по структурному подразделению» Компания «В» отразила начисление ИПН в сумме 325,4 тыс.тенге, социального налога в сумме 481,3 тыс.тенге, обязательных пенсионных взносов в сумме 17 903,4 тыс.тенге, социальных отчислений в сумме 4 275,5 тыс.тенге.

В декларации от 14.10.2020г. за 3 квартал 2020г. в приложении 200.03 «Исчисление суммы ИПН и социального налога по структурному подразделению» Компания «В» отразила начисление ИПН в сумме 10 134,7 тыс.тенге, социального налога в сумме 4 808,9 тыс.тенге.

Поскольку Филиал Компании «В» не признан налоговым агентом по ИПН и самостоятельным плательщиком по социальному налогу, соответственно, вышеуказанные суммы, начисленные и отраженные в приложении 200.03 к Декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00), подлежали учету в ходе проведения налоговой проверки.

Следовательно, результаты налоговой проверки по начислению ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС за 1-3 кварталы 2020г., подлежит перерасчету с учетом данных отраженных в налоговой отчетности (ф.200.00) от 12.10.2020г. за 1 квартал 2020г., от 29.09.2020г. за 2 квартал 2020г. и от 14.10.2020г. за 3 квартал 2020г.

Таким образом, начисление ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС за 1-3 кварталы 2020г. без учета данных, отраженных в налоговой отчетности (ф.200.00) от 12.10.2020г., от 29.09.2020г. и от 14.10.2020г., по результатам налоговой проверки является необоснованным.

Относительно начисления социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС за 4 квартал 2018г.

Компания «В» не согласна с выводом налогового органа из-за того, что на момент подачи жалобы Специализированным межрайонным административным судом вынесено решение об исключении из проверяемого периода 4 квартала 2018 года.

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 149 Налогового кодекса от 25.12.2017г. датой начала проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику (налоговому агенту) предписания, если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи.

Предписание вручается налогоплательщику (налоговому агенту) должностным лицом налогового органа, проводящим проверку.

При вручении предписания налогоплательщик (налоговый агент) на экземпляре предписания налогового органа ставит подпись об ознакомлении и получении предписания, а также дату и время получения предписания.

В рассматриваемом случае, процедура вручения предписания №150 от 23.06.2021г. являлась предметом судебного разбирательства.

Так, решением Специализированного межрайонного административного суда от 22.12.2021г. в исковых требованиях Компании «В» об отмене действий, повлекшие начало проверки по предписанию 23.06.2021г. №150 до устранения нарушений, отказано.

Вместе с тем, решением Специализированного межрайонного административного суда от 21.06.2022г. исковые требования Компании «В» о признании незаконным предписания от 23.06.2021г. №150 удовлетворены частично, исключив из акта период проверки – 4 квартал 2018г.

Далее, постановлением Судебной коллегии по административным делам суда от 15.09.2022г. решение Специализированного межрайонного административного суда от 21.06.2022г. по данному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика без удовлетворения.

Кроме того, постановлением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан от 23.05.2023г. решение Специализированного межрайонного административного суда от 21.06.2022г., постановление Судебной коллегии по административным делам суда от 15.09.2022г. по данному делу оставлены в силе, кассационная жалоба налогового органа без удовлетворения.

Следует отметить, что письмом Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 09.08.2023г. отказано в ходатайстве налогового органа о принесении протеста и рекомендовано обратиться к Председателю Верховного Суда Республики Казахстан.

Верховным Судом Республики Казахстан 28.12.2023г. отказано в удовлетворении ходатайства налогового органа о принесении Председателем Верховного Суда Республики Казахстан представления о пересмотре судебных актов.

Далее, налоговым органом 18.01.2024г. направлено ходатайство в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, которым 16.04.2024г. отказано в принесении протеста и рекомендовано направить в адрес Председателя Верховного Суда Республики Казахстан ходатайство о внесении представления о пересмотре постановления высшей судебной инстанции с обязательным указанием исключительных оснований, перечисленных в части 6 статьи 169 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК).

Согласно информации Комитета государственных доходов Республики Казахстан от 30.05.2024г. кроме доводов и оснований, приведенных в ходатайстве у налогового органа не имеется.

Необходимо указать, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК РК), вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РК.

Следовательно, судебное решение об исключении из периода проверки 4 квартала 2018 года, вступившее в законную силу, в соответствии с частью 2 статьи 21 ГПК РК является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан для всех без исключения, в том числе государственными органами, другими юридических лицами и гражданами.

Таким образом, учитывая судебное решение, начисление ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС за 4 квартал 2018г. по результатам налоговой проверки является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления за 4 квартал 2018г. ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС, а также за 1 – 3 кварталы 2020г. в части данных, отраженных в приложении 200.03 «Исчисление суммы ИПН и социального налога по структурному подразделению» ф.200.00 от 12.10.2020г., от 29.09.2020г. и от 14.10.2020г., которые не учтены в ходе налоговой проверки, а в остальной части оставить без изменения.


  • 86
  • 0
  • 24 июня 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.