О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании

Проект

 

 

 

 

 

 

     ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

«О введении в действие Кодекса Республики Казахстан

«О недрах и недропользовании»

 

Статья 1. Ввести в действие Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» (далее – Кодекс) с 1 июля 2018 года.

 

Статья 2. Установить, что Кодекс применяется к отношениям по недропользованию, возникшим после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

 

Статья 3. Установить, что с даты введения в действие Кодекса к отношениям по разрешениям и лицензиям на недропользование, выданным, а также по контрактам на недропользование, заключенным до введения в действие Кодекса, применяются его положения, предусмотренные:

главой 1, за исключением статьи 9;

главой 2, за исключением статьи 11;

главой 3, за исключением пункта 3 статьи 14, пунктов 2 и 3 статьи 16, пункта 1 статьи 17, статьи 18, статьи 20;

главой 5 с учетом того, что выдача разрешения на переход права недропользования по контрактам на недропользование, заключенным с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, внесение изменений контракты на недропользование  на недропользование в связи с переходом права недропользования, а также регистрация залога права недропользования, осуществляется данными органами;

главой 6;

главой 7, за исключением подпункта 3) статьи 42 и подпункта 3) статьи 43;

главой 8;

главой 9, за исключением статей 47, 49-51;

главой 11, за исключением пункта 5 статьи 65;

главой 12, за исключением статьи 66;

главой 13;

пунктом 2 статьи 72, статьей 73, пунктом 3 статьи 78, главы 14;

пунктами 2, 3 и пунктом 5, за исключением абзаца первого и подпункта 2), статьи 154, статьями 155, 157, статьей 159 главы 23;

статьей 175, за исключением пункта 1, статьями 176 и 177 главы 24;

статьями 216, 217, пунктов 1-6 статьи 218 главы 29.

 

Статья 4. Установить, что абзац второй пункта 3 статьи 116 и абзац второй пункта 3 статьи 153  Кодекса до 1 января 2022 года действуют в следующей редакции:

«Количество менеджеров и специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Казахстан в рамках внутрикорпоративного перевода в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения и миграции населения, должно быть не более двадцати пяти процентов от общей численности менеджеров и специалистов по каждой соответствующей категории.».

 

Статья 5. Установить, что с 1 июля 2019 года к отношениям по разрешениям и лицензиям на недропользование, выданным, а также по контрактам на недропользование, заключенным до введения в действие Кодекса, применяются его положения, предусмотренные пунктом 1 статьи 154, статьей 174, пунктами 2 и 6 статьи 175 и статьями 177, 215 и 217.

 

Статья 6. Обладатели права недропользования по контрактам на разведку твердых полезных ископаемых, заключенным в соответствии с Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года, в том числе по контрактам на разведку полезных ископаемых, заключенным с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, имеют исключительное право на получение лицензии на добычу твердых полезных ископаемых путем подачи заявления в соответствии с пунктами 1,4 и 6 статьи 161 Кодекса.

При подаче такого заявления положения подпунктов 7) и 8) пункта 3 статьи 164 Кодекса не применяются.

Если к заявлению прилагается протокол государственной комиссии, в котором подтверждается наличие рентабельных (извлекаемых) запасов полезных ископаемых на запрашиваемом участке недр, требования подпункта 5) пункта 3 статьи 164 Кодекса (отчет компетентного лица об оценке ресурсов твердых полезных ископаемых) не применяются.

Отказ в выдаче заявителю лицензии на добычу твердых полезных ископаемых по заявлению, поданному на основании исключительного права, допускается только в соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 167 Кодекса.

Если при подаче заявления о выдаче лицензии на добычу по исключительному праву имеются обстоятельства, предусмотренные подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 168 Кодекса, компетентный орган принимает заявление и уведомляет заявителя о необходимости устранения таких обстоятельств для рассмотрения заявления. В этом случае срок рассмотрения заявления продлевается на период до устранения заявителем указанных обстоятельств и повторного рассмотрения заявления компетентным органом.

В случае отказа компетентного органа в выдаче лицензии на добычу твердых полезных ископаемых заявитель обязан осуществить ликвидацию последствий недропользования в порядке, предусмотренном Кодексом для ликвидации последствий операций по разведки твердых полезных ископаемых.

В случае выдачи лицензии на недропользование в соответствии с настоящей статьей, положения подпункта 4) пункта 1 статьи 21 Кодекса не применяются.

