Доклад Министра национальной экономики Сулейменова Т.М. о новом Налоговом кодексе

Доклад Министра национальной экономики Сулейменова Т.М. на тему «Основные направления фискальной политики в рамках повышения устойчивости государственных финансов» на парламентских слушаниях в Сенате, 17.03.17


Дата публикации: 17.03.2017 
Дата изменения: 28.03.2017 17:42:10

В целях реализации задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» деятельность Министерства национальной экономики в области фискальной политики будет сконцентрирована на следующих приоритетных направлениях:

1. повышение эффективности бюджетных расходов;

2. сохранение активов Национального фонда и повышение устойчивости государственных финансов;

3. снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов и стимулирование роста доходов от ненефтяного сектора;

4. снижение нагрузки на бюджет за счет приватизации и привлечения частного сектора;

5. повышение самостоятельности МИО в рамках фискальной децентрализации.

Первое.В целях повышения эффективности бюджетных расходов будут упрощены бюджетные процедуры.

Процедуры планируется упростить как на этапе планирования, так и исполнения бюджета.

Данная работа станет продолжением работы, начатой в 2013 году в рамках реализации Концепции новой бюджетной политики.

Как вы помните, с 2016 года в связи с укрупнением республиканских бюджетных программ расширена самостоятельность госорганов по перераспределению  средств внутри бюджетных программ.

С предоставлением самостоятельности усилена ответственность госорганов за результативность использования бюджетных средств. Так, с 2014 года введена дисциплинарная ответственность за недостижение показателей результатов бюджетных программ, в том числе при полном освоении бюджетных средств.

В настоящее время в Бюджетном кодексе предусмотрено 27 видов ответственности за нарушения бюджетного законодательства. При этом ее акцент смещен от ответственности за неосвоение к ответственности за недостижение результатов.

Для упрощения реализации целевых трансфертов регионам с 2015 года отменены соглашения по целевым текущим трансфертам.

Также с 2015 года МИО включают в местный бюджет дополнительно выделенные в течение года целевые трансферты без проведения сессии маслихата (путем корректировки решением акимата).

Главой государства в Послании указано на необходимость сокращения времени доведения средств до реальной экономики.

В связи с этим в настоящее время совместно с Министерством финансов прорабатываются меры покардинальному упрощению бюджетных процедур.

1) Прежде всего, предлагается значительно упростить процесс разработки и утверждениягосорганами бюджетных программ, исключив излишние этапы согласования.

В результате сроки разработки бюджетных программ сократятся в среднем на 10 дней.

2) По примеру соглашений по целевым текущим трансфертам с 2018 года будут отменены соглашения по целевым трансфертам на развитие.

Это позволит на уровне областей, гг. Астаны и Алматы сократить более 180 документов, а на уровне районов – более1500.

3) Кроме того в рамках исполнения поручений Главы государства считаем необходимым предоставитьбольше самостоятельности госорганам в управлении бюджетными средствами.

В связи с этим предлагается предоставить центральным и местным исполнительным органам правоперераспределять средства внутри одной бюджетной программы развития между утвержденными инвестиционными проектами по решению АБП (без вынесения на бюджетную комиссию).

Параллельно будет снято ограничение по внесению изменений в бюджетные программы по инициативе государственного органа 1 раз квартал.

4) Кроме того будет проработан механизм перераспределения средств от госорганов, не осваивающих средства, госорганам, более эффективно управляющими средствами.

Бюджетные процедуры будут упрощены также в ходе исполнения бюджета, о чем более подробно расскажет Министерство финансов.

Все это позволит значительно сократить время на разработку документов, необходимых для исполнения бюджета, а также повысит оперативность управления бюджетными средствами в течение года.

Также с внедрением с 2017 года новой Системы оценки работы госаппарата будет предусмотрена ответственность руководителя государственного органа за снижение показателей эффективности деятельности оцениваемого государственного органа, а также ухудшение ситуации во вверенной отрасли.

В настоящее время совместно с Министерством финансов разрабатывается соответствующий пакет поправок в Бюджетный кодекс, который в сентябре т.г. будет представлен на рассмотрение Парламента.

В реализацию поручения Главы государства средства бюджета будут перераспределены с неэффективных программ на программы, обеспечивающие реализацию задач Третьей модернизации.

Данная работа будет начата Министерством финансов уже при формировании для госорганов лимитов расходов на 2018-2020 годы.

В свою очередь, Министерством национальной экономики будут рассмотрены цели и целевые индикаторы стратегических планов госорганов на соответствие установленным приоритетам.

Хотелось бы отметить, что продолжится реализация программы ДКБ-2020, которая стала эффективным инструментом стимулирования развития МСБ.

