№НК-УМН-2-15/6464 от 12.07.2005 Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан относительно применения нерезидентами положений международного договора доводит до сведения следующее.
На сегодняшний день порядок применения положений международных договоров, связанных с подтверждением резиденства, регламентирован нормами  Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и  Правил администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных Республикой Казахстан, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 октября 2002 года № 469 (далее – Правила). Указанный порядок осуществляется нерезидентами как путем подачи заявления, так и без подачи заявления с представлением документа, подтверждающего резидентство.
1. В соответствии с подпунктами 3), 4)  статьи 203 Налогового кодекса одними из требований при подаче заявления на применение положений международного договора являются:
– подтверждение резидентства заявителя компетентным или уполномоченным органом государства заявителя, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор (на бланке указанного заявления или с приложением документа, подтверждающего резидентство);
– осуществление дипломатической или консульской легализации подписи и печати органа, заверившего резидентство нерезидента (документа, подтверждающего резидентство), в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан или международным договором, одной из сторон которого является Республика Казахстан.
2. В соответствии со  статьями 199 - 201-1 Налогового кодекса налоговый агент имеет право в отношении налогообложения отдельных видов доходов юридических лиц – нерезидентов и доходов физических лиц – нерезидентов, полученных из источников в Республике Казахстан, в момент выплаты доходов таким нерезидентам применить соответствующий международный договор без подачи нерезидентом заявления на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство, если такой нерезидент является окончательным получателем доходов и имеет право на применение такого международного договора.
Согласно  пункту 76 Правил документ, подтверждающий резидентство иностранного лица, представляет собой официальный документ, заверенный компетентным органом иностранного государства, резидентом которого оно является, о подтверждении того, что иностранное лицо – получатель дохода является резидентом соответствующего государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор.
В соответствии с  пунктом 77 Правил документ, подтверждающий резидентство иностранного лица, должен быть легализован, и в случае отсутствия дипломатической или консульской легализации такой документ является недействительным.
Вместе с тем, Республика Казахстан является страной - участницей  Конвенции, отменяющей требование консульской легализации иностранных официальных документов (далее – Гаагская Конвенция).
Гаагская Конвенция, положения которой действуют только между странами ее участницами, отменяет дипломатическую или консульскую легализацию официальных иностранных документов, которая осуществлялась до ее введения, и заменяет ее формальной процедурой проставления апостиля. При этом, согласно  статье 4 данной Конвенции апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом и должен соответствовать единому образцу, установленному Гаагской Конвенцией. То есть, апостилирование копий документов, в том числе нотариально заверенных, Гаагской Конвенцией не предусмотрено.
Как это следует из подпункта 3) статьи 203 Налогового кодекса резидентство может быть подтверждено либо на отдельном документе, либо на бланке заявления на применение положений международного договора по  форме 102.01, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан (далее – заявление по форме 102.01).
Таким образом, в случае представления нерезидентом документа, подтверждающего резидентство, такой документ должен быть подписан должностным лицом и скреплен печатью уполномоченного органа иностранного государства, резидентом которого является нерезидент. В случае, если резидентство подтверждается на бланке заявления по форме 102.01, то соответствующий раздел заявления заверяется подписью должностного лица и печатью уполномоченного органа иностранного государства.
При этом апостилирование осуществляется на самом документе, подтверждающем резиденство, или на бланке заявления по форме 102.01, так как согласно  статье 5 Гаагской Конвенции апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
То есть, для целей налогообложения существенным является действительность подписи лица и его полномочия на заверение резидентства в целях налогообложения. При снятии же с них копий и их нотариального заверения с целью последующего проставления апостиля на подпись заверившего их нотариуса, подвергается сомнению подпись лица, изначально подтвердившего резидентство, так как именно его подпись, полномочия и печать не апостилированы, следовательно, их подлинность надлежащим образом не удостоверена.
В этой связи, органам налоговой службы при принятии документов необходимо обратить внимание на соответствие их вышеуказанным признакам.
Между тем, в соответствии со  статьей 12 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года, заключенной в г. Кишинев государствами – участниками Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), и ратифицированной Республикой Казахстан То есть, в Республике Казахстан документы из стран СНГ, в том числе подтверждающие резидентство, принимаются без легализации и апостилирования.
В свою очередь, официальные документы, поступающие из государств, не являющихся участниками Гаагской и Кишиневской Конвенций, подлежат легализации в соответствии с  законом Республики Казахстан от 14 июля 1997 года «О нотариате» и  Правилами консульской легализации, утвержденными приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 21 ноября 2000 года № 264 (далее – Правила консульской легализации).
В связи с этим, при применении статьи 203 Налогового кодекса налоговые органы должны принимать:
а) документы без какого-либо удостоверения, исходящие из государств – участников Кишиневской  Конвенции;
б) апостилированные документы, исходящие из государств-участников Гаагской Конвенции;
в) легализованные документы, поступающие из государств, не являющихся участниками Гаагской и Кишиневской Конвенций.
Следует отметить, что Налоговым кодексом не предусматривается возможность представления копий документов, подтверждающих резидентство, в связи с чем, официальными документами признаются документы, подтверждающие резидентство, предъявляемые иностранными лицами в налоговые органы только в оригинале.
Согласно  пункту 19 Правил консульской легализации документы на легализацию принимаются как в подлинниках, так и в нотариально заверенных копиях.
Однако, данная норма пункта 19 указанных Правил в части принятия нотариально заверенных копий документов, связанных с подтверждением резидентства в целях налогообложения, не применима, поскольку она не соответствует требованиям подпунктов 3) и 4) статьи 203 Налогового кодекса.
Вместе с тем, наряду с документами, подтверждающими резидентство, органы налоговой службы осуществляют прием других документов (учредительные документы, контракты и т.д.), исходящих из государств-участников Гаагской Конвенции или государств, не являющихся участниками Гаагской Конвенции, которыми могут быть документы, удостоверенные нотариусами этих стран, в случае, если такие документы согласно положениям Налогового кодекса могут быть представлены в копиях.
В связи с вышеизложенным, документы, подтверждающие резидентство, в органы налоговой службы Республики Казахстан представляются только в оригинале с осуществлением легализации подписи и печати органа, заверившего резидентство нерезидента (документа, подтверждающего резидентство), в соответствии с подпунктом 4) статьи 203 Налогового кодекса или с проставлением апостиля на подпись и печать органа, заверившего резидентство нерезидента (документа, подтверждающего резидентство), в случае, если нерезидент – заявитель является резидентом страны, присоединившейся к Гаагской Конвенции.
Подтверждение резидентства нерезидента возможно также на бланке заявления по форме 102.01, которое принимается налоговым органом при выполнении требований, установленных статьей 203 Налогового кодекса.
Первый заместитель Председателя
Налогового комитета Министерства финансов
Республики Казахстан
Н. Усенова 




  • 852
  • 0
  • 12 Июля 2005

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.