    

Статья 7. Признать утратившими силу со дня введения в действие Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании», за исключением следующих положений, применяемых к контрактам на недропользование, заключенным до введения в действие Кодекса:

Подпункта 29) статьи 1, действующего до 31 декабря 2018 года;

Подпунктов 20), 90), 92)-96), 109) и 119) статьи 1;

Пункта 6 статьи 61

Части второй и третьей пункта 1, пункта 6 статьи 68;

Части второй пункта 3 статьи 69

Пункта 2 статьи 70;

Подпункты 17) – 21-1), 31)-33) пункта 1 статьи 76

Статьи 77, деуствующей в следующей редакции:

«Статья 77. Приобретение товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию

1. Приобретение товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию, в том числе подрядчиками, осуществляется одним из следующих способов:

1)    открытый конкурс;

2)    из одного источника;

3)    запрос ценовых предложений;

4)    через систему электронных закупок;

5)    через товарные биржи.

2. Приобретение товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, производится способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, с обязательным использованием реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей, или с использованием недропользователем иных систем электронного закупа, расположенных в казахстанском сегменте сети Интернет, работа которых синхронизирована с работой реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей. Порядок ведения реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей определяется компетентным органом.

3. При приобретении товаров, работ и услуг способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, объявление о проведении закупок, протоколы вскрытия конкурсных заявок, допуска к участию в конкурсе, подведения итогов подлежат обязательному размещению в реестре товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей.

При приобретении товаров, работ и услуг способами, указанными в подпунктах 1) и 3) пункта 1 настоящей статьи, объявления о проведении закупок и об их итогах подлежат обязательному опубликованию в периодических печатных изданиях на казахском и русском языках.

4. Недропользователи и их подрядчики, а также лица, уполномоченные недропользователями осуществлять закуп товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию в Республике Казахстан, обязаны осуществлять процедуры, связанные с приобретением товаров, работ и услуг, любым из способов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на территории Республики Казахстан.

5.      Требования настоящей статьи не распространяются на:

1) недропользователей, осуществляющих операции по разведке или добыче полезных ископаемых по контрактам, заключенным с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы;

2) недропользователей, приобретающих товары, работы и услуги в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;

3) юридических лиц, обладающих правом недропользования, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет национальный управляющий холдинг;

4) недропользователей, осуществляющих операции по государственному геологическому изучению недр за счет внебюджетных средств.»;

Пунктов 6 и 7 статьи 111, действующих в следующей редакции:

«6. Финансирование работ, связанных с ликвидацией или консервацией объекта, осуществляется за счет средств ликвидационного фонда. Отчисления в ликвидационный фонд производятся недропользователем на специальный депозитный счет в любом банке на территории Республики Казахстан.

По контрактам на недропользование, заключенным и действие которых не прекращено до 1 января 2009 года, по которым недропользователь начал осуществлять отчисления в ликвидационный фонд и отнес их на вычеты в налоговом периоде до 1 января 2009 года в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, сумма указанных отчислений должна быть размещена на специальном депозитном счете в любом банке на территории Республики Казахстан. Данная сумма отчислений, подлежащая размещению на специальном депозитном счете, уменьшается на сумму, использованную недропользователем за счет средств такого ликвидационного фонда на ликвидацию последствий разработки месторождений.

При этом использование ликвидационного фонда осуществляется недропользователем с разрешения компетентного органа, а по контрактам, заключенным с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы – данных органов. Условия о порядке формирования ликвидационного фонда, размере отчислений в ликвидационный фонд, периодичности таких выплат устанавливаются контрактом.

7. Если фактические затраты на ликвидацию объектов недропользования превысят размер ликвидационного фонда, недропользователь обязан осуществлять дополнительное финансирование ликвидации объектов недропользования. Если фактические затраты на ликвидацию меньше размера ликвидационного фонда, то оставшиеся деньги остаются у недропользователя.»;

статьи 121, действующей до 31 декабря 2018 года.

 

Статья 8. Установить, что, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, лицензии и разрешения на недропользование, выданные, и контракты на недропользование на недропользование, заключенные до введения в действие Кодекса, а также все связанные с ними акты исполнительных органов Республики Казахстан сохраняют свое действие.

Функции лицензионного органа – Правительства Республики Казахстан в отношении ранее выданных лицензий на недропользование возлагаются на компетентный орган.

Компетентный орган, а также местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы осуществляют контроль за соблюдением условий заключенных с ними контрактов.

