Пониженные ставки НДС и налог с оборота
Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения изменений в Налоговый кодекс на пленарном заседании Мажилиса 25 мая 2022 года
Рассматриваемый законопроект направлен на выполнение поручений президента и заслуживает поддержки уже потому что призван устранить дисбаланс, когда налоговая нагрузка на сырьевых олигархов не соответствовала извлекаемым ими доходам.
Но я хотел бы высказаться по тем моментам, которые остались за рамками этого законопроекта, но которых давно и безуспешно ждут сами предприниматели.
Прежде всего, нужно отметить, что у налогов есть не только фискальная, но и стимулирующая функция, о которой упорно забывают чиновники. Налоговая политика дает сигналы бизнесу, какие сектора государство считает нужным развивать, а какие уже крепко стоят на ногах.
Так, начиная с 2012 года фракция Демпартии «Ак жол» настойчиво предлагает правительству ввести отраслевые пониженные ставки НДС для социальных и приоритетных товаров.
Этот подход широко используют страны ОЭСР и Евросоюза: Швеция, Испания, Германия, Австрия, Польша, Литва и др. Общая ставка НДС там может быть 20-25%, а для сельского хозяйства - 0%, пищевой продукции и потребительских товаров – 3-5%, для строительства жилья, стройматериалов, машин и оборудования – 6-8%.
Несколько лет назад даже Россия внедрила этот механизм для продовольственных товаров отечественного производства.
Однако наше правительство упорно отказывается от таких инициатив.
В 2020 году, уже Президент К.Токаев, своим решением в рамках ЧС, временно ввёл пониженную ставку НДС на социальные товары. Но три попытки нашей фракции в том же году внести соответствующую норму в Кодекс вновь наткнулись на отказ правительства, под предлогом «неудобства администрирования».
Так для кого должны быть удобными налоги, для предпринимателей или для чиновников?
Сегодня на повестке дня борьба с ростом цен. Вот вам, уважаемые госорганы, – конкретный инструмент для снижения себестоимости товаров.
Он тем более актуален, что в рамках НДС получило широкое распространение двойное налогообложение, причём уже не с добавленной стоимости, а с оборота.
Дело в том, что согласно ст.403 Налогового кодекса, налоговые органы имеют право исключать НДС из зачётной части и взыскивать его не только с конечной операции, а с полного цикла оборота товара, за всех предшествующих участников оборота.
Да, на бумаге это касается фактов уклонения от уплаты налогов и выписки фиктивных счетов-фактур. Но на практике эта норма получила самое широкое распространение, коснулась десятков тысяч предприятий, в ряде случаев привела к разорению бизнеса, когда, например, ТОО с годовым оборотом в 400 млн.тг начисляют налоги на 3-5 млрд. тг. И это реальные примеры.
Эта норма стала едва ли ни самой широко используемой для шантажа, вымогательств и рейдерского захвата предприятий.
Об этих проблемах президент Токаев буквально на днях говорил с бизнесом.
О том, как контролирующие органы по-своему читают закон, говорит пресса: так, за один только вчерашний день в Алматы прокуратура отменила доначисления налогов на 757 предпринимателей, в столице – ещё на 170 субъектов МСБ. Это только в двух городах, и только за один день.
Или другая наболевшая проблема – возврат метода зачёта по НДС на импорт пестицидов и племенных животных. Тысячи сельхозпроизводителей ждут этой нормы с 1 января, от которой бюджет ничего не теряет, зато у фермеров изымаются оборотные средства.
Вот где и цены на мясо, молоко, пшеницу и т.д.
А законопроект обходит эту проблему и оставляет аграриев у разбитого корыта. И где тут сдерживание цен на продукты, где позиция Минсельхоза?
Вопрос и к самому НДС.
По природе это налог для сдерживания перепроизводства.
Но у нас – кризис не перепроизводства, а «недопроизводства».
Сегодня уже около двух третей кредитов идут не на производство, а на потребление, на финансирование импортозависимости.
Для сырьевых экономик как наша, НДС ещё и стимул вывозить сырьё, а готовые товары выгоднее импортировать, чем производить. Недаром у нас возврат НДС сырьевикам сопоставим с теми налогами, которые они уплачивают и служит огромным источником дополнительной прибыли за счёт государства.
Фракция «Ак жол» ранее уже предлагала, если правительство не хочет вводить пониженные ставки НДС для социальных товаров, то вообще рассмотреть вопрос о замене НДС со всей его бюрократией - на налог с оборота/продаж. Это более честный подход. Такой налог должен быть в 3-4 раза ниже НДС. Тогда производить будет выгоднее, чем импортировать и перепродавать чужое. А главное – и расчёты налога будут максимально простыми и понятными для всех.
В своё время Правительство пыталось подойти к этой реформе, но само же убило идею, не захотев существенно снижать ставку и включив каскадный метод начисления. Давайте вернёмся и изучим вопрос.
Ещё одна тема: после январских событий Глава государства как главную задачу обозначил борьбу с бедностью. Это можно сделать только через развитие массового предпринимательства.
Но предпринимательство задыхается под горой отчётов и проверяющих. Тот же НДС нереально сложный для малого бизнеса налог, где предприниматель сам себе и кассир, и юрист, и бухгалтер.
Поэтому для малых предприятий мир давно придумал «Вменённое налогообложение» (патент): заплатил один раз в год – и больше никто к тебе не лезет с проверками и штрафами.
Одно это решение создало бы столько рабочих мест, сколько не создала ни одна программа занятости, на которые тратим десятки и сотни миллиардов.
Но получаем ответ Правительства – это «пройденный этап», лучше НДС. А НДС – значит отчёты, проверки, штрафы и взятки.
Предприниматель закрывает дело и идёт просить соцпособие.
И таких примеров игнорирования здравых идей молодыми, но уже равнодушными чинушами – десятки.
Давно пора переходить к сервисной модели налогообложения, т.е. не штрафовать, а помогать предпринимателям.
На той же встрече с бизнесом президент отметил дефицит мысли в экономическом блоке правительства.
На самом деле, бизнес и партия «Ак жол» годами выдвигают инициативы, направленные на глубокую реформу экономической политики, на создание принципиально иного делового климата.
Но все они тонут в бюрократической машине.
А бизнесу, экономике нужна новая парадигма, нужны перемены, а не просто слова про Новый Казахстан.
И реформа Конституции ведётся чтобы начать уже менять и модель государственного управления, и саму жизнь.
Так почему же вы стараетесь всё оставить как было раньше, с тотальным контролем, преследованиями предпринимателей, штрафами и взятками?
Фракция Демократической партии «Ак жол» наверно в 100-ый раз требует рассмотреть перечисленные выше предложения и некоторые другие, которые мы внесём в ходе обсуждения законопроекта.
Мы поддержим данный документ с условием самого серьёзного изучения наших инициатив. Очередные отписки нас не интересуют.
Если уже берётесь выполнять поручения Президента – то имейте гражданскую смелость выполнять не только дословные указания, но и смысл этих реформ, имейте смелость идти на реальные и глубокие перемены экономической политики.
Иначе такое впечатление, что у чиновников дефицит не только мысли, но и дефицит духа, дефицит государственности.
Благодарю за внимание.
- 7615
- 0
- 30 мая 2022
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.