Так, за весь период реализации программы ДКБ-2020 с 2010 по 2016 год участниками, получившими господдержку, уплачено в бюджет налогов на сумму 528,0 млрд. тенге, произведено продукции на 6,6 трлн. тенге, создано 81,3 тыс. рабочих мест.

Второе.В связи с падением мировых цен на нефть и возросшим использованием Национального фонда возрастает актуальность сохранения Нацфонда.

На конец 2016 года валютные активы Национального фонда составили 61,2 млрд. долл. США, снизившись за год на 3,4%.

Кроме того, с 2014 года зависимость бюджета от трансфертов из Национального фонда значительно возросла. Их доля в поступлениях республиканского бюджета в 2017 году увеличилась до 45,8 %.

В связи с этим, в прошлом году Главой государства утверждена новая Концепция формирования и использования Национального фонда.

Новая Концепция нацелена на недопущение истощения Национального фонда и сохранение его для будущих поколений казахстанцев.

Концепцией вводится ряд новшеств.

1) Размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет будет постепенно сокращен с 2 880 млрд. тенге до 2 000 млрд. тенге с 2020 года.

Проект республиканского бюджета на 2018-2020 годы будет сформирован уже с учетом введенного ограничения по гарантированному трансферту.

2) Введен запрет на предоставление из Национального фонда облигационных займов квазигосударственному сектору.

3) В Национальный фонд будут дополнительно направляться поступления от приватизации объектов республиканской собственности и квазигосударственного сектора.

Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс уже внесены в Мажилис Парламента.

4) В дополнение к ограничению по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде (не менее 30 % от ВВП) введено ограничение по объему долга Правительства (с учетом гарантированного долга) и внешнего долга квазигосударственного сектора, который суммарно не должен превышать размер валютных активов Национального фонда.

На 01.01.2017 г. сумма долга Правительства с учетом гарантированного долга (27,5 млрд. долларов США) и внешнего долга трех холдингов (21,9 млрд. долларов США) составила 49,4 млрд. долларов США.

В связи с этим в Мажилис Парламента внесены поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие мониторинг и контроль внешнего долга квазигосударственного сектора путем согласования с Правительством привлекаемых займов.

5) В целях обеспечения сохранности и доходности активов Национальным банком будет продолжена политика диверсификации активов сберегательного портфеля Национального фонда.

В течение 3-5 лет планируется перейти от консервативного распределения сберегательного портфеля (80% в облигациях на 20% в акциях) к сбалансированному распределению (60% облигаций, 35% акций и до5% альтернативных инструментов).

С учетом данных подходов при цене на нефть не ниже 50 долларов/баррель валютные активы Национального фонда предполагается увеличить в 2030 году до 80 млрд. долларов США.

В связи с сокращением использования средств Национального фонда сбалансированность бюджетабудет обеспечиваться за счет принятия мер как по укреплению доходной части бюджета, так и оптимизации и рационализации бюджетных расходов.

Третье. В целях снижения зависимости бюджета от нефтяных доходов будут приниматься меры постимулированию роста доходов от ненефтяного сектора.

Рост доходов от ненефтяного сектора во многом будет обеспечиваться дополнительной экономической активностью, генерируемой Правительственными программами.

Кроме того, в текущем году в рамках реализации Послания Главы государства в целях приведенияналоговой политики к новым экономическим условиям будет разработан новый Налоговый кодекс.

Главной задачей реформирования налоговой системы является сохранение стабильности доходов бюджета и увеличение доходов бюджета в долгосрочной перспективе за счет повышения инвестиций в разработку новых месторождений.

Также будут приняты меры по совершенствованию механизмов взимания налога на добавленную стоимость, в том числе путем  введения электронных счетов-фактур, отмены отдельных льгот по НДС.

Для стимулирования вывода бизнеса из «тени» и вовлечения в легальный оборот, сокращения неформальной занятости будут реформированы действующие налоговые режимы и отменены неэффективные налоговые льготы, в том числе противоречащие условиям ВТО.

В рамках совершенствования налогового администрирования предусматривается введение всеобщего декларирования с 2020 года, автоматизация системы контроля, международное взаимодействие по обмену информацией, внедрение Е-аудита.

В целом, в долгосрочной перспективе задачей налоговой политики является создание гибкой, прозрачной и благоприятной налоговой системы с постоянным совершенствованием налогового администрирования.

Четвертое. Снижению нагрузки на бюджет будет способствовать проводимая работа по приватизации и передаче предприятий с госучастием в конкурентную среду.

Правительством продолжается реализация Комплексного Плана приватизации на 2016-2020 годы, которым предусматривается приватизация 780 организаций.

В 2016 году передано в конкурентную среду 244 объекта на сумму 30,7 млрд. тенге, в том числе 13 объектов республиканской собственности, 111 объекта коммунальной собственности и 120 объектовнациональных холдингов  и СПК.