 

Статья 9. Установить, что обладатели права недропользования по контрактам на добычу подземных вод обязаны в течение одного года с даты введения в действие Кодекса получить разрешение на специальное водопользование в пределах границ территории участка недр, определенного контрактом, в соответствии с водным законодательством.

Контракт на добычу подземных вод прекращается с даты выдачи разрешения на специальное водопользование либо по истечении указанного срока, если разрешение на специальное водопользование не было получено. 

 

Статья 10. Установить, что контракты на недропользование на добычу лечебных грязей прекращаются с даты введения в действие Кодекса с сохранением за лицом, являвшимся стороной контракта, права на земельный участок, предоставленный на основании данного контракта.

 

Статья 11. В контракты на недропользование, заключенные до введения в действие Кодекса, по соглашению сторон, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами или контрактом, могут быть внесены изменения.

Соглашение об изменении контракта на недропользование, заключается в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Сторона, имеющий намерение заключить соглашение об изменении контракта на недропользование, направляет другой стороне контракта уведомление о проведении  переговоров по изменению его условий. Переговоры от имени государственного органа, являющегося стороной контракта, проводятся рабочей группой. Положение о рабочей группе и ее состав утверждаются соответствующим государственным органом.

Если стороной контракта на недропользование является центральный исполнительный орган, в состав рабочей группы помимо иных членов также должны входить представители уполномоченного органа в области правового регулирования, и уполномоченного органа в области бюджетного планирования. Если стороной контракта на недропользование является местный исполнительный орган области, города республиканского значения или столицы, в состав рабочей группы помимо иных членов также должны входить представители территориального органа юстиции области, города республиканского значения и столицы соответственно.  

Государственный орган, являющийся стороной контракта на недропользование, обязан уведомить заявителя о принятии решения о проведении переговоров или об отказе в проведении таких переговоров в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления. В случае принятия решения о проведении переговоров, уведомление должно содержать дату и место проведения переговоров. Переговоры проводятся в течение двух месяцев. Срок проведения переговоров может быть продлен по решению государственного органа, являющегося стороной контракта на недропользование.

Результаты переговоров оформляется протоколом. Одобренный рабочей группой проект изменений в контракт на недропользование, подписывается государственным органом, являющимся стороной контракта, в течение пятнадцати рабочих дней с даты оформления протокола.

Условия изменений в контракт не могут быть менее выгодными для Республики Казахстан, чем условия, являвшихся основанием для предоставления права недропользования.

 

Статья 12. В случае необходимости внесения изменений в рабочую программу контракта, заключенного до введения в действие Кодекса, за исключением  контракта на разведку и (или) добычу углеводородов, к заявлению, предусмотренному абзацем первым статьи 8 настоящего Закона, прилагаются:

1) проект дополнения к контракту;

2) проект рабочей программы, составленной по форме, утвержденной компетентным органом;

3) письменное обоснование необходимости предлагаемых изменений;

4) проект плана разведки или, соответственно, плана горных работ, разработанный в соответствии с Кодексом.

Рабочая программа периода разведки должна включать следующие основные показатели по годам:

1) виды и объем геологоразведочных работ, сроки их выполнения;

2) виды и объем геологоразведочных работ, необходимых для оценки обнаруженного месторождения,  и сроки их выполнения (в случае продления срока контракта на разведку);

3) предполагаемая стоимость геологоразведочных работ;

4) объем иных контрактных обязательств в денежном выражении (финансовых обязательств)

5) лимиты изъятия проб на участке недр.

Рабочая программа периода добычи должна включать следующие основные показатели по годам:

1) объем добычи;

2) производственные объекты и сроки их проектирования и строительства (сооружения);

3) перечень необходимых инфраструктурных объектов, сроки их проектирования, строительства (сооружения);

4) предполагаемая стоимость работ по добыче;

5) объем иных финансовых обязательств, предусмотренных контрактом.

Положения настоящей статьи не применяются к контрактам на разведку твердых полезных ископаемых, заключенных по типовой форме до введения в действие Кодекса.

 

Статья 13. Внесение изменения в контракт на разведку полезных ископаемых, заключенный до введения в действие Кодекса, предусматривающего продление срока действия контракта (продление периода разведки по контракту на совмещенную разведку и добычу), допускается только в случае обнаружения месторождения полезных ископаемых, разведка которых предусмотрена контрактом.

