Проект Концепции правовой политики РК до 2030 года

ПРОЕКТ

Дата создания: 19/03/2021
Публичное обсуждение до: 07/04/2021





Полный текст Концепции



Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции Республики Казахстан, в целях дальнейшего определения основных направлений правовой политики государства ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию правовой политики Республики Казахстан до 2030 года (далее - Концепция).

2. Установить, что настоящая Концепция является основой для разработки соответствующих программ в области правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ
Правительства Республики Казахстан, проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан.

3. Государственным органам Республики Казахстан при разработке и реализации своих стратегических планов руководствоваться положениями Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

5. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.


ПРОЕКТ

Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от « »  2021 года

 

Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года

 

Раздел 1. Анализ текущей ситуации

Раздел 2. Обзор международного опыта в сфере развития регуляторной политики

Раздел 3. Основные принципы правовой политики

Раздел 4. Основные направления развития национального права

Раздел 5. Основные направления развития правоохранительной и судебной систем и правозащитных институтов

Раздел 6. Правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности

Раздел 7. Правовое образование, правовая пропаганда

Раздел 8. Реализация настоящей Концепции. Перечень правовых актов, посредством которых предполагается реализация настоящей Концепции 

1. Анализ текущей ситуации

Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года является программным документом, определяющим приоритетные направления развития национального права, правоохранительной и судебной систем, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также правового образования и правовой пропаганды.

В рамках реализации Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 года приняты меры по модернизации казахстанской правовой системы, позволившие усовершенствовать модель государственного управления, направленную на улучшение благосостояния населения, наращивание экономического роста и решение ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства.

Заложенные в ней цели и меры по их реализации полностью отвечают Стратегии – Казахстан 2050 и Плану Нации, объявленных позже и являющихся главными ориентирами дальнейшего государственного развития.

В 2017 году в Конституцию Республики Казахстан внесены изменения, расширившие полномочия Парламента и Правительства, путем передачи им отдельных полномочий от Президента, а такжедополнены требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Республики.

В два раза сокращен регистрационный барьер для создания политических партий, введена обязательная 30% квота для женщин и молодежи в партийных избирательных списках. 

Принят новый Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний», которым введен уведомительный принцип в организации и проведении митингов, определен исчерпывающий перечень оснований отказа в проведении мирного собрания.

Впервые на уровне Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» заложена основа института парламентской оппозиции и определена ее роль в Парламенте.

В целях содействия в привлечении инвестиций путем создания привлекательной правовой среды для субъектов финансовых услуг принят Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана», устанавливающий особый правовой режим на территории данного центра, источником права которого также являются нормы и прецеденты права Англии и Уэльса.

В новой редакции принят ряд кодифицированных актов: в 2011 году – Кодекс о браке (супружестве) и семье, в 2014 году – Уголовный,
Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, в 2015 году – Гражданский процессуальный и Трудовой кодексы, в 2017 году – Налоговый и Таможенный кодексы,  в 2020 году – Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.

Наряду с этим, принято решение систематизировать нормы законодательства о недрах и недропользовании, законодательства об административных процедурах и административном судопроизводстве, а также в сфере предпринимательства, следствием чего стали разработка и принятие Предпринимательского кодекса, Административного процедурно-процессуального кодекса и Кодекса о недрах и недропользовании.

Существенной модернизации подверглось административное право. Предпринятые меры направлены на расширение возможностей граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования, передачу несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Предусмотрены правовые гарантии граждан при осуществлении государственными органами разрешительных и уведомительных процедур. Ежегодно растет доля государственных услуг, получаемых в электронной форме.

В сфере образования отменено лицензирование дошкольных организаций образования, внедрено единое национальное тестирование, ставшее государственной системой оценки качества образования, система высшего образования перешла к кредитной системе.Для повышения эффективности и прозрачности деятельности в организациях образования созданы коллегиальные органы управления, введены новые правила назначения ректоров по принципу выборности, ВУЗы перешли на самостоятельность в академических и управленческих вопросах, принят Закон «О статусе педагога».

В сфере здравоохранения осуществлен переход на обязательное социальное медицинское страхование, модернизировано функционирование организаций здравоохранения – внедрены элементы корпоративного управления и национальная система аккредитации. На законодательном уровне закреплено государственное регулирование цен на лекарственные средства, осуществлен переход на референтное ценообразование. Внедрены медицинские информационные системы, продолжается переход на  безбумажное ведение медицинской документации.