В целом, начиная с июня 2014 года по декабрь 2016 года реализовано 394 объекта на сумму 105,7 млрд. тенге.

Также, из 215 активов АО «ФНБ «Самрук-Казына», подлежащих передаче в конкурентную среду, приняты решения по 157 активам.

Кроме того, по итогам проведенной инвентаризации в перечень объектов для приватизации дополнительно будет включено 103 подведомственных организаций госорганов. 623 организацииреспубликанской и коммунальной собственности будут реорганизованы или ликвидированы.

В соответствии с поручением Главы государства приватизация в рамках Комплексного плана завершится до конца 2018 года.

Следует отметить, что пополнение бюджета не является главной целью проводимой приватизации. Приватизация, прежде всего, направлена на расширение частного сектора экономики как основы для дальнейшего роста.

Пятое.В рамках продолжения политики фискальной децентрализации финансирование местных бюджетных инвестиционных проектов, на которые ранее выделялись целевые трансферты из республиканского бюджета, планируется передать местным бюджетам.

Речь идет о таких проектах, как школы, детские сады, небольшие объекты здравоохранения (ФАПы и мед.пункты), объекты культуры (клубы, дома культуры), объекты спорта (ФОКи), дороги внутри поселков, сел и городов районного значения, объекты водоснабжения и водоотведения (канализационно-очистительные сооружения и пр.).

В рамках утвержденных на 2017-2019 годы трансфертов общего характера возможности местных бюджетов по финансированию местных инвестиционных проектов существенно расширены.

Прогноз бюджета развития МИО в 2017 году увеличен до 539,4 млрд. тенге или на 193,6 млрд. тенге по сравнению с прогнозом на 2016 год.

Кроме того, в 2016 году вступил в силу Закон «О государственно-частном партнерстве».

В соответствии с поручением Главы государства Министерством в начале 2016 года была проведенаширокомасштабная разъяснительная работа в регионах по практическому применению законодательства в сфере ГЧП.

По ее итогам подготовлены и представлены для всех заинтересованных лиц Практические рекомендации по реализации проектов ГЧП с приложением готовых заполненных форм документаций по типовым проектам.

Для применения упрощенных процедур Министерством разработаны типовые документации по проектам в 10 отраслях экономики, что позволяет сократить сроки от экспертизы концепции до заключения контракта до 4-6 месяцев, что в 2,5 раза меньше стандартных процедур. В соответствии с предложениями Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», банков второго уровня и регионов сокращены сроки экспертиз и согласований почти в 2 раза (от 11 до 6 месяцев).

В результате, активизирована работа в регионах и уже в 2016 году заключены договора по 31 проектуна общую сумму 21,2 млрд. тенге;

на сегодня, на стадии конкурса находятся еще 16 проектов на сумму 11,4 млрд. тенге;

на стадии разработки концепции/концессионного предложения находятся более 250 проектов.

В целом, в соответствии с посланием Главы государства народу Казахстана и для дальнейшей активизации развития ГЧП в 2017 году планируется:

I. Совершенствование законодательства в области ГЧП в части:

1) внедрения «программного» ГЧП по примеру Программы «Балапан».Данная форма ГЧП предполагает, что все процедуры отбора частного партнера и реализации проектов ГЧП будут прописаны в упрощенной форме для каждой сферы в государственных и правительственных программах.

2) упрощения процедур планирования проектов ГЧП,исключения этапа разработкиконцессионного предложения и концепции проекта ГЧП (с отражением их в конкурсной документации).

Данная мера позволит сократить сроки планирования проектов ГЧП дополнительно на 30 рабочих дней.

3) исключения этапа экспертизы договора ГЧП после проведения переговоров с потенциальным частным партнером свключением экспертизы договора ГЧП в состав экспертизы конкурсной документации.

В целом процесс разработки проектов ГЧП будет сокращен с 5 до 3-х этапов, это: 1) разработка инвестиционного предложения; 2) проведение конкурса; 3) заключение договора ГЧП.

II.Для привлечения более широкого круга инвесторов путем обеспечения доступа к консолидированной информации по проектам ГЧП, Министерством будет запущена Единая информационная база по проектам ГЧП для обеспечения доступности информации для потенциальных инвесторов. В рамках дальнейшей фискальной децентрализации новшеством в развитии бюджетной системы станет внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа.

Самостоятельный бюджет МСУ позволит местному населению напрямую участвовать в распределении средств и решении вопросов для улучшения жизни. Соответствующий законопроект еще предстоит обсудить в Сенате Парламента. Все планы по реализации поручений Главы государства приняты. Министерство национальной экономики приступило к их реализации. Выполнение поставленных задач находится на постоянном контроле Правительства. В своей работе готовы учесть предложения депутатского корпуса по повышению эффективности бюджетных расходов.





  • 1457
  • 0
  • 3 апреля 2017

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.