В случае продления на период более десяти лет контракта на добычу полезных ископаемых на стратегическом участке недр, заключенного до введения в действие Кодекса, компетентный орган вправе требовать включения в условия контракта обязательств недропользователя:

1)       по созданию им или его дочерней организацией или совместным предприятием перерабатывающих производств;

2)   по модернизации либо реконструкции действующих добывающих производств недропользователя;

3)   по модернизации либо реконструкции действующих перерабатывающих производств;

4)   по предоставлению добываемого полезного ископаемого для переработки на перерабатывающие предприятия (производства), расположенных на территории Республики Казахстан;

5)   по реализации им или его дочерней организацией или совместным предприятием инвестиционного проекта соответствии с Предпринимательским кодексом или проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона.

Если право на добычу полезных ископаемых на стратегическом участке недр предоставляется другому лицу, то условия недропользования должны содержать одно из обязательств абзаца третьего настоящей статьи.

         К заявлению о продлении срока контракта прилагаются:

1) проект дополнения к контракту и рабочей программы на период продления;

2) письменное обоснование проведения работ и расходов на них в период продления;

3) проект плана разведки или, соответственно, плана горных работ, разработанный в соответствии с Кодексом.

Проект изменений к контракту на разведку дополнительно (помимо иных условий) должен содержать географические координаты участка недр, на котором предполагается осуществлять разведку обнаруженного месторождения, в пределах ранее выданного геологического отвода.

В случае продления срока контракта на разведку к заявлению дополнительно прилагается заключение уполномоченного органа по изучению недр, подтверждающее факт обнаружения месторождения полезных ископаемых, предусмотренных контрактом.

Продление срока контракта (договора) на государственное геологическое изучение недр, заключенного до вступления в силу Кодекса и финансируемого за счет внебюджетных средств, не допускается, если иное не предусмотрено условиями такого контракта. Если условиями данного контракта предусмотрена возможность продления его срока, такое продление допускается на период, оканчивающийся не позднее даты введения в действие Кодекса.

 

Статья 14. Установить, что по контрактам на недропользование, заключенным до введения в действие Кодекса, изменение границ участка недр осуществляется путем внесения соответствующих изменений в контракт.

В этом случае пространственные границы участка недр определяются территорией, обозначаемой угловыми точками в географической системе координат, и условными плоскостями, исходящими от границ такой территории до определенной глубины.

По контрактам на добычу полезных ископаемых, заключенным до введения в действие Кодекса, расширение участка недр допускается в размере, не превышающем половины от участка недр, определенного на дату введения в действие Кодекса.

 

Статья 15. По решению Правительства Республики Казахстан компетентный орган вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, заключенного на пользование стратегическим участком недр до введения в действие Кодекса, если действия недропользователя при проведении им операций по недропользованию приводят к изменению экономических интересов Республики Казахстан, создающему угрозу национальной безопасности. В этом случае компетентный орган обязан предупредить об этом недропользователя не позднее чем за два месяца.

Компетентный орган в одностороннем порядке отказывается от исполнения контракта, заключенного на пользование стратегическим участком недр до введения в действие Кодекса, в случае нарушения требований, предусмотренных  пунктом 1 статьи 33 Кодекса.

В случае совершения указанного нарушения, данное нарушение подлежит устранению в срок, не более одного года, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, а при невозможности восстановления – путем совершения с разрешения компетентного органа иных действий по переходу объектов, связанных со стратегическим участком недр. В случае устранения нарушения, недропользователь, в предусмотренные настоящим абзацем срок, письменно уведомляет об этом компетентный орган с приложением документов, подтверждающих устранение.

В случае не устранения нарушения в установленный срок, компетентный орган в одностороннем порядке отказывается от исполнения контракта путем направления недропользователю письменного уведомления. Контракт прекращается через три месяца с даты получения недропользователем уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Статья 16. При прекращении контракта, заключенного до введения в действие Кодекса, исполнение обязательств по ликвидации последствий операций по недропользованию осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом.

Лица, приступившие к ликвидации последствий операций по добыче полезных ископаемых до введения в действие Кодекса, обязаны обеспечить завершение ликвидации в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом.   

 

Статья 17. Установить, что обязательства недропользователей, предусмотренные контрактами, заключенными до введения в действие Кодекса,  по использованию оборудования, материалов и готовой продукции, произведенной в Республике Казахстан подлежат исполнению только недропользователями, заключившими контракт на недропользование до 1 января 2015 года. Данные обязательства остаются в силе до 1 января 2021 года. При продлении срока контракта, заключенного до 1 января 2015 года, обязательство по местному содержанию в товарах подлежит исключению.