Был принят ряд законов, направленных на совершенствование отношений в сфере социального обеспечения - «О миграции населения» (2011 год),  «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (2013 год), «О пpофессиональных союзах» (2014 год), «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях» (2015 год), «О занятости населения» (2016 год),  «Об обязательном социальном страховании» (2019 год), «О ветеранах» (2020 год), а также комплекс поправок в части предоставления адресной социальной помощи.  

Модернизации подверглась и судебная система, в результате которой приняты меры, направленные на обеспечение доступа к правосудию, повышение прозрачности и укрепление независимости судебной системы.

Иные сферы общественной жизни также были затронуты нормативно-правовым регулированием в целях поступательного развития государственных и общественных институтов для устойчивого социально-экономического развития Казахстана.

В то же время современные вызовы и амбициозные задачи, стоящие перед Казахстаном, обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования действующей системы права с учетом обеспечения преемственности основных направлений и ключевых проектов предыдущего документа.

 

Раздел 2. Обзор международного опыта в сфере развития регуляторной политики

Международный опыт передовых зарубежных практик показывает, что качественно проработанная регуляторная политика устраняет излишнюю нормативную нагрузку и обуславливают эффективное государственное управление в целом

ОЭСР рассматривает регуляторную политику, наряду с монетарной и бюджетной, в качестве одного из главных драйверов экономического роста, позволяющий повысить производительность рынка, уровень занятости, а также прирост ВВП.

В виду этого эффективность правового регулирования является важным элементом конкурентоспособности любой страны и ее привлекательности для иностранных инвесторов.

В передовых зарубежных правопорядках и наднациональных организациях сложился положительный опыт по всем этапам процесса принятия регуляторных решений: определение проблемы, требующей урегулирования, подготовка проектов актов, привлечение заинтересованных сторон, а также принятие соответствующих актов и мониторинг их воздействия.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что сравнительно невысокое качество разработки и реализации регуляторной политики может быть связано, в первую очередь, с неэффективной координацией регулирующих органов, что приводит к рассредоточению прилагаемых усилий и вызывает многочисленные межведомственные согласования и консультации.

В свою очередь, действенные процедуры координации в области регуляторной политики могут принести существенные выгоды в виде уменьшения дублирующих полномочий и повышения результативности распределяемых ресурсов.

Подавляющее большинство стран ОЭСР и Европейский союз, как правило, придерживаются общеправительственного подхода в политике регулирования и заложили его в основу реформирования государственного сектора, приняли четкую политику регулирования, назначили высокопоставленное должностное лицо, ответственное за содействие достижению прогресса в масштабах всего правительства в области регуляторной политики, а также учредили постоянный и независимый орган, наделенный функциями регуляторного надзора.

Так, Национальный совет по контролю над регулированием в Германии выступает в качестве независимого органа по надзору, рассматривающий оценки прогнозных последствий, наступающих в результате принятия нормативных правовых актов, которые представляются различными государственными органами.

В Сингапуре создан Комитет по «умному регулированию», который обеспечивает постоянный пересмотр всех актов, принимаемых ведомствами, входящих в состав Правительства, и при необходимости инициирует их изменение.

Парламентский секретарь в Грузии является специально уполномоченной должностью в Администрации Президента, Правительстве и каждом из министерств, отвечающих за нормотворческую политику.

Положительный зарубежный опыт также показывает, что проводимая регуляторная политика должна основываться на однозначно сформулированных принципах, в том числе последовательности, предсказуемости и прозрачности, а также преследовать конкретные цели.

Практическое внедрение таких принципов выражается в упорядоченных процедурах внесения изменений и дополнений в законодательство с акцентом на проактивные консультации с заинтересованными лицами, а также доступное изложение правил в нормативных правовых актах, что позволяет гражданам, на которых распространяется вводимое регулирование, выразить свою позицию.

В свою очередь, определение общих целей регулирования способствует концентрированию усилий ведомств в определенном направлении. К примеру, Руководство по «умному регулированию» и Перечень контрольных показателей в сфере «умного регулирования» Сингапура обеспечивают тщательность и эффективность проводимой уполномоченными органами экспертизы своих нормативных актов.


  • 354
  • 0
  • 1 Апреля 2021

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.