НДС возврат в связи с применением СУР

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «С» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о превышении налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «С» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.04.2021г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о превышении НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 1 026 661,1 тыс.тенге.

Компания «С» не согласна с данным уведомлением о результатах проверки и при этом приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что основным видом деятельности Компании «С» является оптовая реализация фруктами и овощами. Реализация товаров, облагаемых по нулевой ставке, осуществляется на постоянной основе с начала деятельности Компании «С».

Компанией «С» отмечено, что превышение НДС сложилось по отнесенным в зачет суммам НДС, уплаченным по импортированным товарам, что подтверждается соответствующими документами (договоры, декларации на товары, товаросопроводительные документы, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, банковские документы, счета-фактуры и т.д.).

Импортированные товары (овощи, фрукты, ягоды) Компанией «С» были приобретены в Республике Узбекистан (РУ), а затем реализованы в Российскую Федерацию (РФ).

По мнению Компании «С», превышение НДС подлежит возврату согласно нормам статьи 429 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс), так как в акте налоговой проверки указано о подтверждении заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде, об отсутствии расхождений в заявлениях на бумажном и электронном носителях, об отсутствии не поступления валютной выручки.

Кроме того налоговым органом, проводившим проверку, получен ответ на запрос, направленный в ФНС РФ, в котором указано о подтверждении взаиморасчетов Компании «С» с Компанией «Х» (РФ), в адрес которого произведен экспорт товаров.

Компания «С» считает не обоснованным направление, в конце завершения налоговой проверки, запросов в Комитет государственных доходов (КГД) для перенаправления в уполномоченные органы других государств в целях подтверждения отгрузки товаров для Компании «С».

Также в жалобе указано, что в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК) юридические лица должны действовать добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая соответствующие требования, установленные законодательством.

Как следует из акта налоговой проверки, сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составила 1 026 914,9 тыс.тенге, в том числе: направленным запросам (в том числе по прекращенным запросам) - 12,9 тыс.тенге; в связи с наличием нарушений, выявленных по результатам применения Системы управления рисками (СУР) - 240,9 тыс.тенге; в связи с неполучением ответов на запросы - 1 026 661,1 тыс.тенге. В связи с чем, по результатам налоговой проверки предъявленное Компанией «С» к возврату превышение НДС в сумме 1 026 661,1 тыс.тенге не подтверждено к возврату.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Тематическая проверка Компании «С» проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в Декларации по НДС за 4 квартал 2021 года за период с 01.04.2021г. по 31.12.2021г. в сумме 1 026 661,1 тыс.тенге, из них: за 2 квартал 2021 года - 910 616,6 тыс.тенге; за 3 квартал 2021 года - 2 119,0 тыс.тенге; за 4 квартал 2021 года - 113 925,5 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС определены в статье 152 Налогового кодекса.

Так, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 137 Налогового кодекса критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

Приказом от 02.02.2018г. №118 Министра финансов РК утверждены Правила применения СУР в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска (далее - Правила №118).

Согласно пункту 6 Правил №118 в случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет 35 и более баллов, налогоплательщик относится к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В данном случае, по результатам налоговой проверки установлено, что суммарный итог баллов по итогам оценки деятельности Компании «С» с использованием критериев составил более 35 баллов. То есть, Компания «С» относится к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В соответствии с пунктом 9 Правил №118 в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, орган государственных доходов за проверяемый налоговый период, формирует аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам товаров, работ, услуг.

В рассматриваемом случае, Компания «С» (Покупатель) был заключен Контракт от 00.00.2019г. (далее - Контракт) с Компанией «K» (Продавец), являющимся резидентом Азербайджанской Республики (АР).

Согласно Контракту Продавец обязуется поставить, а Покупатель обязуется принимать поставляемый товар. Предметом поставки является плодовоовощная продукция. Поставка товара Покупателю осуществляется на условиях DAP пункта таможенной очистки в РК. Продавец в течении 2-х дней после отправки товара направляет Покупателю перечень следующих документов: счет-фактура, сертификат о происхождении товара СТ-1, фитосанитарный сертификат. Качество каждой партии товара должно полностью соответствовать требованиям нормативной документации и подтверждаться соответствующими документами.

При этом пунктом 4.6. Контракта установлено, что отправителями товара могут выступать: Компании Республики Узбекистан (РУ).

Согласно Дополнительным соглашениям к Контракту указанный список грузоотправителей товаров с РУ дополнен.

В ходе тематической проверки, в целях подтверждения взаиморасчетов Компании «С» с Компанией «K» (АР) и вышеуказанными отправителями товаров из РУ, налоговым органом были направлены запросы в КГД:

- от 00.00.2022г. для получения сведений и направления запроса в МН АР;

- от 00.00.2022г. для получения сведений и направления запроса в ГНК РУ.

На момент завершения проверки ответы по запросам не получены.

В соответствии с подпунктами 2), 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право: запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами Республики Казахстан; направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.

Следует указать, что согласно пункту 10 статьи 429 Налогового кодекса правила возврата превышения НДС утверждаются уполномоченным органом.

Приказом от 19.03.2018г. №391 Министра финансов РК утверждены Правила возврата превышения НДС (далее - Правила №391).

В соответствии с пунктом 14 Правил №391 не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

отсутствия поставщика по месту нахождения;

утраты учетной документации поставщика.

В акте налоговой проверки указывается основание невозврата НДС.

Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 1 026 661,1 тыс.тенге, предъявленное Компанией «С», являются обоснованными.

Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 6 Правил №391 требование о возврате суммы превышения НДС плательщиком НДС предъявляется к возврату в течение срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 2022г., принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Министерством финансов Республики Казахстан









  • 10727
  • 0
  • 25 августа 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.