 

Статья 18. Недропользователи, осуществляющие в рамках одного контракта на проведение нефтяных операций, заключенного до 1 января 2004 года, добычу на нескольких месторождениях углеводородного сырья, часть из которых включена в перечень высоковязких, обводненных, малодебитных или выработанных месторождений, утвержденный Правительством Республики Казахстан в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, вправе обратиться в компетентный орган о заключении в отношении такого (таких) месторождения (месторождений) отдельного контракта на добычу. Такой контракт может быть заключен на срок, оставшийся до завершения первоначального контракта.

 

Статья 19. Установить, что окончательные отчеты о проведенных геологоразведочных работах, представленные в государственные органы в целях выдачи заключения о рентабельности разведанных запасов полезных ископаемых, подлежат рассмотрению по правилам статьи 121 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года с учетом положений статьи 7 настоящего Закона.

 

Статья 20. Обладатели права недропользования по контрактам, заключенным до введения в действие Кодекса, вправе осуществлять деятельность на участке недр в соответствии с проектными документами, утвержденными в порядке, установленном законодательством, действовавшем до введения в действие Кодекса.

Изменения в указанные проектные документы вносятся по правилам внесения изменений в проектные документы, предусмотренным Кодексом. Указанные изменения не допускаются, если они не соответствуют обязательствам по видам и объему работ, предусмотренным рабочей программой контракта.

 

Статья 21. Установить, что по контрактам на добычу твердых полезных ископаемых, заключенным после 24 июня 2010 года, к операциям по недропользованию, помимо операций, указанных в Кодексе, относится деятельность по первичной переработке (обогащению) добытых твердых полезных ископаемых в соответствии с перечнем работ, определяемым соответствующим контрактом.

Для целей настоящей статьи признать, что первичной переработкой (обогащением) извлеченных из недр твердых полезных ископаемых является вид горнопромышленной деятельности, который включает сбор на месте, дробление или измельчение, классификацию (сортировку), брикетирование, агломерацию и обогащение физико-химическими методами (без качественного изменения минеральных форм полезных ископаемых, их агрегатно-фазового состояния, кристаллохимической структуры), а также может включать перерабатывающие технологии, являющиеся специальными видами работ по добыче полезных ископаемых (подземная газификация и выплавление, химическое и бактериальное выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений). При этом к первичной переработке твердых полезных ископаемых не относятся  работы, связанные с извлечением полезных компонентов из добытого сырья, а также работы (при наличии первичной переработки), следующие за первичной переработкой.

 

Статья 22. Установить, что техногенные минеральные образования, являющиеся государственной собственностью признаются частью недр.

Если такие техногенных минеральные образования расположены пределах территории участка недр, находящегося в пользовании на основании контракта на недропользование, заключенного до введения в действие Кодекса, недропользователь вправе осуществлять в отношении указанных минеральных образований операции по недропользованию, предусмотренные контрактом.

Для целей настоящей статьи, техногенными минеральными образованиями признаются скопления минеральных образований, горных масс, жидкостей и смесей, содержащих полезные компоненты, являющиеся отходами горнодобывающих и обогатительных, металлургических и других видов производств.

Статья 23. Установить, что обладатели права недропользования по контрактам на твердые полезные ископаемых, заключенным до введения в действие Кодекса, а также по контрактам, заключенным с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения или столицы, вправе с разрешения комиссии, создаваемой компетентным органом, в состав которой, в том числе, должны входить представители уполномоченных органов в области бюджетного планирования, охраны окружающей среды, промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологической службы, по управлению земельными ресурсами и местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, в любое время до истечения срока такого контракта перейти на условия недропользования, предусмотренные Кодексом, путем переоформления права недропользования на основании выдачи лицензии на недропользование.

Лицензия выдается на срок, определяемый в соответствии с Кодексом.

В случае выдачи лицензии на недропользование в соответствии с настоящей статьей, положения подпункта 4) пункта 1 статьи 20 Кодекса не применяются.

Контракт на недропользование прекращается с даты выдачи лицензии.

Переоформление права недропользования в соответствии с настоящей статьей не прекращает права недропользования, возникшего на основании контракта, а также не влечет прекращения имеющихся на момент переоформления обременений права недропользования.

 

Президент

Республики Казахстан

 

  • 20631
  • 0
  • 22 марта 2017

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.